search
main
0

Урок абсурда. Зачем педагогу «отсиживать» 36 часов

Казалось бы, российского учителя уже нечем удивить. Он привык к тому, что на него сыплется бесконечный поток отчетности, бессмысленных наукообразных чиновничьих распоряжений, требующих значительных затрат времени и т. п. Учитель должен постоянно подтверждать свою профессиональную состоятельность: курсы, конкурсы, сертификаты, хотя участие в этом процессе – отдельная работа, которая невольно вынуждает оставлять на настоящий учительский труд, простые ежедневные уроки все меньше сил и времени. Но недавно администрации школ все же нашли, чем нас удивить. Такое не могло привидеться даже в самых смелых фантазиях: во многих российских школах сейчас ввели обязательные присутственные часы – 36 часов в неделю для работающих на ставку (18 уроков в неделю) учителей.

Вот некоторые факты, которыми педагоги открыто делятся друг с другом на профессиональных форумах: «У нас в школе ввели 36-часовую рабочую неделю, ссылаясь на новый закон об образовании. Шестидневка, отсюда рабочий день с 8.30 до 14.30, несмотря на нагрузку. Если уроки поставлены со 2-3-го урока, все равно на работу нужно прийти к первому. Есть ли у кого-нибудь еще такое нововведение?»; «Закончилась первая четверть, и директор школы приготовила «подарок» для учителей-предметников: со второй четверти все будут работать до 17.00 (независимо от количества часов). Доплаты не будет. Говорят, есть документ. Как реагировать?»; «Мы через такое проходили несколько лет назад. Доходило до абсурда. Все педагоги должны были вести (а потом сдавать завучам) огромные таблицы, в которых подробно расписывали хронометраж всех видов своей работы: проверка тетрадей, подготовка к урокам, родительские собрания, индивидуальные консультации с родителями и детьми. Уроки + все вышеперечисленное должны были в сумме составлять 36 часов. Многие педагоги только часов вели по 30-36, поэтому все наши таблицы выходили за требуемые рамки и плавно стремились минимум к 60-72 часам. Но самое страшное было в том, что нам и платили только за 18 часов, а остальные часы оплачивали в меньшем объеме, мотивируя это производственной необходимостью. На наши справедливые требования сократить нам нагрузку ответ был всегда один: «Вам детей не жалко? Кто их учить будет?»Откуда берутся эти смелые административные новации? Почему администрации школ считают возможным так поступать с учителями? Почему в одних школах вводят 36 часов присутствия, а в других нет? Почему это решение зависит от личного разумения школьной администрации?Дело в том, что нынешнее законодательство не прописывает четко ненормированную часть рабочего времени учителя. В эту часть входят подготовка к урокам, проверка тетрадей, заполнение электронных журналов, участие в методических совещаниях и в родительских собраниях, дежурства по школе и т. д. Из-за того что отсутствует подзаконный акт, регламентирующий «неоплачиваемую» часть работы учителя с учетом его педнагрузки от 1 до 36 часов в неделю, и возникает возможность работодателю произвольно толковать ненормированную часть рабочего времени учителя.Между тем законодательство, и особенно трудовое, не должно трактоваться работодателем по-разному. Фактически сложившаяся ситуация является прямым нарушением трудового законодательства. Но вина в том, что она сложилась, прежде всего на тех, кто занимается законотворчеством. Вот почему в Сети идет активный сбор подписей под петицией министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову: http://goo.gl/BwLo82 – с требованием срочно изменить данное положение вещей. Подписи собираются с конца декабря 2013 года, их уже более 900. Действительно, неплохо напомнить нашим чиновникам, что учитель – профессия творческая. Каждый урок – маленький мини-спектакль. Возможно, конечно, что и актерам наши чиновники скоро предпишут присутствовать в театрах по 36 часов в неделю. Есть у Дмитрия Сергеевича Лихачева замечательное высказывание об учителях: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…» Что бы сказал Дмитрий Сергеевич, оказавшись в нашей сегодняшней российской действительности?Абсурдность требования 36 присутственных часов в школе для учителя, работающего на ставку (18 уроков в неделю), становится еще более очевидной, если принять во внимание следующее обстоятельство. Одновременно с учителями, имеющими педагогическую нагрузку 18 часов (плюс 18 часов неоплачиваемого труда), в школе работают учителя, имеющие педнагрузку 36 часов в неделю. Им оплачиваются все 36 часов их работы, а неоплачиваемую работу они выполняют как бы между делом. Юрист школы, где я работаю, имеет 36 часов педнагрузки и полставки юриста (закон, по ее словам, позволяет). Получается, что настоящие нормы законодательства создали совершенно неравноценные условия труда – с разницей в разы – для сотрудников, занимающих одинаковую должность. Кроме того, на самом деле при педнагрузке в 36 часов рабочая неделя учителя длится 72 часа. Это противоречит всем законодательным нормам.Конечно, при введении 36 часов присутствия в школе можно каждый раз подавать в суд на конкретную администрацию. Но далеко не у каждого учителя есть на это силы и время. Надо, чтобы были законы, исключающие произвол директоров. А сейчас законы таковы, что дают администрации право устанавливать обязательные присутственные часы по собственному желанию. Конечно, министр не в силах сделать рабочую неделю учителя, работающего на ставку, менее 36 часов, но он в силах издать указ, запрещающий вводить обязательные присутственные часы в школах. К сожалению, очень понятно, почему ситуация с 36-часовой рабочей неделей сейчас приняла такую остроту. Сейчас ввели новую систему оплаты труда, которая априорно ставит администрацию и учителей в состояние бизнес-партнеров с противоположными интересами: чем меньше получит зарплату учитель, тем больше администрация заплатит в виде премии себе. Самое срочное и простое, что, как представляется, должен сделать Дмитрий Ливанов, – издать распоряжение, запрещающее директорам школ вводить обязательные присутственные часы внеурочной работы учителя.КомментарийВера ПОНКРАТОВА, эксперт Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации:- Подобная деятельность администраций школ едва ли может считаться законной. Все эти положения уже давно регламентированы в целом ряде документов. Это и Трудовой кодекс РФ, и Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», и приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. №2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений», и Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» и т. д. (перечисленные приказы Минобрнауки России  продолжают применяться в части, не противоречащей указанному выше федеральному закону). Так, согласно статье 333 ТК РФ (в ред. федеральных законов от 30.06.2006 №90-ФЗ, от 23.07.2008 №160-ФЗ, от 02.07.2013 №185-ФЗ) для педагогических работников предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Это всего лишь предельная возможная продолжительность, устанавливаемая в зависимости от должности уполномоченным федеральным органом, а не общеустановленная и обязательная для всех педагогических работников. Кроме того, для отдельных категорий педагогических работников в соответствии со статьей 333 ТК РФ устанавливается не продолжительность рабочего времени, а норма часов педагогической работы за ставку заработной платы.К тому же для педагогических работников, предусмотренных в пункте 2 приложения к приказу Минобрнауки России №2075 (учителя, преподаватели (кроме преподавателей вузов и ИПК), педагоги дополнительного образования и тренеры-преподаватели), норма часов преподавательской работы, установленная за ставку заработной платы, является лишь нормируемой частью их рабочего времени. Понятно, что должностные обязанности этих работников не ограничиваются только преподавательской деятельностью. Работа с родителями, в методобъединениях, участие в работе педагогических советов, в воспитательных и оздоровительных мероприятиях – это тоже обязанности, которые требуют  затрат рабочего времени, но они регулируются планами и графиками работы (п. 2.3. и 2.4 приказа Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. №69).Следовательно, положения нормативных правовых актов ряда органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, закрепляющие для всех педагогических работников, включая учителей, 36-часовую продолжительность рабочего времени, являются неправомерными, противоречащими статьям 100 и 333 ТК РФ и принятым в соответствии с ними нормативным правовым актам РФ.Что же касается оплаты труда, то принятая за расчетную величину норма часов преподавательской работы – 18 в неделю – не означает, что вся другая педагогическая работа не оплачивается, как это иногда пытаются представить.Размер ставки заработной платы учителям в месяц за норму 18 часов преподавательской работы в неделю устанавливается как за выполнение преподавательской работы, так и за выполнение других обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по должности учителя.От отсиживания часов толку мало, ведь деятельность учителя не сводится лишь к работе на уроке, есть еще работа по подготовке к урокам, работа с родителями, работа в педагогических объединениях, которая может осуществляться необязательно в здании школы. Все подробно определено в приказе Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. №69.​Ирина КАНТОРОВИЧ, педагог центра образования «Технологии обучения», к. и. н., член Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте