Даша НЕСТЕРОВА, ученица 8-го «А» класса. Когда-нибудь, в далеком будущем, когда время в бешеной гонке будет нестись со скоростью света, когда ракеты, вспарывая звездное пространство, будут уносить на другие планеты тысячи людей, когда в научных лабораториях и исследовательских центрах будет следовать открытие за открытием, изобретение за изобретением, не давая человечеству опомниться, в век электронной техники, всемирной компьютеризации и автоматизации дети будут учиться в материально обеспеченных высокотехнологичных школах с чистой нравственной атмосферой.
В школе будущего все должно быть продумано до мелочей: как учебная программа и методика преподавания, так и условия обучения, обстановка, взаимоотношения учителей и учащихся.
В наше время в школе изучают русский язык, физику, алгебру, историю, географию и другие основополагающие дисциплины. Их достаточно много, но большинство из них лишь закладывают основу, поверхностно затрагивают, знакомят нас с какой-либо областью знаний.
Кто-то из учащихся станет писателем, и физика с алгеброй не пригодятся ему в жизни, кто-то будет спортсменом, биологом, врачом… Зачем же тратить драгоценное время на изучение бесполезных предметов? Тем более что у кого-то есть способности к точным наукам, у кого-то – блестящие дарования в области лингвистики или юриспруденции. Конечно, в начальной школе и до пятого-шестого класса человек должен получать хотя бы элементарные знания в различных областях, но в седьмом-восьмом классе уже следует определяться с выбором специальности и выбирать несколько предметов для углубленного изучения.
Как увлекательны и полезны будут уроки космонавтики на космических станциях на околоземной орбите! А занятия астрономией в школьной обсерватории! Наблюдения в телескопы за звездами, планетами… (А заодно и контроль над учениками, обучающимися на орбите!)
На занятиях журналистикой учащиеся смогут брать интервью у знаменитостей, беседовать с ними на различные темы. На уроках геологии и минералогии дети будут совершать недалекие путешествия и походы для изучения горных пород, почв, форм рельефа… С введением в школах риторики и изящной словесности наконец-то появится культура речи! Дети будут вести себя раскрепощеннее, сумеют поддержать разговор, станут интересными собеседниками. Занимаясь политикой, школьники будут встречаться с известными деятелями, изучать нынешнюю политическую обстановку в мире, труды известных ученых в этой области, современные политические течения.
Богословие будет вести какой-нибудь церковный служитель. Своими проповедями он будет закладывать основы морали и нравственности в души ребят. В нашем обществе появятся любовь к ближнему, сострадание, в сердцах людей зажжется огонек доброты и милосердия… Кроме того, таким образом можно понизить уровень преступности в стране.
Психология поможет школьникам обрести терпимость и понимание. Она научит их быть более чуткими.
В старых предметах тоже произойдут изменения. Ученики смогут знакомиться с современными учеными, писателями, поэтами, предпринимателями, артистами, художниками, композиторами.
Большое значение имеют взаимоотношения учеников и учителей. Отношение учителей к детям будет более гуманным, учителя станут проявлять терпимость, понимание, при необходимости оказывать ученикам моральную поддержку. Школьники со своей стороны будут проявлять уважение к преподавателям.
Такие школы будут с ранних лет правильно, без физического и морального ущерба, формировать характер и личные качества человека. Они смогут направить его судьбу в нужное жизненное русло.
Кирилл ИВАНЬКИН, ученик 10-го «А» класса
Школа будущего – это трехступенчатая школа.
1-я ступень – это семейное воспитание и образование до 8 лет. Основной принцип – принцип природосообразности! Развиваются все заложенные природой задатки. Ребенок осваивает зеленую среду обитания, учится вести себя так, чтобы не наносить вреда ни себе, ни окружающей среде. Без этих навыков он не может быть переведен в зеленую школу.
2-я ступень – зеленая школа, учебный комплекс, расположенный в загородной зоне, среди лесного массива или на берегу моря. В школе особое внимание уделяют движению, занятиям спортом, так как вне школы ученики передвигаются на летательных аппаратах, а занятия проходят в основном за компьютером, есть огромный спортивный корпус с несколькими тренажерными залами и современным оборудованием, спортивные площадки, бассейн.
В различных мастерских и на приусадебном участке ученики осваивают навыки физического труда. Везде очень много оранжерей, аквариумов и даже зоопарк. Регулярно проводятся занятия по изучению способов выживания в природной (в том числе водной) среде.
3-я ступень – космическая школа.
Здесь обучаются те, кто избрал сферой деятельности космос. Школы находятся на различных планетах, ученики перелетают небольшими группами из школы в школу, чтобы изучить среду обитания той части космоса, где расположена школа. Время от времени ученики проходят «школу выживания», где-нибудь на «дикой» планете. Это делается для того, чтобы человек не забывал, откуда он родом, что он часть природы и его здоровье в конечном итоге зависит от того, как он эту природу «вне себя и внутри себя понимает и сохраняет».
Исходя из детской мечты о «школе будущего», школа должна располагаться в экологически чистом районе, и в ней большое внимание должно уделяться здоровью школьников. А школьник будущего – выносливый, физически и гармонически развитый человек.
А какой должна быть будущая школа-лицей? (Ну конечно же, то, что должно быть в идеале будущего лицея.) Нужно говорить о многогранности получаемого образования. В лицее дети должны получать не только интеллектуальное развитие, но и обогащаться духовно, физически, нравственно, познать социальные нормы поведения им должны помогать учителя.
Особенно важно уделить внимание школьной библиотеке, так как именно там ученики получают духовное образование, что в дальнейшем положительным образом должно сказаться на их послешкольном пути «выходом в большой мир».
На стенах висят интересные картины, которые так и называются – «Умные портреты». Например, подходишь к Толстому или Фонвизину, нажимаешь на кнопочку, и портрет оживает, начинает с тобой разговаривать на любые темы…
Интернет со всеми своими широчайшими возможностями заменит учебники, тетради, дневники и школьные журналы.
Конечно, учителям и ученикам надо будет встречаться, чтобы не утратить способности личного непосредственного общения, но это может быть общение не каждый день и по более интересным поводам: праздники, поездки, дискуссии, общие собрания, олимпиады и др.
Родителям также по электронной почте будет еженедельно направляться с копия дневника ученика.
Ну и родительские собрания можно упростить, используя быстрое и не отнимающее много времени и нервов общение с классными руководителями, учителями и администрацией школы…
Школа, на мой взгляд, это не только обучение духовное, так и в прямом смысле слова «обучение», то есть познание и улучшение имеющихся знаний. Школа также включает в себя такую ветвь образования, как «школа общения», ведь именно в этом месте мы учимся общаться с другими людьми, познаем правила морали и этикета и уважения к старшим из поколения в поколение.
Научить, показать, объяснить, привить хорошие манеры, найти себе настоящих друзей, а также самое главное – вывести в люди, в большой мир, не дать потеряться в нем новому поколению – и есть главная задача «школы будущего».
Комментарии