Цель: выявление связи между условиями проживания, особенностями питания якутов и умственным и физическим развитием коренного населения Вилюйского округа Якутии в ХVIII веке.
развить исследовательские навыки учащихся при работе с дополнительной литературой и выявить способности учащихся анализировать информацию, полученную из дополнительных источников. Итак, некоторые заболевания, которые были распространены среди коренных жителей Вилюйского округа, действительно могли передаваться с пищей. Давайте познакомимся с пищей, которую употребляло коренное население в прошлом. Состояние здоровья населения Вилюйского округа было неудовлетворительное, наблюдался большой процент больных, золотушных и малокровных детей с сильно выдающимися животами и уродливо развитыми пупками. По наблюдениям Р.К.Маака, который изучал жизнь коренного населения, дети часами могли сидеть перед камином, бессмысленно глядя в огонь, тереть себе животы, помогая таким массажем пищеварению. По мнению Маака, именно пища является одной из причин, которая оказывает громадное влияние на умственное развитие народа: здесь нередко можно было встретить тупоумных, не способных ни к какой работе. Иллюстрация с сайта: http://www.agritourism.ru/tours/1318
Задачи:
Тип урока: урок-исследование.
Учитель. Статистика показывает, что степень благоденствия населения и способы питания имеют решающее влияние на среднюю продолжительность жизни данного народа.
Сегодня мы с вами попытаемся выяснить, какое влияние оказывала пища на здоровье якутов Вилюйского округа в Якутии ХVIII века. Основным материалом, на котором будет базироваться наша исследовательская работа, является книга выдающегося натуралиста и путешественника Ричарда Карловича Маака «Вилюйский округ Якутской области», написанная по результатам экспедиции 1854 года.
Слово предоставляется группе историков
Историческая справка
Ричард Карлович Маак родился 23 августа 1825 года в городе Аренсбурге на острове Эзель. Он воспитывался в Ларинской гимназии в Санкт-Петербурге и изучал естественные науки в Дерптском университете. Его привлекало все новое и неизведанное, поэтому местом своей службы он выбрал Иркутск. Молодой учитель гимназии принял активное участие в деятельности Сибирского отдела Императорского Русского географического общества и с радостью взялся за подготовку экспедиции в бассейны рек Вилюя и Чоны.
Экспедиция началась в январе 1854 года. Помощниками Маака были поручик корпуса топографов Зандгаген и препаратор Фурман. В Якутске к ним присоединился Павловский, уже совершивший несколько путешествий по Сибири. На Вилюе путешественники разделились, Р.К.Маак отправился к северу за Полярный круг. Дойдя вместе с проводниками-эвенками до берегов реки Оленек, Маак повернул к истоку Вилюя. Преодолев все трудности, путешественники вышли к устью Чоны. Это восьмитысячеверстное странствие по горам и рекам Вилюйского округа длилось тринадцать месяцев и имело огромное значение.
Р.К.Маак был первым ученым, которому удалось посетить места, где столетие спустя были открыты коренные месторождения алмазов. Он описал гнезда голубой глины в междуречье Вилюя и Малой Ботуобии, но в ту пору кимберлит еще не был известен, и голубая или зеленая породы не вызывали никаких ассоциаций. Поэтому Р.К.Маак предположил, что рассказы якутов о том, что они обладают несметным богатством, всего-навсего легенда.
Р.К.Маак не стал первооткрывателем якутских алмазов. Зато он прекрасно справился с задачей исследования Вилюйского округа в «естественно-историческом, этнографическом, статистическом и метеорологическом отношениях». Он первый изучил орографию бассейна реки Вилюй, собрал богатый материал о растительном и животном мире, оставил красочные описания всего, что ему довелось увидеть.
Кроме первой, «Вилюйской экспедиции», Р.К.Маак весной 1855 года совершил еще два путешествия по Дальнему Востоку. Эти экспедиции также имели огромное значение. Ученому удалось собрать обширные коллекции, обогатившие ботанику многими новыми подвидами растений.
Результаты двух экспедиций на Дальний Восток Р.К.Маак опубликовал в двух фундаментальных трудах: «Путешествие на Амур» (СПб., 1859) и «Путешествие по долине реки Уссури» (тт.1-2, СПб., 1861). Книги пользовались большим спросом у читателей, желавших познакомиться с новыми российскими владениями.
Только материалы Вилюйской экспедиции были невостребованными и, несмотря на множество обязанностей (его назначили главным инспектором народных училищ Восточной Сибири, членом совета Министерства народного просвещения и он имел высокий чин тайного советника) Р.К.Маак считал, что за ним остается один долг – познакомить научную общественность с результатами Вилюйской экспедиции.
Когда книги были изданы, из Иркутска пришло печальное известие, что пожаром все материалы были уничтожены. Несмотря на расстроенное здоровье, Маак энергично взялся за восстановление погибшего труда. Ученый занимался подготовкой издания до последнего дня своей жизни – 13 ноября 1886 года. Он успел опубликовать два тома, третий увидел свет уже после его смерти.
Огромную роль в публикации трудов Р.К.Маака сыграла поддержка видных государственных деятелей И.Д.Деменова и графа Д.А.Толстого, предпринимателя С.Ф.Соловьева.
Трехтомный труд Р.К.Маака «Вилюйский округ Якутии» занял почетное место среди научной литературы о Сибири. Книга стала библиографической редкостью и, учитывая возросший интерес граждан Саха (Якутия) к истории и культуре родного края, было решено переиздать это сочинение. Переиздание труда Р.К.Маака «Вилюйский округ» было осуществлено на средства акционерной компании «Алмазы России – Саха», предприятия которой расположены в местах, некогда описанных Мааком.
Далее слово предоставляется группе аналитиков, проанализировавших данные о численности населения Вилюйского округа Якутии, о распространении заболеваний среди населения данного округа.
«Численность населения Вилюйского округа и распределение его по улусам».
I. Сунтарский улус – 14 наслегов; мужчины – 9559, женщины – 8530, всего – 18089 чел.
II. Мархинский улус – 14 наслегов; мужчины – 7645, женщины – 6526, всего – 14171 чел.
III. Верхневилюйский улус – 12 наслегов; мужчины – 5480, женщины – 5215, всего – 10695 чел.
IV. Средневилюйский улус – 14 наслегов; мужчины – 4215, женщины – 4288, всего 8503 чел.
По числу урочищ улусы распределяются в следующем порядке: Сунтарский – 29,54%; Мархинский – 26,91%; Верхневилюйский – 26,26%; Средневилюйский – 17,29%.
«Вилюйский округ лежит на вечномерзлой почве и средняя годовая температура доходит здесь до -70, нередко понижаясь до -80. Условия быта населения, которое живет под одной кровлей со скотом и питается несвежею и неудобоваримою пищею, находятся на весьма низкой ступени». Доказательством этого можно считать данные о числе умерших по возрастам за период 1850-1854 гг., взятым Р.К.Мааком из метрических книг Сунтарской Введенской церкви.Из этих данных видно, что число умерших (не считая мертворожденных) до достижения пятилетнего возраста – 18,9%. Из всех родившихся достигли 71-80 лет – 5,2%; до 81-90 лет доживали 2,7%.
Теперь рассмотрим, какие заболевания были распространены на территории Вилюйского округа, так как именно они являлись одной из причин большого количества смертей в раннем и среднем возрасте.
Сведения группы медиков относительно заболеваемости и смертности являются скудными, так как в то время на территории Вилюйского округа работал один врач.
Среди неизлечимых или трудноизлечимых первое место принадлежало проказе (lepra). Проказа существовала в Вилюйском округе только в Средневилюйском улусе, особенно между озером Нэджели и Вилюем и на заречной стороне вокруг озера Мастах. Главным центром ее распространения якуты считали озеро Нэджели, само название которого напоминает якутское название нёс ёлю (ленивая болезнь), «ёлю» означает собственно «смерть». В 1858 году было восемьдесят четыре прокаженных (1,0% всего населения), умерли в том же году 12 человек.
У больного проказой сначала на теле появляются пятна темно-красного или бурого цвета, иногда выступает лишайная сыпь, которая то исчезает, то опять появляется. Лицо становится вздутым и красным. Это так называемый начальный период, длящийся от одного года до двух лет. Второй период характеризуется тем, что одновременно с пятнами появляются бугорки на крыльях носа, подбородке, замечается изменение голоса, состоящее в том, что голос делается слабым и сиплым. При осмотре полости рта и зева оказывается, что небо, миндалевидные железы и задняя стенка зева покрыты бугорками. Вместе с выступлением бугорков на лице появляются сильный зуд в бровной части лба и краях век, причем брови и ресницы выпадают. Но и на этой стадии болезни в общем состоянии здоровья не замечается никаких особенных перемен, за исключением того, что больные становятся угрюмыми, равнодушными ко всему и не способными ни к каким занятиям. Этот период может продолжаться до трех лет.
И последняя стадия проказы: бугорки воспаляются, изъязвляются и начинают источать кровянистую и вонючую пасоку, которая высыхая, образует струпья бурого и черного цвета; через некоторое время струпья эти сваливаются и опять заменяются новыми; кожа на нижних конечностях утолщается, делается неровной, бугроватой, на ней образуются трещины, из которых вытекает зловонная пасока. У больного отмечается ухудшение состояния: учащается пульс, язык покрывается слоем желтоватой слизи, появляются сильная головная боль и бессонница, отсутствует аппетит. Голос становится еще более слабым и сиплым, кроме того, затрудняется дыхание. Общее состояние больного значительно изменяется: процесс пищеварения ослабляется, появляются частые отрыжки, запоры, язык покрыт белым и желтым слоем слизи, пульс медленный и слабый; в верхних и нижних конечностях появляются боли, похожие на ревматические, особенно усиливающиеся по ночам.
Скоро болезнь проникает глубже: внутренние носовые кости поражаются костоедой и нос сплющивается. Ногти изменяют свою форму, искривляются и отваливаются. Кости пальцев на руках и ногах поражаются костоедой. Голос исчезает совсем. Дыхание становится возможным только в вертикальном положении. Больной целые дни и ночи проводит без сна в сидячем положении, опершись руками о какой-нибудь предмет. Если неодолимая потребность сна заставляет больного прилечь, то новый приступ одышки заставляет его вскакивать с постели.
В таких мучениях больной проводит около трех суток, иногда больше, наконец умирает. В зависимости от возраста, пола и телосложения субъекта болезнь продолжается от 4 до 10 лет. Преимущественно она поражает людей в юношеском и зрелом возрасте, в детском же и в старческом встречается очень редко. (Описание данного заболевания Мааком было взято из очерка И. Петухова «Материалы для медицинской истории Якутского края», 1869 г.).
На основании описанных симптомов врач Корженевский узнал бугорчатую проказу (Lepra erculosa st Elephantiasis, по-якутски – «улахан элю» – «большая болезнь», «эм ылбат элютя» – «неизлечимая болезнь»).
Изучая быт якутов, Корженевский пришел к выводу, что причины проказы следующие:
1) употребление в пищу испорченной рыбы (якуты практически не используют соль при обработке рыбы и в погребах без засола рыба быстро портится);
2) употребление для питья стоячей, испорченной воды;
3) неопрятность.
Конечно, нельзя сказать, что именно эти причины вызывают проказу, так как это заболевание распространено и в жарких странах, а недостаточно точное описание и отсутствие полных статистических данных не исключает возможность влияния климатических почвенных условий.
Кроме этого, весьма распространенным заболеванием среди населения Вилюйского округа были головные боли. Исследуя экскременты больных, Маак всегда находил в них массы глистов. Эти же глисты, возможно, являлись причиной другого заболевания, встречаемого у якутов, – ёмирячество, в переводе «расслабленный». Если больного, подверженного такой болезни, испугать, он начинает кривляться и подражать движениям находящихся перед его глазами людей и животных.
Признаки болезни, которые наблюдал Маак: сначала у больного стали чесаться колени, потом появились нарывы на спине величиною с ладонь, из которых текла кровь с гноем. Вскоре после этого из гортани больного вышел червь толщиною в палец и длиною около двух с половиною вершков.
Учитель. Итак, некоторые заболевания, которые были распространены среди коренных жителей Вилюйского округа, действительно могли передаваться с пищей. Давайте познакомимся с пищей, которую употребляло коренное население в прошлом.
В Вилюйском округе, кроме Сунтарского и Мархинского улусов, из-за трудностей в заготовке корма для животных, скотоводство было развито плохо. Поэтому мясная пища играла здесь второстепенную роль, ее заменяла рыбная, главным образом караси (Carassius vulgaris) и мундушки (Phoxinus perenurus). Рыба употреблялась в пищу в жареном и вареном виде, но так как ловили ее летом и осенью, то население делало запасы на зиму. В связи с тем, что во время ловли практически все население было занято ловлей, сушеной рыбы заготовлялось мало, большая часть пойманной рыбы вместе с другой добычей (дикие утки, гуси и т.п.) складывалась в большие ямы. Хотя ямы и рылись в вечномерзлой почве, обкладывались древесной корой, тем не менее запасы скоро начинали разлагаться. Сырой рыбы, за исключением стерляди, якуты не едят, всегда употребляют ее в вареном виде. Для отделения рыбы от ухи употребляется чашка («тэриэлке», от русского слова «тарелка»). Такая тарелка делается из цельного дерева и бывает величиной до десяти вершков в диаметре. Вынув рыбу из котла большой ложкой, ее кладут на края чашки. Вода стекает в находящееся посредине углубление.
Охотились за лесными животными и птицами из породы куриных, за северным оленем, когда они большими стадами переплывали через реки. Кровь убитого животного тщательно собирали, внутренности после легкого промывания в воде съедали.
Мясо употребляли в пищу вареное и без соли, сырого мяса практически не ели. Мясо варили в больших железных котлах (солур) и обыкновенно громадными кусками, вынимали железными крюками («тимирь ичихэ»), нередко разукрашенными на нижнем конце различными побрякушками.
Якуты ели зайцев и медвежатину. По их понятиям, убившему медведя на охоте даже грех не есть медвежьего мяса.
Следует отметить тех животных, которых якуты не ели, считая их нечистыми. Из птиц: дятла, ворону и всех маленьких птиц, за исключением снегирей (Plectrophanes nivalis) и петушков, чечеток (Fningilla linaria), потому что были убеждены, что они могут превращаться в мышей. Из водяных птиц не ели гагару (Colymbus glacialalis) – священную птицу у шаманов. Из млекопитающих – лисиц, бурундуков, песцов; очень часто – белок.
Среди молочных продуктов, употребляемых якутами, на первое место можно поставить тар (кислое молоко), приготовляемое следующим образом. С молока, которое копится в подвале в больших сосудах (чабычах), снимали сливки; нескисшее молоко сливали и варили, получалась ссора (вареное сгущенное молоко). Снятые с молока сливки сливали в туязы (берестяные бараки) и ставили на каминную полку (чарэпчи) или вешали на вбиваемые в матицу под камином деревянные крючья (кёхе). Сливки сохранялись здесь до тех пор, пока не густели, и в этом виде они назывались хаппыт сюегей (сушеная сметана). Суорот ставился в теплом месте на вольном воздухе, где он скисал, и таким путем получался тар, служивший основой многих кушаний и напитков.
Для повседневного употребления служил ёрл: это тар, разведенный водой, смешанный и прокипяченный с сосновой или лиственной корой (заболонью). На зиму тар заготовляли с разного рода зеленью и ягодами, со щавелем, хреном, луком, чесноком, брусникой, голубикой.
Важную роль в пище якутов играло масло, приготовленное особым образом в смеси со сметаной и имеющее кислый вкус (хаях).
Земледелие в Вилюйском округе находилось в жалком состоянии, им только-только начали заниматься, здешнему населению приходилось возделывать землю при весьма неблагоприятных условиях: на вечномерзлой почве, при ужасных зимних холодах и т.д.
Муку здесь заменяло дерево. В жизни якута весьма заметную роль играла сосна и лиственница. Имена этих деревьев встречаются в пословицах, загадках, песнях. При определении цвета животного или другого предмета эпитеты «сосновый» и «лиственный» обозначают «серый», «рыжий». Сосна считалась главным хозяйственным растением и обозначала один из тринадцати якутских месяцев, когда собирали сосновую заболонь.
Чтобы добыть сосновую или лиственничную заболонь, вырубали в конце июня или в начале июля дерево, с которого снимали кору длинными пластами. Пласты эти сначала просушивали на солнце, связывали в пучки и сохраняли в сухом месте до употребления. Употребляли заболонь в двух видах: или в виде лапши и крупно истолченной крупы («бес пёрю» – сосновая крупа), или мелко толченную и даже просеянную (одул). Толкли заболонь в больших ступках. Кушанье из толченой и просеянной заболони (бутагас) готовилось так: в глиняном сосуде варили тар и к нему прибавляли горсти две или три толченной заболони, иногда вливая пресное молоко и разного рода приправы.
Также употребляли в пищу следующие растительные суррогаты:
1. Корневище растения Butomus umbelletus («кёль аса» – озерная пища).
2. Сушеные корни и луковицы Lilium spectabile и L.Martagon (моно и саранчка).
3. Траву и корни растения Potentilla anserine (кэниэс).
4. На зиму запасали плоды Plantago mayor и Pl.canascens (лохсурган или иохсурган), использовали вместо муки в ёрю и бутугас.
5. Траву Epilobium angystolium (курунг), ее собирали летом и заваривали, пили в виде чая и ели с тар’ом.
6. Из озер и болот доставали корни растения Tupha latifolia («ёргёт эбюсэ») сушили и примешивали в ёрю вместо муки.
7. Траву Angelica sylvestris (истинг) рубили как капусту и квасили с тар’ом.
8. Корни черноголовника Sangulisorba officinalis (эмынях) выкапывали и запасали на зиму: варили в молоке и ели в замороженном виде.
9. Kumex Acetosa (кисля) добавляли в тар.
10. Хрен. Листья этого растения квасили вместо капусты и варили с тар’ом; использовали сушеные и толченые листья вместо горчицы.
11. Дикий лук и чеснок Allium Schoenoprasum и A.lineare.
Несмотря на разнообразие растений, ягод и грибов, по наблюдению Р.К.Маака, якуты практически не использовали большинство из них. К ним относятся малина, по-якутски «биэ миэ» или «сылги миэ», т.е. «кобыльи титьки»; княженика, морошка, костяника, черная смородина, земляника, клюква, кислица, шиповник (по-якутски – «дёмхень»), рябина, боярышник, калина.
Но в громадных количествах уничтожались голубика, брусника, красная смородина.
Культурные пищевые растения использовались редко, так как эта отрасль сельского хозяйства только-только начала развиваться.
Якуты были большими любителями хлеба «бурдук», употребляли его в качестве лакомства. У громадного большинства прибрежного населения Вилюя, занимавшегося хлебопашеством, мука употреблялась в виде приправы в незначительном количестве к ежедневной похлебке из древесной заболони и тар’а или из нее варился род каши («бурдук кахы»). В тех местах, где выращивали ячмень, из ячменной муки делали лепешки и оладьи.
Учитель (вопросы классу). 1. Какой можно сделать вывод, изучив материал о питании якутов?
Ответ: По роду пищи население Средневилюйского улуса относилось к дендрофагам (питающимся древесной растительностью).
2. Какое влияние оказала пища на умственное и физическое развитие коренного населения?
Ответ: Состояние здоровья населения Вилюйского округа было неудовлетворительное, наблюдался большой процент больных, золотушных и малокровных детей с сильно выдающимися животами и уродливо развитыми пупками. По наблюдениям Р.К.Маака, который изучал жизнь коренного населения, дети часами могли сидеть перед камином, бессмысленно глядя в огонь, тереть себе животы, помогая таким массажем пищеварению. По мнению Маака, именно пища является одной из причин, которая оказывает громадное влияние на умственное развитие народа: здесь нередко можно было встретить тупоумных, не способных ни к какой работе.
Поэтому Маак предложил такие меры:
1. Введение хлебопашества и огородничества.
2. Доставка и снабжение населения солью.
3. Осушка болот и озер.
4. Постройка бань для населения.
Заключение
Итак, образ жизни, питание могут оказывать существенное влияние на умственное и физическое развитие людей. Питание должно быть разнообразным, содержать продукты животного и растительного происхождения; должны соблюдаться элементарные правила гигиены – это и есть залог здоровья любого народа независимо от того, на какой территории он обитает.
Татьяна Докова, учитель биологии СШ №5 п. Айхал Республики Саха (Якутия), участница конкурса «Сто друзей»
Комментарии