Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Урок физики в 9 классе на тему «Преломление света».

Дата: 11 декабря 2014, 16:53
Автор:

Цель урока: выяснить, что такое преломление света.

Содержание изучаемой темы, термины и понятия: преломление света, луч падения, луч преломления, угол падения, угол преломления.

Планируемые образовательные результаты

Школьники

– научатся: видеть и объяснять преломление света (в окружающем мире); определять угол падения, угол преломления;

– получат возможность научиться: находить и решать задачи по преломлению света (в КИМах ГИА в том числе); самостоятельно ставить эксперименты и проводить исследования по преломлению света.

Формы и методы обучения: самостоятельная работа, групповая работа, фронтальная работа, беседа, эксперимент, наблюдение.

Оборудование:

для эксперимента-фокуса: большая стеклянная прозрачная емкость; 2 маленьких стеклянных стакана; молоток; перчатки тряпочные; растительное масло; палочка для размешивания;

для составления схемы: конструктор схемы «Разделы физики» (по количеству обучающихся); схема на интерактивной доске для проверки;

для наблюдения: прозрачные одноразовые стаканы (по количеству обучающихся); одноразовые трубочки (по количеству обучающихся); питьевая вода;

для изучения материала об углах и лучах: раздаточный материал – чертеж, определения, д/з (по количеству обучающихся); чертеж на доске для обозначения углов падения и т. д.,

для групповых экспериментов: таблица на доске для записи результатов; 3 транспортира;  стеклянный брусок, склянка с водой,  деревянный брусок; 3 маленьких фонарика.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап

– Здравствуйте. Садитесь.

– Приятно приветствовать вас. Думаю, будет логично, если ближайшие полчаса вы проведете с пользой для себя – узнаете что-то новое и интересное. А я буду рад помочь вам это сделать. Итак, готовы к открытиям? Начнем!

Приветствуют учителя.

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация знаний.

Постановка цели и задач урока

Показ эксперимента: разбивается маленький стакан из тонкого стекла, кладется в стеклянную емкость  с растительным маслом, затем учитель оттуда достает целый стакан.

– Что бы это значило?

– Итак, чтобы найти отгадку этого фокуса, нужно знать одну из тем раздела «Оптика». Какую – вы скажете сами, составив схему из понятий и стрелок, которые находятся у вас на партах.

Проверка на интерактивной доске.

– Все ли понятия, с которыми вы работали, вам знакомы? Как вы думаете, какое из них нам сегодня пригодится? Можно ли это считать темой урока?

Запись темы урока на доске.

– Есть такая поговорка, что для корабля, у которого нет цели, никакой ветер не будет попутным. Какую же мы поставим цель в рамках этой темы?

– С чего начнем наше исследование?

– Обратите внимание, что пункты плана можно считать задачами, которые нужно решить сегодня на уроке.

Наблюдение, анализ.

Высказывание гипотез.

Составление схемы.

(Понятия: физика – электромагнитные явления, электрические явления, оптические явления – распространение света, отражение света, преломление света.)

– Все понятия знакомы. Пригодится понятие преломление света.

Запись темы урока в тетради.

– Выяснить, что такое преломление света.

– Выясним, что такое преломление света в ходе наблюдения;

узнаем, когда происходит преломление света;

выясним, как происходит преломление света.

Целеполагание,

анализ,

выдвижение гипотез и их обоснование,

классификация,

постановка проблемы;

планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, аргументация своего мнения при коммуникации,

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Изучение нового материала

– На ваших столах стаканы с водой и трубочками. Понаблюдайте за трубочкой.

– Трубочка видна ровной?

– Почему?

– Как вы думаете, что такое преломление?

– Проверим, верно ли мы дали определение по учебнику.

– У вас на листах дан чертеж. Вам нужно изучить информацию, которая находится ниже его, и на чертеже отметить падающий луч, преломленный луч, угол падения, угол преломления.

Проверка – ученик выходит к доске и подписывает. Учитель конкретизирует буквенными обозначениями.

– Посмотрим на план. Какие пункты реализовали?

– Как думаете, только ли в стакане с водой происходит преломление света?

– Тогда посмотрим, через какие среды и как может переходить луч света.

Предлагаю это выяснить экспериментальным путем.

Каждая группа проходит к своему экспериментальному материалу (3 группы).

– Нужно направить луч света под углом 60 градусов и выяснить, каков угол преломления, и числовые результаты записать на доске.

– Сделаем вывод на основе увиденного и по 3-му пункту плана.

Наблюдение.

– Трубочка будто ломается при переходе из воздуха в воду.

– Наблюдаем такой эффект, потому что происходит преломление света.

Своими словами дают определение явлению «Преломление света».

Проверка по учебнику:

«Преломление света – изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред».

Самостоятельная работа.

Изучают информацию, обозначают лучи.

Проверка у доски.

– Выяснили, что такое преломление света и когда оно происходит.

– Нужно выяснить, как происходит преломление.

Работа в группах:

1 группа: воздух – стекло;

2 группа: воздух – вода;

3 группа: воздух – дерево (деревянный брусок).

Результаты записывают на доске.

– В разных средах свет преломляется по-разному. В непрозрачной среде свет не распространяется, следовательно, не преломляется.

Извлечение необходимой информации из текста, использование знаково-символических средств,

сравнение;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

планирование учебного сотрудничества с одноклассниками, учет разных мнений;

осознание ответственности за общее дело.

Первичное осмысление и закрепление

– Итак, вернемся к нашему фокусу.

Как отгадка связана с преломлением света?

– Свет, переходя из стекла в растительное масло, не преломляется, поэтому целый стакан, который с самого начала находился в емкости с растительным маслом, было не видно.

Установление причинно-следственных связей, обобщение;

Рефлексия. Итоги урока

– Подведем итоги нашей работы.

Реализовали ли поставленную цель?

Что узнали нового и интересного?

Пригодится ли изученный материал в повседневной жизни?

Тогда поставьте в тетради  оценку за свою сегодняшнюю работу.

Учитель рядом с оценкой ученика ставит свою оценку и выводит среднюю, озвучивает, аргументирует.

Ребята высказывают мнения.

Выставляют оценки.

Самооценка;

использование критериев для обоснованного суждения, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Домашнее задание

– На ваших листах записаны три варианта домашнего задания.

Благодарю вас за урок. До свидания.

Задание 1: подобрать примеры из сказок, относящиеся к разделу «Оптика», например: плащ-невидимка.

Рекомендации: вспомнить содержание сказок: «Сказка о мертвой     царевне и семи богатырях», «Сказке о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде» и т. д.

Задание 2: провести эксперимент в домашних условиях.

Среды: вода – воздух, лед – воздух, растительное масло – воздух.

Во всех случаях угол падения должен быть одинаковым.

Рекомендации: обратите внимание на величину угла преломления.

Задание 3: В КИМах ГИА по физике прошлых лет выберите задания, касающиеся темы: «Преломление света». Выполните эти задания (5 заданий).

Рекомендации: обратите внимание на задания типа А13.

Анализ, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, поиск и извлечение необходимой информации из текстов, планирование;

Волевая

саморегуляция в ситуации затруднения.

Александр Смолин, учитель физики и математики Голышмановской средней школы №1 Тюменской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014»

Фото из архива автора.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt