Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Урал – опорный край державы. Интегрированный урок истории, чтения, изобразительного искусства в коррекционных классах VIII вида

Учительская газета, №19 от 8 мая 2012. Читать номер
Автор:

Общая цель урока: формировать уважительное отношение к родной стране, эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.Образовательная цель: ознакомить с историей малой родины, с боевой техникой времен Великой Отечественной войны, с творчеством поэтов Урала о войне.

Коррекционно-развивающие цели:1. Развивать кругозор, наращивать словарный запас учащихся.2. Развивать представления на основе предварительного наблюдения объекта, восприятия графического образа и его словесного обозначения.3. Развивать творческое воображение, логическое мышление.Воспитательные цели:1. Воспитывать у детей эстетическое восприятие демонстрируемых предметов.2. Воспитывать коммуникативность.Тип урока: сообщение новых знаний на основе использования ИКТ.Учащиеся для работы на уроке делятся на три группы. Каждая группа получает свое задание к уроку:1. Подготовить сообщение «Еманжелинск – фронту!».2. Изготовить из глины модели танков Великой Отечественной войны.3. Подготовить сообщение об уральском  поэте М.Львове.Ход  урока1. Подготовительный этап:- ребята с учителем изобразительного искусства выполняют макеты танков из глины;- ученик индивидуально готовит стихотворение «Танкоград»; – педагоги в программе Ulead Video Studio готовят фильм «Урал – фронту!», презентацию к уроку, маршрутные листы по теме урока.2. Организационный момент. Психологический настрой.Учитель: Добрый день!Мы встречали друг друга улыбкой,Иногда обнимали друг друга,А сегодня пожмем, не стесняясь,Руку своего друга.Садитесь, ребята.Ребята жмут друг другу руки, потом садятся на свои места.3. Объявление новой темы.Учитель: Для определения темы урока, ребята, посмотрите на слайд. Какие вы видите картины, какая тема их объединяет?Ответы детей.Учитель: Вы верно отгадали, тема урока – «Урал – опорный край державы».4. Актуализация знаний, объяснение темы урока.Звучит песня «Журавли».Учитель: Какому событию в истории нашей Родины  посвящена эта песня?Слово учителя истории: В 1941-1945 годах шла Великая Отечественная война. 9 Мая мы празднуем День Победы. 1418 дней и ночей шла Великая Отечественная война. Героически сражались наши солдаты в боях за Брест, Киев, Москву, Сталинград, Курск… (По ходу рассказа учитель показывает города на карте.) Одна из битв – сражение под Прохоровкой, принимали участие в этом сражении боевые единицы, а какие, вы назовете сами, отгадав загадку:«Гусеницы две ползут, Башню с пушкою везут». Ответы детей.Учитель истории: Правильно, это танки, а сражение под Прохоровкой является крупным танковым сражением времен Великой Отечественной.Учитель изобразительного искусства предлагает ребятам показать изготовленные ими советские и немецкие танки, назвать основные элементы машины.Учитель: На боевых машинах воевали жители трех уральских областей, составив знаменитый Уральский добровольческий  танковый корпус.См. приложение 1.Демонстрация фильма «Урал – фронту!».Рассказ учителя истории (см. приложение 2): Эти танки были изготовлены у нас на Урале в городе, которого вы не найдете на карте. В годы войны его называли Танкоград, а сегодня это город Челябинск.Ученик читает стихотворение Льва Рахлиса «Танкоград».Учитель: Подвиг уральцев запечатлен в бронзе, воспет в стихах уральских поэтов.Слово учителя русского языка и литературы об уральских поэтах военных лет: Важнейшей темой поэзии военных лет была тема Родины, уверенность в победе,  тема трудового тыла (см. приложение 3).Сообщение ученика о Михаиле Давыдовиче Львове.5. Закрепление нового материала.Учитель: Боевой путь прошли представители Уральского добровольческого  танкового корпуса. Вы тоже пройдете свой путь – к знаниям. Каждая команда получает свой маршрутный лист, в котором указан порядок прохождения станций.Работа детей в группах по станциям «Историческая», «Литературная», «Техническая».На станции учитель помогает детям заполнять маршрутные листы. По итогам работы выдается фрагмент рисунка, на котором изображены достопримечательности России, Урала, Еманжелинска. Каждая группа должна из фрагментов сложить фото памятников и приклеить на доску.Учитель под музыку  читает стихи Михаила Львова:Пусть танки тяжелые едут,Победу в орудьях везя.Победа! Победа! Победа!И только победа, друзья!Подведение итогов урока.Учитель называет оценки за урок и записывает их в дневник.​Татьяна КУЗЬМИЧЕВА, Наталья ЗУЕВА, Раиса ФЕДОРЕНКО, учителя коррекционных классов VIII  вида средней школы №4 города Еманжелинска Челябинской областиПриложение 1Формирование воинских частей60 различных воинских формирований, более 40 соединений и отдельных частей, в том числе 6 добровольческих и 10 лыжных батальонов, были созданы за годы войны на территории нашей области. Только из челябинцев было сформировано 13 воинских частей. В рядах воинских формирований прошли боевой путь около 500 тысяч воинов.Среди формирований были такие, как 85-я Челябинская стрелковая дивизия – первая, вступившая в бой с фашистскими захватчиками под городом Гродно (в ее рядах было около 18 тысяч воинов-уральцев); 96-я танковая бригада имени челябинского комсомола (49517 заявлений поступило от жителей нашей области и только 2927 добровольцев были зачислены в бригаду); Уральский добровольческий танковый корпус (3800 км прошли воины-танкисты, в том числе более двух тысяч километров с боями, с июля 1943 года по май 1945 года). Более 2 тысяч солдат и офицеров этого объединения были награждены орденами и медалями, семь из них стали Героями Советского Союза.27 раз салютовала Москва Героям Советского Союза танкистам-уральцам за время войны. Около 20 уральских соединений и частей участвовали в битве за Москву.За боевые заслуги более 20 челябинских соединений стали орденоносными.Приложение 2ТанкоградТанкоград – города с таким названием не было на карте нашей Родины. Челябинск получил это имя в начале войны, после слияния тракторного завода с двумя эвакуированными предприятиями – ленинградским Кировским и харьковским. Возглавил «танковую империю» И.М.Зальцман, которого называли танкоградцем №1.Мозгом Танкограда называли конструкторское бюро танкового завода, где работали выдающиеся конструкторы Ж.Я.Котин, Н.Л.Духов, И.Я.Трашутин, М.Ф.Балжи и другие. Здесь были созданы мощные танки КВ, ИС и Т-34, самоходные артиллерийские установки.Всего за годы войны на заводе руками более 100 тысяч рабочих было выпущено 18 тысяч боевых машин, что составляет примерно пятую часть от всех машин, произведенных в стране.На челябинском заводе дорожных машин им. Д.Колющенко в годы войны выпускались знаменитые «катюши».Весной 1942 года было начато строительство Челябинского металлургического завода.Правительство высоко оценило вклад нашего города в победу, приравняв труд в тылу к ратному подвигу на фронте: в 1946 году Челябинску вручили на вечное хранение знамена Государственного Комитета Обороны и наградили орденом Ленина.Приложение 3Поэзия военных летВажнейшей темой поэзии военных лет была тема Родины, уверенность в победе,  тема трудового тыла. Урал в годы войны  внес своим трудом решающий вклад в дело победы. Уральские поэты пишут стихи об участниках строительства Магнитки, Челябинского тракторного завода и других уральских гигантов.В стихотворении  Людмилы Татьяничевой «Мастер» дан образ старика-металлурга, который осознает, что своим трудом он спасает жизнь сыновей, ушедших на фронт.  В  1944 году  выходит первый сборник стихотворений Людмилы Константиновны «Верность». Стихи из этого сборника печатались во фронтовых газетах. И не случайно бойцы на фронте хранили вырезки с этими стихами вместе с дорогими для них письмами родных. Потом поэтесса  не раз вернется к теме войны: Пусть не в меня в прямом боюВонзался штык чужой огранки.Прошли сквозь молодость моюГода тяжелые, как танки…В 1942 году Александр Гольдберг написал стихотворение «Танкоград».О родном Урале писали стихи и поэты-фронтовики. Михаил Львов писал:Пусть танки тяжелые едут,Победу в орудьях везя.Победа! Победа! Победа!И только победа, друзья!Пройдут года – над веком небывалым Потомки совершат свой поздний суд: Победу назовут они Уралом, Железо назовут они Уралом, И мужество Уралом назовут!                                                  Стихи, написанные прямо в огне боев, находили живой отклик в сердцах танкистов. Уральцы называли Львова поэтом танкистов, а его стихи – танковыми стихами. Они не только воодушевляли на подвиги, но и напоминали о Родине, где формировался и закалялся стойкий уральский характер, ковалась победа над врагом.Урал… Урал… Заводы… Шахты… Горы…Страной железа видишься ты мне.Твои сыны, литейщики, шахтеры,Себя как дома чувствуют в огне.С рождения металлом окруженный,Уралец – прирожденный металлист,А значит, он и воин прирожденный,И слесарь прирожденный, и танкист.В пороховой окутываясь запах, Идет на запад наших танков вал.И сам Урал придвинулся на запад,Придвинул пушки к западу Урал.Фронтовым корреспондентом Марком Гроссманом была написана  «Баллада об уральском танке», победившем в тяжелом бою фашистский «тигр»:Весь в ранах и рубцах, без тягача,Шел танк уральский по земле морозной,Магнитогорской сталью грохоча…Многие поэты-уральцы воевали на переднем крае, а стихи писали в перерывах  между боями. Оптимизм уральских поэтов помог народу выстоять и победить в войне.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту