29 ноября во Владимирской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ прошел семинар для руководителей образовательных учреждений. Участниками совещания стали более 90 человек.
Председатель обкома Лидия Кирячкова в своем вступительном слове отметила, что в регионе сложилась система обучения профсоюзного актива, включающая разные формы: постоянно действующие семинары председателей местных организаций профсоюза, проводимые совместно с руководителями муниципальных органов управления образованием и представителями администрации Владимирской области, курсы для внештатных технических и правовых инспекторов труда, руководителей профсоюзных кружков, выездные дни обкома, сопровождающиеся юридическими консультациями, выпуск информационных бюллетеней.Вместе с тем, учитывая, что около 70% руководителей образовательных организаций области состоят в профсоюзе, было решено и их включить в систему профсоюзного обучения. Кроме того, юридически подкованный работодатель является своего рода гарантией исключения случаев нарушения прав работников, правильного разрешения трудовых споров в досудебном порядке.Лидия Васильевна рассказала о прошедшем в сентябре Всероссийском семинаре-совещании руководителей органов управления образованием и председателей региональных организаций профсоюза, в котором приняла участие новый министр образования и науки РФ Ольга Васильева, о позиции министра по ключевым вопросам, в том числе по оплате труда педагогических работников.Было также отмечено, что областная организация профсоюза держит на контроле ситуацию с возможным изменением механизма исчисления должностных окладов руководителей муниципальных образовательных организаций в связи с поправками, внесенными в постановление губернатора Владимирской области от 30.07.2008 №544 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений отрасли образования».Следующая часть семинара была посвящена вопросам трудового законодательства. Заместитель председателя областной организации профсоюза Николай Синицын прокомментировал важные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с Трудовым кодексом и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в том числе приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 №536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».Николай Васильевич подчеркнул, что в работе над проектами документов активное участие принял Общероссийский Профсоюз образования, которому удалось добиться сохранения основных положений в вопросах нормирования труда, регулирования рабочего времени и времени отдыха педагогических работников. Кроме того, в данных приказах получили нормативное закрепление те положения, которых раньше не было. Так, в соответствии с приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 №536 работником самостоятельно регулируется та часть педагогической работы, определяемой с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками, которая связана с подготовкой к осуществлению образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, участием в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ), изучением индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся.Сохранение объема учебной нагрузки и преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) у учителей и преподавателей выпускных классов, групп обеспечивается путем предоставления им учебной нагрузки в классах (классах-комплектах), группах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями и преподавателями учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). И таких примеров можно привести много.Николай Васильевич прокомментировал также ситуацию, связанную с некоторыми проблемами введения профессиональных стандартов.В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в РФ» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.Квалификационные требования определены разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. №761н).В то же время нередки случаи, когда лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, назначаются на соответствующие педагогические должности. В настоящее время для этой ситуации существует юридическое подкрепление в виде пункта 9 «Общих положений» соответствующего раздела ЕКС. Существуют риски, что с вступлением в силу профессиональных стандартов и отменой квалификационных справочников у работодателей такой возможности не будет.В конце семинара Николай Васильевич ответил на вопросы, предварительно направленные руководителями образовательных организаций в обком профсоюза. Они касались самых разных аспектов трудового законодательства, начиная с разницы между совместительством и совмещением профессий (должностей) и закачивая тем, что делать, если работник отказывается подписать дополнительное соглашение к трудовому договору.Учитывая положительные отзывы о значимости таких семинаров для руководителей образовательных организаций, обком продолжит практику их проведения.Галина НИКИТИНА, главный специалист Владимирской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии