search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Год счастливого детства стартовал в Чувашии Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями 
0

Упущенные возможности. Станет ли искусство складывания из бумаги школьным предметом?

«А почему бы нам не ввести в школьную программу новый предмет?» Эта фраза последние годы вызывает у большинства педагогов содрогание. Потому что за ней, как правило, стоит желание одних навязать что-то другим. Причем без учета желания последних. И исключительно из лучших побуждений. Впрочем, встречать в штыки все новое – тоже как-то неоригинально. Нужно сначала посмотреть, что это новое дало миру. Или – что могло бы дать.

Складывание из бумаги существовало в школах во всем мире с конца XIX века. В Европе, в Южной Америке, в Великобритании, в Северной Америке и Японии, где в 1880-х годах открылись первые детские сады, работавшие по методике Фридриха Фребеля. Немецкий педагог и последователь Песталоцци первым предложил использовать складывание бумажного листа как метод для обучения основам геометрии. После смерти Фребеля в 1852 году его последователи активно использовали складывание бумаги не только как математический метод, но так же как особый путь творчества.

Складывание из бумаги распространилось в школах всего мира с различной степенью успеха. К сожалению, преподаватели зачастую не принимали во внимание объяснения Фребеля о важности игры с бумагой и использовали эту методику механически. Без надлежащего понимания складывание превращалось в скучное повторение готовых образцов. И ни о каком творчестве речь идти, конечно, не могла.

В Японии идеи Фребеля соединились с японским традиционным оригами. Более древняя история бумажного складывания в Японии позволила использовать множество изящных фигурок. И до сих пор в Японии существуют альбомы с перечнем фигурок, по которым работали педагоги в конце XIX – начале XX века.

Проблема использования оригами в школе состояла в том, что и в Японии, и на Западе педагоги, работавшие по методике Фребеля, полностью игнорировали возможность создания детьми новых моделей в технике оригами. Творческое оригами не возникало и среди взрослых, пока в начале XX века поэт и философ Унамуно в Испании и Акиро Йошидзава в 1940-х годах в Японии не начали создавать собственные оригамные модели. Йошидзава назвал это «творческим складыванием».

Расцвет складывания в школах приходится на период от 1880-го до 1914 г. К концу этого периода оригами расценивалось как нечто чужеродное в школьной программе, и его перестали ставить в учебный план. С 1918 года на Западе бумажное складывание практически исчезло. Место оригами заняли занятия живописью и лепкой из глины.

В Японии отношение к использованию оригами в школе также менялось. Акиро Йошидзава писал, что в 1920-х годах в Японии оригами как школьный предмет подверглось яростной критике, потому что детей обучали лишь складыванию классических моделей.

Дурная слава об оригами в качестве школьного предмета усилилась после второй мировой войны. И даже ЮНЕСКО проявило интерес к этому вопросу. В 1954 году на Международной научной конференции ЮНЕСКО по вопросам искусства прозвучал категорический протест против включения оригами в список образовательных программ по искусству.

Успех преподавания оригами в школе зависит в первую очередь от высококвалифицированных и преданных педагогов. К сожалению, обычный школьный учитель не имеет специальных навыков. Оригами не преподают в педагогических училищах и институтах. И учитель, использующий оригами на своих занятиях, просто пролистывает книгу с оригамными схемами перед уроком, чтобы через несколько минут показать фигурку ученикам.

Но нельзя забывать, что творческий потенциал детей огромен. В 1970-х годах Роберт Харбин показывал оригами в ряде своих телевизионных программ по Независимому британскому телевидению. Дети после программ начали присылать свои оригамные фигурки, созданные ими самостоятельно. Количество моделей, придуманных детьми в возрасте от шести лет и даже младше, потрясло Харбина.

Однако все модели, присланные детьми Харбину, были созданы дома, а не в школе. Создание оригамной модели требует сосредоточенности и достаточного времени, что невозможно на уроках. Даже такой замечательный оригамист, как Эрик Кенневей, художник и школьный учитель, увидел множество проблем в обучении оригами на уроках в школе. Он говорил: «Я не думаю, что оригами может занять достойное место в школьном курсе. Ведь дети просто копируют то, что делает учитель. В оригами требуется определенный уровень развития специальных навыков. Если же ребенок лишен этих навыков, его модель будет выглядеть неуклюже и такая фигурка будет бесполезна. Однако складывание в маленьких группах со способными детьми – это замечательно».

Сотни учителей-энтузиастов в разных странах пробуют сегодня применять оригами в школах. И прежде чем оригами займет достойное место в школьной программе, придется преодолеть большое число проблем. Оригами действительно имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей. И остается надеяться, что сегодня у нас есть достаточно опыта и знаний, чтобы развить оригами как необходимый предмет в учебной программе школ.

Англия

Из журнала «Оригами»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте