search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Урок абсурда. Зачем педагогу «отсиживать» 36 часов

Казалось бы, российского учителя уже нечем удивить. Он привык к тому, что на него сыплется бесконечный поток отчетности, бессмысленных наукообразных чиновничьих распоряжений, требующих значительных затрат времени и т. п. Учитель должен постоянно подтверждать свою профессиональную состоятельность: курсы, конкурсы, сертификаты, хотя участие в этом процессе – отдельная работа, которая невольно вынуждает оставлять на настоящий учительский труд, простые ежедневные уроки все меньше сил и времени. Но недавно администрации школ все же нашли, чем нас удивить. Такое не могло привидеться даже в самых смелых фантазиях: во многих российских школах сейчас ввели обязательные присутственные часы – 36 часов в неделю для работающих на ставку (18 уроков в неделю) учителей.

Вот некоторые факты, которыми педагоги открыто делятся друг с другом на профессиональных форумах: «У нас в школе ввели 36-часовую рабочую неделю, ссылаясь на новый закон об образовании. Шестидневка, отсюда рабочий день с 8.30 до 14.30, несмотря на нагрузку. Если уроки поставлены со 2-3-го урока, все равно на работу нужно прийти к первому. Есть ли у кого-нибудь еще такое нововведение?»; «Закончилась первая четверть, и директор школы приготовила «подарок» для учителей-предметников: со второй четверти все будут работать до 17.00 (независимо от количества часов). Доплаты не будет. Говорят, есть документ. Как реагировать?»; «Мы через такое проходили несколько лет назад. Доходило до абсурда. Все педагоги должны были вести (а потом сдавать завучам) огромные таблицы, в которых подробно расписывали хронометраж всех видов своей работы: проверка тетрадей, подготовка к урокам, родительские собрания, индивидуальные консультации с родителями и детьми. Уроки + все вышеперечисленное должны были в сумме составлять 36 часов. Многие педагоги только часов вели по 30-36, поэтому все наши таблицы выходили за требуемые рамки и плавно стремились минимум к 60-72 часам. Но самое страшное было в том, что нам и платили только за 18 часов, а остальные часы оплачивали в меньшем объеме, мотивируя это производственной необходимостью. На наши справедливые требования сократить нам нагрузку ответ был всегда один: «Вам детей не жалко? Кто их учить будет?»Откуда берутся эти смелые административные новации? Почему администрации школ считают возможным так поступать с учителями? Почему в одних школах вводят 36 часов присутствия, а в других нет? Почему это решение зависит от личного разумения школьной администрации?Дело в том, что нынешнее законодательство не прописывает четко ненормированную часть рабочего времени учителя. В эту часть входят подготовка к урокам, проверка тетрадей, заполнение электронных журналов, участие в методических совещаниях и в родительских собраниях, дежурства по школе и т. д. Из-за того что отсутствует подзаконный акт, регламентирующий «неоплачиваемую» часть работы учителя с учетом его педнагрузки от 1 до 36 часов в неделю, и возникает возможность работодателю произвольно толковать ненормированную часть рабочего времени учителя.Между тем законодательство, и особенно трудовое, не должно трактоваться работодателем по-разному. Фактически сложившаяся ситуация является прямым нарушением трудового законодательства. Но вина в том, что она сложилась, прежде всего на тех, кто занимается законотворчеством. Вот почему в Сети идет активный сбор подписей под петицией министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову: http://goo.gl/BwLo82 – с требованием срочно изменить данное положение вещей. Подписи собираются с конца декабря 2013 года, их уже более 900. Действительно, неплохо напомнить нашим чиновникам, что учитель – профессия творческая. Каждый урок – маленький мини-спектакль. Возможно, конечно, что и актерам наши чиновники скоро предпишут присутствовать в театрах по 36 часов в неделю. Есть у Дмитрия Сергеевича Лихачева замечательное высказывание об учителях: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…» Что бы сказал Дмитрий Сергеевич, оказавшись в нашей сегодняшней российской действительности?Абсурдность требования 36 присутственных часов в школе для учителя, работающего на ставку (18 уроков в неделю), становится еще более очевидной, если принять во внимание следующее обстоятельство. Одновременно с учителями, имеющими педагогическую нагрузку 18 часов (плюс 18 часов неоплачиваемого труда), в школе работают учителя, имеющие педнагрузку 36 часов в неделю. Им оплачиваются все 36 часов их работы, а неоплачиваемую работу они выполняют как бы между делом. Юрист школы, где я работаю, имеет 36 часов педнагрузки и полставки юриста (закон, по ее словам, позволяет). Получается, что настоящие нормы законодательства создали совершенно неравноценные условия труда – с разницей в разы – для сотрудников, занимающих одинаковую должность. Кроме того, на самом деле при педнагрузке в 36 часов рабочая неделя учителя длится 72 часа. Это противоречит всем законодательным нормам.Конечно, при введении 36 часов присутствия в школе можно каждый раз подавать в суд на конкретную администрацию. Но далеко не у каждого учителя есть на это силы и время. Надо, чтобы были законы, исключающие произвол директоров. А сейчас законы таковы, что дают администрации право устанавливать обязательные присутственные часы по собственному желанию. Конечно, министр не в силах сделать рабочую неделю учителя, работающего на ставку, менее 36 часов, но он в силах издать указ, запрещающий вводить обязательные присутственные часы в школах. К сожалению, очень понятно, почему ситуация с 36-часовой рабочей неделей сейчас приняла такую остроту. Сейчас ввели новую систему оплаты труда, которая априорно ставит администрацию и учителей в состояние бизнес-партнеров с противоположными интересами: чем меньше получит зарплату учитель, тем больше администрация заплатит в виде премии себе. Самое срочное и простое, что, как представляется, должен сделать Дмитрий Ливанов, – издать распоряжение, запрещающее директорам школ вводить обязательные присутственные часы внеурочной работы учителя.КомментарийВера ПОНКРАТОВА, эксперт Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации:- Подобная деятельность администраций школ едва ли может считаться законной. Все эти положения уже давно регламентированы в целом ряде документов. Это и Трудовой кодекс РФ, и Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», и приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. №2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», и Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» и т. д. (перечисленные приказы Минобрнауки России  продолжают применяться в части, не противоречащей указанному выше федеральному закону). Так, согласно статье 333 ТК РФ (в ред. федеральных законов от 30.06.2006 №90-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ, от 02.07.2013 №185-ФЗ) для педагогических работников предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Это всего лишь предельная возможная продолжительность, устанавливаемая в зависимости от должности уполномоченным федеральным органом, а не общеустановленная и обязательная для всех педагогических работников. Кроме того, для отдельных категорий педагогических работников в соответствии со статьей 333 ТК РФ устанавливается не продолжительность рабочего времени, а норма часов педагогической работы за ставку заработной платы.К тому же для педагогических работников, предусмотренных в пункте 2 приложения к приказу Минобрнауки России №2075 (учителя, преподаватели (кроме преподавателей вузов и ИПК), педагоги дополнительного образования и тренеры-преподаватели), норма часов преподавательской работы, установленная за ставку заработной платы, является лишь нормируемой частью их рабочего времени. Понятно, что должностные обязанности этих работников не ограничиваются только преподавательской деятельностью. Работа с родителями, в методобъединениях, участие в работе педагогических советов, в воспитательных и оздоровительных мероприятиях – это тоже обязанности, которые требуют  затрат рабочего времени, но они регулируются планами и графиками работы (п. 2.3. и 2.4 приказа Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. №69).Следовательно, положения нормативных правовых актов ряда органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, закрепляющие для всех педагогических работников, включая учителей, 36-часовую продолжительность рабочего времени, являются неправомерными, противоречащими статьям 100 и 333 ТК РФ и принятым в соответствии с ними нормативным правовым актам РФ.Что же касается оплаты труда, то принятая за расчетную величину норма часов преподавательской работы – 18 в неделю – не означает, что вся другая педагогическая работа не оплачивается, как это иногда пытаются представить.Размер ставки заработной платы учителям в месяц за норму 18 часов преподавательской работы в неделю устанавливается как за выполнение преподавательской работы, так и за выполнение других обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по должности учителя.От отсиживания часов толку мало, ведь деятельность учителя не сводится лишь к работе на уроке, есть еще работа по подготовке к урокам, работа с родителями, работа в педагогических объединениях, которая может осуществляться необязательно в здании школы. Все подробно определено в приказе Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. №69.​Ирина КАНТОРОВИЧ, педагог центра образования «Технологии обучения», к. и. н., член Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте