Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Управляющий совет – новация, которую нужно принять и осознать

УГ - Москва, №34 от 23 августа 2011. Читать номер
Автор:

В условиях внедрения в систему образования новых финансово-экономических механизмов управляющий совет – коллегиальный выборный орган – становится неотъемлемой составляющей создаваемой структуры управления в образовании.Конкретные управленческие полномочия регламентирует устав школы, который, однако, составляется на основе Типового положения.

В​ каждой школе и раньше, и сейчас работают родительские комитеты классов, школы, однако традиционно этим комитетам отводили роль скорее исполнителей, чем инициаторов каких-либо дел в учреждении образования.  Но в последнее время все чаще говорят о  родительской общественности как о равноправном партнере в образовательном и воспитательном процессе. Администрация школ, окружное управление образования, Департамент образования стремятся как можно больше привлекать родителей к участию в управлении образовательными учреждениями. Необходимость усиления участия общественности в управлении диктуется как социально-экономическими условиями, в которых оказалось школьное образование, так и возрастающими требованиями к качеству образовательных услуг.Несмотря на то что  вопрос о развитии государственно-общественного управления   рассматривался уже несколько лет назад, сколько-нибудь масштабное и значимое продвижение наблюдается только в настоящее время. Управляющие советы созданы во многих школах и детских садах нашего округа, однако говорить об эффективной работе этих советов, в первую очередь школьных, пока не приходится. Еще предстоит немало сделать для активизации и совершенствования их работы. Конечно, требует изменения подход родителей к своему участию в школьной жизни. Проблема самосознания и социальной активности родителей очень важна, потому как сегодня  лишь небольшое число  пап и мам  считают себя полноправными и заинтересованными участниками образовательного процесса как  заказчиков образования и в качестве участников управления школой.Родительская пассивность объясняется объективными  причинами. В период экономических преобразований многие  семьи вынуждены  были очень интенсивно трудиться,  на общественную работу у них  просто не хватало времени. Но это не главное.   Родители не верят  в возможность  и не знают способы повышения эффективности своего участия в управлении школой, у  родительских сообществ нет управленческих правомочий. Кроме того, администрация школы  часто не готова развивать  взаимодействие с родителями, делегировать часть полномочий школьным органам самоуправления. Педагоги  опасаются, что члены УС будут непосредственно вмешиваться в учебную работу, пытаться диктовать учителям, как им следует работать, осуществлять контроль за их повседневной работой. Это все связано как с устоявшейся практикой, так и с отсутствием надлежащей нормативно-правовой базы.Школу создают совместно  педагоги, дети и родители. Учащиеся и родители имеют такие же права на создание своей школы, как и ее учителя и администрация. Следовательно, возможность реализовать свое право на управление должна быть у всех участников образовательного процесса, управляющий совет  становится местом реализации этих прав.Мы принадлежим одному школьному сообществу и можем действовать сообща, ведь главная цель любой родительской общественной организации – всемерное содействие образовательному процессу. Мы вместе можем установить правила, по которым будем выстраивать наше партнерство и сотрудничать.  Плодотворное сотрудничество родителей и школы состоится в том случае, если родители будут ясно видеть цели, которые ставит учреждение в формировании личности ребенка и будущего выпускника, понимать, что может сделать школа с помощью родителей. Такое партнерство возможно при добровольном и заинтересованном принятии каждым участником ответственности и обязательств, а также договоренности относительно направлений деятельности, ее критериев и результатов.Уровень вовлеченности родителей в образовательный процесс может стать естественным критерием эффективности работы школы в этом направлении.  Ни у кого не вызывает возражений тезис о том, что конечным результатом деятельности образовательного учреждения должен быть успешный, воспитанный и образованный ребенок. Таким образом, мы  обозначаем проблему выработки и предъявления заказа на образование. Заказ на образование должны формировать не только государственные структуры, в качестве заказчика в разной степени должны выступать и родители, и учащиеся, и работодатели, и институты гражданского общества.Принципы партнерства – это уважение, гласность и открытость, достижение консенсуса и учет интересов. Наиболее эффективные результаты достигаются в тех школах, где администрация, педагоги и родительская общественность смогли выстроить партнерские отношения и вступить в диалог. Эти взаимоотношения направлены на согласование интересов всех сторон-участников, на совместное решение вопросов, касающихся жизнедеятельности школы, оказания дополнительных услуг, реализации социальных проектов и многое другое. Этот опыт может быть востребован другими образовательными учреждениями. В этой связи Северо-Западное окружное управление образования и окружной родительский совет запланировали проведение обучающих семинаров, конференций и иных мероприятий на базе тех школ,  которые имеют такой опыт. Отвечая на вопрос, как привлечь родителей к участию в управлении, как научить организовывать взаимоотношения так, чтобы позиция родителей менялась от пассивно-потребительской в сторону активного участия и сотрудничества в процессах школьной жизни,  нужно  понять, как привлечь администрацию и педагогов к новым формам взаимодействия с ними.  Педагоги должны осознанно стать союзниками  УС в работе с родителями. Одним из ключевых моментов  я считаю работу классного руководителя, если он, встречаясь с   родителями, добивается эффекта соуправления на уровне своего класса, то  потом родители  с большей охотой приходят уже на общешкольные конференции.Привлечь родителей в школу возможно, информируя их о происходящих изменениях в системе управления образованием, о внутришкольной жизнедеятельности. Для этого можно проводить общешкольные родительские конференции с отчетом о работе, родительские собрания,  размещать информацию на  школьном сайте,  делать публикации в СМИ.  Важно не терять связи с выпускниками, отслеживать их жизненный путь, гордиться их достижениями (на сайте школы можно разместить списки выпускников, организовывать вечера встреч). При таком отношении больше вероятности, что бывший выпускник приведет своих детей в родную школу и захочет поддерживать и развивать школьные традиции.  Нельзя забывать благодарить родителей, представителей общественности, принимающих участие в жизни школы,  независимо от того, много или мало было сделано. Добровольная общественная  деятельность, благотворительность  должна стать почетной в глазах общества.Нередко при обсуждении вопроса о распределении полномочий субъектов внутришкольного управления происходит  противопоставление управляющего совета и администрации школы (директора). Но нельзя забывать, что директор – член управляющего совета, а стереотип противостояния желательно поменять на восприятие отношений администрации школы и совета как отношений  взаимодействия и дополнения.  Это означает, что, не подменяя директора школы и ее администрацию в решении возложенного на них широкого круга задач, управляющий совет и сам будет иметь достаточно большой круг полномочий по решению ключевых вопросов жизнедеятельности школы и защиты ее интересов. Да, совет, наделенный соответствующими полномочиями, несколько ограничит власть школьной администрации, но это ограничение несравнимо с той выгодой, которую получит школа от его участия.  Например, любой директор искренне желает, чтобы его школа была хорошей, рейтинговой или по крайней мере становилась лучше, и, бесспорно, много делает, для того чтобы эти улучшения происходили на практике, а  родителям тоже  крайне важно, чтобы в школе их ребенок чувствовал себя комфортно и безопасно, мог проявить свои потенциальные возможности и быть успешным, прежде всего в учебной деятельности. Словом, у всех участников образовательного процесса есть собственное мнение о том, что в жизни школы можно изменить или улучшить, возможно, на заседаниях управляющего совета заинтересованные стороны смогут договориться о том, что такое хорошая школа и как этого добиться, используя возможности друг друга.   Администрация  школы, заручившись мнением совета, будет чувствовать себя вполне защищенной перед органами управления образованием и другими организациями, которые выполняют по отношению к школе контролирующие или инспекторские функции.    Можно также говорить о том, что управляющий совет сможет помогать школе привлекать внебюджетные (а может, и дополнительные бюджетные) средства. Исключительно важно, чтобы школы, включаемые в работу по созданию управляющих советов, имели внутренний  организационный ресурс, достаточный для запуска предложенной работы, а также собственную позитивную установку на нее. В этом отношении критически важную роль играет позиция директора школы и ее педагогического коллектива, а также родительского актива. В тех школах, где эти условия достигнуты, есть идея  перехода в  статус автономного образовательного учреждения. Это самые сильные школы и педагогические коллективы с  активной родительской общественностью, готовой укреплять имидж образовательного учреждения, помогать в улучшении качественных и как следствие количественных показателей деятельности своего учреждения и, возможно, через участие в управлении своей школой повлиять на ее развитие, а в конечном итоге на развитие своего ребенка. Возможно, в таких прогрессивных школах будет рассмотрена идея создания наблюдательного совета, тем более что нормативно-правовая база для него уже есть (ФЗ РФ от 03.11.2006 г. №174 «Об автономных учреждениях», ст. 10,11,12).Думаю, значимого успеха можно добиться при согласованности усилий   администрации школы и  родительской общественности. В ходе реализации такой работы нужно большую часть времени посвятить совместному проектированию идеологии и содержанию работы с родителями, а  такая новация, как управляющий совет, это   одно из решений  для модернизации и совершенствования системы образования. Просто эту  новацию надо понять и осознать.Мария ВАРФОЛОМЕЕВА, председатель Совета родительской общественности СЗАО, член управляющего совета  «Школы здоровья» №821


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту