Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Урок физики на тему «Волновые свойства света»..

Дата: 23 декабря 2014, 14:17
Автор:

Познавательная цель – при помощи физического эксперимента познакомить учащихся с волновыми свойствами света – интерференция, дифракция и поляризация.

Развивающая цель – развивать внимание, умение анализировать и объяснять оптические явления, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры из повседневной жизни.

Воспитательная цель – формировать научное мировоззрение, показать роль эксперимента в изучении физики, повышать интерес к физике.

Тип урока:  Практическая работа.

Форма: групповая.

Оборудование: Лаборатория «I – микро», интерактивная доска, компьютер.

Ход урока:

1.      Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Я рад возможности провести урок с вами, и нам предстоит сегодня вместе выполнить непростую, но очень интересную работу.

«Брат Свет, его сестрица Тьма,

Разговорились на рассвете…

– Ну, здравствуй, Свет! –

Сказала Тьма.

И Свет ответил, Тьму заметив:

– Я на своём посту с утра.

Тепло и свет дарю с рожденья!

И люди рады мне всегда!

Я – счастье, жизнь… Я – возрожденье!

Вот если бы не ты, сестра,

То день и вовсе не кончался.

И с вечера и до утра

Лишь свет сиял – вот это счастье!

Вы уже, наверное, догадались, о каком интересном и удивительном физическом явлении пойдёт сегодня речь на уроке? Это, конечно же… свет, а вернее, мы поговорим о его особых, волновых свойствах. Запишите число и тему урока: «Волновые свойства света».

Вы уже с 7-го класса знаете, что физика – это …? (Наука о природе)

И изучает она различные…? (Природные явления)

Какие основные группы явлений вам известны? (Механические, тепловые, электрические, магнитные, световые)

Какие основные свойства света вам уже известны? (Распространение, преломление, отражение, дисперсия)

Правильно, а сегодня мы познакомимся ещё с тремя очень яркими и интересными свойствами света! Интерференция, дифракция, поляризация. Наша задача: при помощи физического эксперимента пронаблюдать эти свойства и исследовать их.

Я сегодня не с пустыми руками пришёл к вам на урок, а вот с такими симпатичнымипакетами, в которых лежат несколько совершенно разных по своему назначению предметов. Внимательно посмотрите на них и попробуйте определить: что связывает все эти, в принципе, обычные и известные вам предметы?

Версии учеников.

Учитель: Версия интересна, но не она неверна! Не все предметы охвачены этим свойством! Согласитесь, что сейчас пока трудно ответить на поставленный вопрос.

Разобраться в этом нам помогут три практические работы. Это кратковременные работы, они не требуют глубокого исследования и каких-либо вычислений, поэтому мы урок построим следующим образом: весь класс поделим на три исследовательские группы, каждая выполнит по одной практической работе по заданному алгоритму, а затем поделится своими выводами с остальными. Как и в любой исследовательской лаборатории обязательно есть руководитель, так и мы с вами выберем в каждой группе своего спикера, который расскажет о результатах вашей работы. Пусть сегодня это будут (называет имена учеников). У вас на столах находится инструкция по выполнению работы, в ней подробно описаны все ваши действия, если вы точно выполните их, то успешно справитесь с работой, но если появятся вопросы, вы поднимаете руку, я подойду. И я уверен, что в процессе выполнения работы вы обязательно найдёте применение некоторым предметам из пакета! На всю работу отводится 5 минут, плюс 2 минуты на оформление отчёта. Следить за временем можно по песочным часам. Но чтобы работа в группах была эффективной, необходимо соблюдать следующие обязательные правила:

– говори тихо и спокойно,

– уважай своих товарищей,

– внимательно слушай партнера,

– старайся не перебивать товарища, выслушивай его до конца,

– в случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

И не забудьте выбрать необходимые предметы из пакета.

Время пошло! Всем удачи!

2.      Выполнение работы.

3.      Защита.

Учитель: Я вижу, что все работы выполнены, и отчёты готовы. Даём слово спикеру первой группы, которая исследовала световое явление ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ. На выступление отводится около 3 минут, просьба спикерам придерживаться регламента и плана вашего отчёта, а я помогу проиллюстрировать ваши выступления.

1) Интерференция:

– мыльные пузыри;

– на мыльной плёнке;

– примеры (голография, диски, сумочка)

– причина интерференции (сложение световых волн из-за двойного отражения);

– вывод: интерференция – это… (давайте запишем первый вывод).

Теперь послушаем вторую группу, спикер (имя) расскажет нам о ДИФРАКЦИИ.

2) Дифракция:

– капроновая ткань;

– при помощи дифракционной решётки;

– примеры (пальцы, ресницы, перо птицы, расчёска);

– причина дифракции (наложение световых волн друг на друга при огибании волнами препятствий);

– вывод: дифракция – это …(запишем второй вывод).

А теперь спикер (имя) сделает выводы по работе о ПОЛЯРИЗАЦИИ.

3) Поляризация:

– очки-поляроиды;

– два поляроида;

– примеры (очки 3D, очки-поляроиды, ЖК мониторы);

– причина поляризации (поперечность световых волн);

– вывод: поляризация – это… (запишем третий вывод).

4.      Закрепление.

Учитель: Молодцы! Вы справились с работой и сделали правильные выводы! И теперь мы сможем точно сказать, что объединяет все вот эти предметы. Все они доказывают волновую природу света! Давайте подведём итоги.

Ученики формулируют выводы:

– При помощи эксперимента мы познакомились с тремя особыми свойствами света – интерференция, дифракция и поляризация.

– При помощи этих свойств мы убедительно подтвердили волновую природу света.

– В ходе работы мы выяснили, что световые волны – это поперечные волны.

– Мы рассмотрели практическое применение этих явлений в повседневной жизни.

Учитель: Для закрепления материала выполним тест.

Тесты у вас на столах, подписывать их не нужно, просто выбираете правильный на ваш взгляд ответ и отмечаете его. На решение даётся одна минута. Теперь передаём тесты сидящему слева по кругу и проверяем! Если ответ верный, ставим «плюс», если нет – «минус». А теперь если в проверенной работе нет минусов или есть один, опускаем в мензурку красную фишку, если 2 или 3 минуса – зелёную, если больше 3-х, то белую.

Учитель: Спасибо за урок, мне понравилось с вами работать! Всего вам доброго! Надеюсь, мы с вами ещё встретимся!

Евгений Квасов, учитель физики и информатики гимназии №12 города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt