Цель урока: выяснить, что такое преломление света.
Содержание изучаемой темы, термины и понятия: преломление света, луч падения, луч преломления, угол падения, угол преломления.
Планируемые образовательные результаты
Школьники
– научатся: видеть и объяснять преломление света (в окружающем мире); определять угол падения, угол преломления;
– получат возможность научиться: находить и решать задачи по преломлению света (в КИМах ГИА в том числе); самостоятельно ставить эксперименты и проводить исследования по преломлению света.
Формы и методы обучения: самостоятельная работа, групповая работа, фронтальная работа, беседа, эксперимент, наблюдение.
Оборудование:
для эксперимента-фокуса: большая стеклянная прозрачная емкость; 2 маленьких стеклянных стакана; молоток; перчатки тряпочные; растительное масло; палочка для размешивания;
для составления схемы: конструктор схемы «Разделы физики» (по количеству обучающихся); схема на интерактивной доске для проверки;
для наблюдения: прозрачные одноразовые стаканы (по количеству обучающихся); одноразовые трубочки (по количеству обучающихся); питьевая вода;
для изучения материала об углах и лучах: раздаточный материал – чертеж, определения, д/з (по количеству обучающихся); чертеж на доске для обозначения углов падения и т. д.,
для групповых экспериментов: таблица на доске для записи результатов; 3 транспортира; стеклянный брусок, склянка с водой, деревянный брусок; 3 маленьких фонарика.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Организационный этап
– Здравствуйте. Садитесь.
– Приятно приветствовать вас. Думаю, будет логично, если ближайшие полчаса вы проведете с пользой для себя – узнаете что-то новое и интересное. А я буду рад помочь вам это сделать. Итак, готовы к открытиям? Начнем!
Приветствуют учителя.
Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний.
Постановка цели и задач урока
Показ эксперимента: разбивается маленький стакан из тонкого стекла, кладется в стеклянную емкость с растительным маслом, затем учитель оттуда достает целый стакан.
– Что бы это значило?
– Итак, чтобы найти отгадку этого фокуса, нужно знать одну из тем раздела «Оптика». Какую – вы скажете сами, составив схему из понятий и стрелок, которые находятся у вас на партах.
Проверка на интерактивной доске.
– Все ли понятия, с которыми вы работали, вам знакомы? Как вы думаете, какое из них нам сегодня пригодится? Можно ли это считать темой урока?
Запись темы урока на доске.
– Есть такая поговорка, что для корабля, у которого нет цели, никакой ветер не будет попутным. Какую же мы поставим цель в рамках этой темы?
– С чего начнем наше исследование?
– Обратите внимание, что пункты плана можно считать задачами, которые нужно решить сегодня на уроке.
Наблюдение, анализ.
Высказывание гипотез.
Составление схемы.
(Понятия: физика – электромагнитные явления, электрические явления, оптические явления – распространение света, отражение света, преломление света.)
– Все понятия знакомы. Пригодится понятие преломление света.
Запись темы урока в тетради.
– Выяснить, что такое преломление света.
– Выясним, что такое преломление света в ходе наблюдения;
узнаем, когда происходит преломление света;
выясним, как происходит преломление света.
Целеполагание,
анализ,
выдвижение гипотез и их обоснование,
классификация,
постановка проблемы;
планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, аргументация своего мнения при коммуникации,
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Изучение нового материала
– На ваших столах стаканы с водой и трубочками. Понаблюдайте за трубочкой.
– Трубочка видна ровной?
– Почему?
– Как вы думаете, что такое преломление?
– Проверим, верно ли мы дали определение по учебнику.
– У вас на листах дан чертеж. Вам нужно изучить информацию, которая находится ниже его, и на чертеже отметить падающий луч, преломленный луч, угол падения, угол преломления.
Проверка – ученик выходит к доске и подписывает. Учитель конкретизирует буквенными обозначениями.
– Посмотрим на план. Какие пункты реализовали?
– Как думаете, только ли в стакане с водой происходит преломление света?
– Тогда посмотрим, через какие среды и как может переходить луч света.
Предлагаю это выяснить экспериментальным путем.
Каждая группа проходит к своему экспериментальному материалу (3 группы).
– Нужно направить луч света под углом 60 градусов и выяснить, каков угол преломления, и числовые результаты записать на доске.
– Сделаем вывод на основе увиденного и по 3-му пункту плана.
Наблюдение.
– Трубочка будто ломается при переходе из воздуха в воду.
– Наблюдаем такой эффект, потому что происходит преломление света.
Своими словами дают определение явлению «Преломление света».
Проверка по учебнику:
«Преломление света – изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред».
Самостоятельная работа.
Изучают информацию, обозначают лучи.
Проверка у доски.
– Выяснили, что такое преломление света и когда оно происходит.
– Нужно выяснить, как происходит преломление.
Работа в группах:
1 группа: воздух – стекло;
2 группа: воздух – вода;
3 группа: воздух – дерево (деревянный брусок).
Результаты записывают на доске.
– В разных средах свет преломляется по-разному. В непрозрачной среде свет не распространяется, следовательно, не преломляется.
Извлечение необходимой информации из текста, использование знаково-символических средств,
сравнение;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
планирование учебного сотрудничества с одноклассниками, учет разных мнений;
осознание ответственности за общее дело.
Первичное осмысление и закрепление
– Итак, вернемся к нашему фокусу.
Как отгадка связана с преломлением света?
– Свет, переходя из стекла в растительное масло, не преломляется, поэтому целый стакан, который с самого начала находился в емкости с растительным маслом, было не видно.
Установление причинно-следственных связей, обобщение;
Рефлексия. Итоги урока
– Подведем итоги нашей работы.
Реализовали ли поставленную цель?
Что узнали нового и интересного?
Пригодится ли изученный материал в повседневной жизни?
Тогда поставьте в тетради оценку за свою сегодняшнюю работу.
Учитель рядом с оценкой ученика ставит свою оценку и выводит среднюю, озвучивает, аргументирует.
Ребята высказывают мнения.
Выставляют оценки.
Самооценка;
использование критериев для обоснованного суждения, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Домашнее задание
– На ваших листах записаны три варианта домашнего задания.
Благодарю вас за урок. До свидания.
Задание 1: подобрать примеры из сказок, относящиеся к разделу «Оптика», например: плащ-невидимка.
Рекомендации: вспомнить содержание сказок: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказке о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде» и т. д.
Задание 2: провести эксперимент в домашних условиях.
Среды: вода – воздух, лед – воздух, растительное масло – воздух.
Во всех случаях угол падения должен быть одинаковым.
Рекомендации: обратите внимание на величину угла преломления.
Задание 3: В КИМах ГИА по физике прошлых лет выберите задания, касающиеся темы: «Преломление света». Выполните эти задания (5 заданий).
Рекомендации: обратите внимание на задания типа А13.
Анализ, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, поиск и извлечение необходимой информации из текстов, планирование;
Волевая
саморегуляция в ситуации затруднения.
Александр Смолин, учитель физики и математики Голышмановской средней школы №1 Тюменской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014»
Фото из архива автора.
Комментарии