Классическая методика, которая считает одним из самых эффективных способов обучения русскому языку выполнение системы упражнений (специально организованных учебных заданий, направленных на применение знаний), не утрачивает своей актуальности в связи с новыми подходами в образовании. Вместе с тем достижение учащимися личностных и метапредметных результатов невозможно без формирования устойчивого интереса к предмету.
Многочисленные исследования говорят о том, что русский язык, к сожалению, не входит в число любимых школьниками предметов. Комплект интерактивных пособий «Наглядная школа», выпущенный издательством «Экзамен-Медиа», позволяет сформировать и поддерживать интерес к предмету. Этому способствуют, в частности, предусмотренный авторами пособия учет возрастных особенностей учеников, обеспечение их активных действий в ходе освоения знаний, разнообразие видов упражнений, наличие игровых и соревновательных моментов при выполнении заданий.Кроме того, к несомненным достоинствам указанных пособий отнесем возможность организации личностно ориентированного обучения (в частности, учащихся – визуалов, аудиалов, кинестетиков, дигиталов), разноуровневого обучения, оперативного контроля и диагностики результатов, использования материалов интерактивной программы на уроках разного вида и типа, на любых этапах учебного занятия. Однако следует предупредить словесника, что использование дисков «Наглядная школа» на уроках русского языка не отменяет необходимости выполнения заданий, содержащихся в учебниках и других учебных пособиях.В пособии «Наглядная школа» представлены все основные виды упражнений по русскому языку: на узнавание языкового явления, на выделение этого явления среди сходных (см. рис. 1), на запоминание, на классификацию (см. рис. 2), на практическое применение полученных знаний.А вот как можно организовать основные этапы урока по теме «Разбор словосочетания» с использованием пособия «Наглядная школа».1. Освоение нового материала. Сначала учитель знакомит школьников с алгоритмом синтаксического разбора словосочетания, используя слайд интерактивного пособия (см. рис. 3).Отметим, что работа с алгоритмами – важное условие формирования и развития универсальных учебных действий школьников. Поэтапное освоение синтаксического разбора сопровождается анализом его образца. Анимационные возможности пособия позволяют привлечь внимание к наиболее важным моментам: крестик над главным словом в словосочетании, стрелочка с вопросом мигают в ходе объяснения учителя.Затем можно сразу же закрепить полученные теоретические знания. Причем приведенное в пособии задание нацелено не на репродуктивное воспроизведение знаний, а на их применение в ходе выполнения учебной задачи. При восстановлении последовательности этапов синтаксического разбора словосочетания развиваются память, внимание, логическое мышление учащихся, т. е. формируются не только предметные, но и метапредметные УУД.2. Развитие и совершенствование умения осуществлять учебные действия в ходе синтаксического разбора словосочетания. Первый этап синтаксического разбора словосочетания – выделение его из состава предложения (см. рис. 4). Формат интерактивного пособия позволяет выполнить это упражнение быстро, сразу получить оценку результата, при необходимости исправить допущенные ошибки. Необходимо, чтобы в ходе выполнения задания ученик объяснял последовательность своих действий и полученный результат. Если допущены ошибки, следует попросить ученика самостоятельно выявить их причину и указать путь исправления. Только такой подход может гарантировать формирование и развитие метапредметных компетенций учащихся.Этап определения главного слова в словосочетании предлагается осуществить в ходе выполнения задания на выбор одного правильного ответа из четырех предложенных. Как и в предыдущем случае, выполняя задание, ученик должен объяснять свои действия.Этап определения типа подчинительной связи слов в словосочетании представлен в пособии заданием на установление соответствия. Нельзя не отметить удачный выбор типа задания, которое, с одной стороны, позволяет учащемуся освоить лингвистические термины (название типов связи – «уязвимое место» в знаниях школьников), а с другой стороны, делает рутинную работу весьма занимательной (соединение словосочетания и типа связи слов в нем с помощью виртуального «карандаша»).Естественно, выполнять абсолютно все задания, разработанные авторами пособия для освоения той или иной темы курса русского языка, необязательно. Учитель может выбрать только те, которые посчитает наиболее эффективными в конкретных педагогических условиях, да и последовательность выполнения заданий можно установить по своему усмотрению. Хорошо, если учитель организует парное или коллективное выполнение заданий, что будет способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся.Подведем итог. Пособие «Наглядная школа» реализует требования ФГОС по осуществлению деятельностного подхода в обучении русскому языку. Мультимедийные возможности пособия позволяют организовать выполнение разнообразных видов упражнений, что способствует формированию и развитию интереса к учебной дисциплине. А это залог успешного освоения предмета.По вопросам приобретения пособия «Наглядная школа», консультации и обучения обращайтесь в издательство «Экзамен-Медиа».Контакты издательства «Экзамен-Медиа»Адрес: 107045, г. Москва, Луков переулок, д. 10.Телефон 8 (495) 641-00-39. E-mail: info@examen-media.ruСайт: www.examen-media.ru Елена ЕРОХИНА, кандидат педагогических наук, доцент МПГУ им. Ленина
Комментарии