Познавательная цель – при помощи физического эксперимента познакомить учащихся с волновыми свойствами света – интерференция, дифракция и поляризация.
Развивающая цель – развивать внимание, умение анализировать и объяснять оптические явления, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры из повседневной жизни.
Воспитательная цель – формировать научное мировоззрение, показать роль эксперимента в изучении физики, повышать интерес к физике.
Тип урока: Практическая работа.
Форма: групповая.
Оборудование: Лаборатория «I – микро», интерактивная доска, компьютер.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте! Я рад возможности провести урок с вами, и нам предстоит сегодня вместе выполнить непростую, но очень интересную работу.
«Брат Свет, его сестрица Тьма,
Разговорились на рассвете…
– Ну, здравствуй, Свет! –
Сказала Тьма.
И Свет ответил, Тьму заметив:
– Я на своём посту с утра.
Тепло и свет дарю с рожденья!
И люди рады мне всегда!
Я – счастье, жизнь… Я – возрожденье!
Вот если бы не ты, сестра,
То день и вовсе не кончался.
И с вечера и до утра
Лишь свет сиял – вот это счастье!
Вы уже, наверное, догадались, о каком интересном и удивительном физическом явлении пойдёт сегодня речь на уроке? Это, конечно же… свет, а вернее, мы поговорим о его особых, волновых свойствах. Запишите число и тему урока: «Волновые свойства света».
Вы уже с 7-го класса знаете, что физика – это …? (Наука о природе)
И изучает она различные…? (Природные явления)
Какие основные группы явлений вам известны? (Механические, тепловые, электрические, магнитные, световые)
Какие основные свойства света вам уже известны? (Распространение, преломление, отражение, дисперсия)
Правильно, а сегодня мы познакомимся ещё с тремя очень яркими и интересными свойствами света! Интерференция, дифракция, поляризация. Наша задача: при помощи физического эксперимента пронаблюдать эти свойства и исследовать их.
Я сегодня не с пустыми руками пришёл к вам на урок, а вот с такими симпатичнымипакетами, в которых лежат несколько совершенно разных по своему назначению предметов. Внимательно посмотрите на них и попробуйте определить: что связывает все эти, в принципе, обычные и известные вам предметы?
Версии учеников.
Учитель: Версия интересна, но не она неверна! Не все предметы охвачены этим свойством! Согласитесь, что сейчас пока трудно ответить на поставленный вопрос.
Разобраться в этом нам помогут три практические работы. Это кратковременные работы, они не требуют глубокого исследования и каких-либо вычислений, поэтому мы урок построим следующим образом: весь класс поделим на три исследовательские группы, каждая выполнит по одной практической работе по заданному алгоритму, а затем поделится своими выводами с остальными. Как и в любой исследовательской лаборатории обязательно есть руководитель, так и мы с вами выберем в каждой группе своего спикера, который расскажет о результатах вашей работы. Пусть сегодня это будут (называет имена учеников). У вас на столах находится инструкция по выполнению работы, в ней подробно описаны все ваши действия, если вы точно выполните их, то успешно справитесь с работой, но если появятся вопросы, вы поднимаете руку, я подойду. И я уверен, что в процессе выполнения работы вы обязательно найдёте применение некоторым предметам из пакета! На всю работу отводится 5 минут, плюс 2 минуты на оформление отчёта. Следить за временем можно по песочным часам. Но чтобы работа в группах была эффективной, необходимо соблюдать следующие обязательные правила:
– говори тихо и спокойно,
– уважай своих товарищей,
– внимательно слушай партнера,
– старайся не перебивать товарища, выслушивай его до конца,
– в случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.
И не забудьте выбрать необходимые предметы из пакета.
Время пошло! Всем удачи!
2. Выполнение работы.
3. Защита.
Учитель: Я вижу, что все работы выполнены, и отчёты готовы. Даём слово спикеру первой группы, которая исследовала световое явление ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ. На выступление отводится около 3 минут, просьба спикерам придерживаться регламента и плана вашего отчёта, а я помогу проиллюстрировать ваши выступления.
1) Интерференция:
– мыльные пузыри;
– на мыльной плёнке;
– примеры (голография, диски, сумочка)
– причина интерференции (сложение световых волн из-за двойного отражения);
– вывод: интерференция – это… (давайте запишем первый вывод).
Теперь послушаем вторую группу, спикер (имя) расскажет нам о ДИФРАКЦИИ.
2) Дифракция:
– капроновая ткань;
– при помощи дифракционной решётки;
– примеры (пальцы, ресницы, перо птицы, расчёска);
– причина дифракции (наложение световых волн друг на друга при огибании волнами препятствий);
– вывод: дифракция – это …(запишем второй вывод).
А теперь спикер (имя) сделает выводы по работе о ПОЛЯРИЗАЦИИ.
3) Поляризация:
– очки-поляроиды;
– два поляроида;
– примеры (очки 3D, очки-поляроиды, ЖК мониторы);
– причина поляризации (поперечность световых волн);
– вывод: поляризация – это… (запишем третий вывод).
4. Закрепление.
Учитель: Молодцы! Вы справились с работой и сделали правильные выводы! И теперь мы сможем точно сказать, что объединяет все вот эти предметы. Все они доказывают волновую природу света! Давайте подведём итоги.
Ученики формулируют выводы:
– При помощи эксперимента мы познакомились с тремя особыми свойствами света – интерференция, дифракция и поляризация.
– При помощи этих свойств мы убедительно подтвердили волновую природу света.
– В ходе работы мы выяснили, что световые волны – это поперечные волны.
– Мы рассмотрели практическое применение этих явлений в повседневной жизни.
Учитель: Для закрепления материала выполним тест.
Тесты у вас на столах, подписывать их не нужно, просто выбираете правильный на ваш взгляд ответ и отмечаете его. На решение даётся одна минута. Теперь передаём тесты сидящему слева по кругу и проверяем! Если ответ верный, ставим «плюс», если нет – «минус». А теперь если в проверенной работе нет минусов или есть один, опускаем в мензурку красную фишку, если 2 или 3 минуса – зелёную, если больше 3-х, то белую.
Учитель: Спасибо за урок, мне понравилось с вами работать! Всего вам доброго! Надеюсь, мы с вами ещё встретимся!
Евгений Квасов, учитель физики и информатики гимназии №12 города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области
Комментарии