Петя, ты прочитал «Тихий Дон»?- Нет, Мария Ванна, я буду поступать в Бауманский, и мне надо готовиться к ЕГЭ по математике. Нет времени читать «Тихий Дон».
Такие диалоги сегодня не редкость. Будучи сотрудником педуниверситета и параллельно школьным учителем, не могу считать уважительной какую бы то ни было причину нечтения. В две тысячи тринадцатый раз хочется вспомнить известные всем слова Иосифа Бродского о том, что за нечтение нация расплачивается своей историей.Смертельная проблема литературы в самой обычной школе, особенно в старших классах, состоит в том, что до обидного редкий ученик добросовестно читает книги по программе. Урок литературы превращается в театр абсурда, когда двадцать с лишним человек обсуждают текст, который целиком прочли в лучшем случае трое, а в худшем – один учитель.Домашними заданиями эту проблему не решить. При всем желании мы не можем контролировать, что и как Петя делает дома. Даже если получится мотивировать к чтению Машу и Васю, справиться с упрямым Петей будет трудно. Что уж говорить о сочинениях? Методика их написания у большинства Петь, Маш и Вась сводится к простейшему принципу «скопировать – вставить».Как бороться с нечтением и вырастающими из него халтурными сочинениями? Об этом приходится писать в жанре утопии, как и о возможном решении многих других проблем в сфере образования. Можно, если с неба вдруг свалятся свободные часы, регулярно с пятого по одиннадцатый класс проводить дополнительные спаренные уроки литературы: на первом занятии дети читают какой-нибудь классический короткий рассказ или стихотворение, а на втором – прямо в классе – пишут сочинение. Желательно при этом, если с неба свалятся деньги, установить в школе специальное оборудование, чтобы блокировать выход в Интернет с телефонов и планшетных компьютеров. В старших классах можно усложнить задачу и использовать для этих сочинений рассказы и стихи, опубликованные в свежем номере какого-нибудь толстого журнала и еще не отмеченные рецензиями критиков. В результате такой регулярной работы даже те, кто не прочел бы по своей инициативе ни строчки и не написал бы ни слова, волей-неволей привыкают к чтению и вырабатывают навыки создания собственного текста.Звучит красиво – такое не снилось Мору и Кампанелле. К сожалению, в реальности Петя вряд ли прочтет даже «Крохотки» Солженицына (какой там «Тихий Дон»?). Надеюсь, всем нам не придется расплачиваться за это своей историей.
Комментарии