search
main
0

Урок калмыцкой литературы в 10 классе на тему: «Александр Сергеевич Пушкин и калмыцкая литература, история, культура».

На уроке предметные задачи решаются через знакомство с переводной литературой калмыцких поэтов, расширение знаний об их творчестве; метапредметные задачи решаются через развитие навыков анализа, сравнения, обобщения. Задачи личностного развития решаются через приобщение учащихся к истории калмыцкого народа, актуализацию знаний о Пушкине как авторе произведений о калмыках, уважительно относившемся к истории народа.

В основе занятия –

технология проблемного урока.

Данная технология рекомендуется авторами стандартов нового поколения. Но ее выбор в большей степени продиктован тем, что она  особенно эффективна при представлении нового материала. Так, представление мультфильма в начале урока – это прием

постановки проблемы, создания проблемной ситуации

.  Ребята сразу озадачены и заинтригованы: о чем пойдет речь? Этот прием, на мой взгляд,  удачно сочетался с аудиовизуальным методом  обучения.

Поиск решения проблемы осуществляется через  прием побуждающего диалога, который рождается в ответ на вопрос: почему известные калмыцкие поэты часто переводили произведения именно Пушкина? Только ли потому что он великий поэт?

На этапе решения проблемы, кроме побуждающего диалога, использовался

прием выдвижения и проверки гипотез.  Проникновение вглубь истории народа позволяет ребятам выдвинуть  и подтвердить гипотезу  о том, что Пушкин был замечательным историком и узнал о том, что историческая родина калмыков – не приволжские степи, вследствие чего поменял одну строчку в своем стихотворении «Памятник». Выдвигались и рассматривались гипотезы, насколько та или иная пословица отражает суть сказки «Орел и ворон». Если дети затрудняются, то применяю прием подводящего диалога.

Результаты урока:

1. Попытки перевода стихотворения Пушкина на калмыцкий язык.

2. Ученики выбрали пословицу, отражающую главную идею произведения Пушкина «Капитанская дочка».

3. Инсценировка отрывка из поэмы «Цыгане».

4. Составление стихотворения.

В процессе урока наряду с основной технологией применяются другие формы и методы – метод учебно-проектной деятельности, аудиовизуальный метод, элементы театральной технологии, информационно-коммуникационная технология. Здоровьесбережение осуществляется через смену видов деятельности, динамических поз, применение элементов арт-терапии.

Оборудование:

– техническое: проектор, экран, колонки,

– дидактическое: словари, видеосюжеты, мини-стенд для отражения выводов по каждому этапу урока.

Ход урока

I. Введение.

1.1. Оргмомент. Знакомство.

1.2. Постановка проблемы. Погружение в  тему. Знакомство с целью,  задачами урока.

Учитель: Перед тем, как перейти к теме урока, обратите внимание на экран.

Демонстрация фрагмента «У Лукоморья дуб зелёный…» мультфильма по мотивам поэмы «Руслан и Людмила» на калмыцком языке.

Беседа по просмотренному сюжету:

Вам был понятен жанр данного сюжета? (Мультфильм).

Вы поняли содержание данного мультфильма?

По какому произведению поставлен данный мультфильм?

Учитель: Правильно, ребята, мы с самого детства знаем данный отрывок известного произведения А.С. Пушкина. А потому узнаем его по первым словам. А узнали его по словам или по картинкам?

Ответы учеников.

Учитель: Данное произведение переведено на калмыцкий язык известным калмыцким поэтом Сян-Белгин Хасыром. В калмыцкой литературе много произведений русских классиков, переведенных на калмыцкий язык. Пожалуй, нет ни одного калмыцкого поэта, который бы не оттачивал свое мастерство посредством переводческой деятельности.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с переводной литературой калмыцких писателей, по-новому посмотрим на творчество великого русского поэта А.С. Пушкина, выступим в роли историков, исследователей, переводчиков. Групповая форма работы позволит вам активизировать свою работу.

II. Поиск решения проблемы.

2.1. «Я – историк».

Учитель: Во многих произведениях Пушкина упоминаются калмыки. Можете ли вы назвать эти произведения? (Ответы учеников). Правильно, наиболее известным является стихотворение «Памятник», в котором поэт предвидит свое будущее. Особенно

показательной в этом плане является строфа, которая начинается со слов «Слух обо мне…».

Ученики читают наизусть фрагмент из «Памятника»:

«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий тунгус,

И друг степей калмык».

Учитель: Спасибо, ребята. Как известно, Пушкин был замечательным историком. И  это заставило поэта поменять одно слово (связанное с калмыками) в этом стихотворении.

Задание: Какое слово и почему поменял поэт?

Чтобы помочь учащимся в поисках ответов на вопрос, им предлагается короткий экскурс в историю калмыков.

Вопросы для беседы:

Кто является предками калмыков? (ойраты)

Где ранее проживали ойрат-калмыки? (Джунгария, территория нынешней Монголии)

В процессе беседы целесообразно использовать карту, с помощью которой ребята прослеживают путь из Джунгарии в Россию.

Учитель: Ребята, вы с честью выступили в роли историков. Вслед за Пушкиным установили историческую справедливость: калмыки на самом деле являются друзьями степи, а не её сыновьями (это слово было у Пушкина в первоначальном варианте «Памятника»).

2.2 «Я – переводчик».

Учитель: В 1829 году А.С.Пушкин, путешествуя из Петербурга в Арзрум, побывал в наших калмыцких степях. История гласит, что поэт вошёл в калмыцкую кибитку, где познакомился с красавицей-калмычкой. Этот факт отражён во многих произведениях российского кино, литературы, театра. В частности, известный режиссер Карен Шахназаров в фильме «День полнолуния» использует данный сюжет. Внимание на экран…

Демонстрация фрагмента из фильма К.Шахназарова.

Учитель: Об этой встрече Пушкин со свойственной ему живостью, иронией и вместе с тем любви к своим героям, написал в стихотворении «Калмычке».

Задание: Попытайтесь сделать подстрочный перевод стихотворения Пушкина «Калмычке».

Ребята используют раздаточный материал: словари, слова-помощники. Каждая группа переводит свой отрывок стихотворения. Готовый «продукт» представляют вниманию друг друга.

Учитель: Ребята спасибо за большой труд в качестве переводчиков. Должна сказать, что это стихотворение перевел известный калмыцкий поэт Давид Кугультинов (учитель читает стихотворение в переводе Кугультинова).

2.3. «Я – исследователь».

Учитель: Ребята, продолжаем работу по изучению калмыцкого языка, культуры, следуя литературной дорогой Пушкина. В настоящий момент предлагаю вам поработать в качестве исследователей.

Учитель предлагает специальное задание для двоих желающих. Желательно, чтобы это были юноша и девушка. Остальные ребята должны стать исследователями.

Учитель: В произведении «Капитанская дочка» Пушкин использовал старинную народную сказку. Эту сказку Гриневу рассказывает Пугачев. Давайте вспомним содержание и название этой сказки («Орел и Ворон»).

Вопросы для беседы с учениками:

Как вы думаете, почему Пушкин достаточно часто использовал в своих произведениях фольклорные жанры?

Почему Пушкин использовал сказку «Орел и Ворон» в повести «Капитанская дочка»?

Задание: Выберите из представленного списка пословиц те, которые можно соотнести по содержанию со сказкой «Орел и Ворон».

III. Реализация продукта.

3.1. Великий русский поэт А.С.Пушкин обращался в своих произведениях не только к калмыкам, но и к другим малым народам. Среди них можно назвать бурятов, якутов, осетин. Наиболее известно произведение, посвященное цыганскому народу, это поэма «Цыгане». Отрывок из этой поэмы инсценировали ваши одноклассники.

Выходят юноша и девушка, которым было дано специальное задание. Для своего выступления ребята используют предложенный «реквизит». Инсценировка произведения «Цыгане».

3.2. «Я – поэт».

Учитель: Уважаемые десятиклассники, вы хорошо справлялись с ролями переводчиков, исследователей, историков, артистов. В этом нам помог великий гений Пушкина. Сейчас я предлагаю вам выступить  в роли поэта.

Задание: Составьте стихотворение, отражающее содержание сегодняшнего урока.

IV. Подведение итогов урока.

V. Оценка деятельности учащихся. Возможно использование самооценки.

VI. Представление домашнего задания (подготовить презентацию по изученной теме).

Эвелина Эрендженова, учитель калмыцкого языка и литературы Троицкой гимназии им. Б.Б.Городовикова Республики Калмыкия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте