Четверть века назад Виктор Матизен уволился из школы №130 с углубленным изучением английского языка новосибирского Академгородка, где одиннадцать лет перед этим преподавал математику. Променял относительно спокойное существование «государевого человека» на полукочевую жизнь «сомнительного элемента», сплавляющего лес по сибирским рекам, красящего фасады и занимающегося прочими «малоинтеллигентными» штуками, к которым вряд ли готовят на физмате классического университета. Потом судьба сделала еще один крутой поворот: Матизен закончил ВГИК, сделал прямо-таки головокружительную кинокритическую карьеру и нынче возглавляет Гильдию киноведов и кинокритиков России. Должность куда более педагогическая, чем может показаться на первый взгляд: с одной стороны, коллеги-критики, которых хотя бы изредка, да нужно возвращать на путь профессионально истинный, с другой – коллеги-кинематографисты, которые постоянно нуждаются в конструктивных комментариях собственного творчества…
В первую часть сборника «Жизнь шкрабов» (школьные работники – аббревиатура 30-х годов) вошли заметки времен школьной жизни и иронично-философские стихи из условной серии «Размышления учителей-предметников за двадцать минут до звонка» – все это писалось в разные годы и, естественно, в стол. В 70-80-е годы рассчитывать на то, что найдется безумец, который рискнет выпустить в свет подобную сатиру – едкую, а местами и шокирующую не привыкший к серьезным потрясениям и самокритике разум, было, по крайней мере, нелепо. Вторая часть книги – собственно «Жизнь шкрабов» – еще более едкая и болезненная, как увесистая оплеуха всей бывшей школьной системе, точнее, тем нелепостям и идеологическому абсурду, коего ей было не занимать. Жанр повествования не берется определить и сам автор. Это некий документ в духе Салтыкова-Щедрина, подробно раскладывающий на типажи, виды и подвиды «шкрабов», «администратов» и «воспитантов». С десятками примеров всех тех нелепостей, которыми, сама того, может, и не замечая, жила советская школа.
Конечно, времена нынче не те, гонения на «антисоветчину», как, впрочем, и мода на нее уже давно позади. И автор уже не удивит читателя шуткой «Арифметические действия бывают капиталистические и коммунистические. Капиталистические – прибавить и умножить, коммунистические – отнять и разделить». Зато наверняка откроет глаза на некоторую зашоренность, которой до сих пор грешат некоторые «шкрабы»: «Вы провели урок без плана? – побагровел завуч. – Я объявляю вам выговор за прогул. Потому что урок без плана не засчитывается».
Книга наполнена игрой слов и изящными двусмысленностями, и эти лингвистические шутки тут же выдают в авторе математика. Прочитать «Жизнь шкрабов» действующему учителю будет далеко не бесполезно. Во-первых, для того чтобы потренировать собственное чувство юмора, во-вторых, чтобы со временем самому не превратиться в героя подобного романа.
Комментарии