search
main
0

Понять задачу и выполнить!

Опыт генерала Панфилова можно использовать в воспитании детей

Удивительно, что Иван Васильевич Панфилов является одним из самых известных полководцев Великой Отечественной войны. Во-первых, Панфилов участвовал в войне всего три месяца, а в масштабных боевых действиях – один месяц: погиб 18 ноября 1941 года. Во-вторых, он командовал всего лишь дивизией; многие другие известные полководцы ВОВ командовали более крупными войсковыми единицами: корпусами, армиями и фронтами. В-третьих, его 316‑я стрелковая дивизия не была штатной армейской дивизией, она начала формироваться из добровольцев и резервистов Казахской и Киргизской ССР после начала войны – 14 июля 1941 года. Давайте разберемся, в чем один из секретов выдающейся боеспособности и массового героизма солдат его дивизии и как этот секрет можно использовать в воспитании детей.

 

 

 «Волоколамское шоссе»

Основным источником информации о боевом пути панфиловской дивизии осенью – зимой 1941 года является повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе». Точнее, книга не про всю дивизию, а конкретно про 1-й батальон 1073-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии. Командовал этим батальоном старший лейтенант Бауыржан Момыш-улы. Книга написана и опубликована еще во время Великой Отечественной войны, в 1943 году.

Эту книгу включают в списки и художественных, и документальных произведений. Можно ее считать художественной книгой, потому что она написана профессиональным писателем по всем законам литературы. В то же время материал для книги предоставил боевой офицер Баурджана Момыш-улы. Его имя, как и имя Панфилова, в книге не изменено. Бауыржан Момышулы рассматривал эту книгу как летопись боевого пути батальона и в сотрудничестве с Александром Беком настаивал на сохранении окопной правды.

 

На войне

Сцена военного совета перед сражением из книги «Волоколамское шоссе». Панфилов спрашивает:

«- А управление батальоном? Как, товарищ Заев, вы будете управлять другими ротами?

– По телефону.

– Но телефонную связь разобьют.

– Тогда посыльными.

– Но в промежутки вклинится противник. Тут везде, – Панфилов показал на карте пальцем, – будут шнырять немцы. Ну-с, как же управлять?

Заев молчал.

– Кто хочет ответить?

Никто не подал голоса. Генерал взглянул на меня, но я тоже затруднился. Радиосредств в батальоне не было. В самом деле, как же управлять?

– Так как же, товарищи, управлять ротами, если нет никакой связи? – он помедлил. – А ведь управление все-таки будет. И знаете какое? Ясное и точное понимание задачи. Если тебе ясна задача…

Он опять приостановился, словно ожидая, что кто-нибудь из командиров подхватит, продолжит его фразу.

– Ясен долг! – твердо выговорил Филимонов.

Сколько я мог заметить, Панфилов обычно обходился без так называемых высоких слов. Однако сейчас он сказал:

– Что же, пожалуй, тут это слово подойдет… Когда тебе ясно, что ты должен делать, то именно в этом и заключено управление. Если всем ясна задача, то можно драться разрозненными группами, без телефона, без посыльных – и все-таки бой будет управляем… Вы поняли меня, товарищи?»

Идея, что управление – это понимание офицерами и рядовыми задачи, многократно повторялась генералом Панфиловым:

«- Промежутки пусть вас не беспокоят. Каждая рота должна быть готова вести бой в окружении. А управление…

Он выжидающе посмотрел на меня.

– Управление – уяснение задачи, – сказал я.

– Вот, вот…»

Это один из ключевых элементов высокой эффективности его дивизии: рядовые и офицеры понимали, что нужно делать, даже когда командира не было рядом.

 

Управление – это понимание

Если вы не можете контролировать человека в какой-то момент, то вам нужно:

  1. Объяснить цели и задачи заранее.
  2. Мотивировать человека по своей воле выполнить поставленные цели и задачи.

К воспитанию детей это имеет прямое отношение. Большую часть времени дети не находятся рядом с родителями и учителями. Если мы хотим, чтобы дети делали все правильно, когда нас нет рядом, то мы должны добиться понимания правильных действий детьми и желания выполнять их добровольно.

 

Понимание цели

Практический пример. Мне поступают жалобы на девиантное поведение ученика 9-го класса. На индивидуальной консультации интересуюсь, чем он будет заниматься после 9-го класса. Говорит, что планирует поступать в техникум на сварщика. Спрашиваю, зачем учиться на сварщика. Говорит, чтобы зарабатывать деньги, не сидеть же у мамы на шее всю жизнь. Вижу, что у парня здоровая мотивация и адекватная цель.

Дальше выясняю понимание этапов деятельности. Спрашиваю, какой план достижения цели. То есть какой проходной балл был в этом техникуме на эту специальность в прошлом году. Отвечает, что не знает.

Объясняю, что такое проходной балл и как он определяется. Заранее проходной балл никто не знает, но год от года на одну и ту же специальность в одном и том же техникуме он не сильно меняется – ± 0,2.

Нахожу в Интернете номер приемной комиссии техникума, поручаю позвонить сейчас и выяснить. Узнаем, что проходной балл был 3,5.

Чтобы быть уверенным в поступлении, нужно ориентироваться на прошлогодний проходной балл + 0,2. Следовательно, моему подопечному нужен средний балл аттестата от 3,7 и выше.

Дальше открываю электронный журнал и смотрю оценки за первую и вторую четверти. Считаю средний балл по итогам двух четвертей – 3,4. Объясняю ребенку, что если бы он поступал в техникум сегодня, то, скорее всего, не поступил бы, немного не хватает среднего балла. Но впереди еще две четверти, разрыв небольшой – 0,3 балла. Если он повысит успеваемость по 4-5 предметам на один балл, то будет иметь высокие шансы на поступление.

Спрашиваю, по каким предметам он хочет и чувствует в себе силы повысить успеваемость. Перечисляю все предметы по списку и в таблице отмечаю цели по оценкам на третью и четвертую четверти. По большинству предметов ставим задачу сохранить успеваемость на том же уровне, а по нескольким (на его выбор) ставим задачу повысить оценку на один балл, чтобы годовые оценки позволяли поступить в техникум.

Обращаю внимание, что по физической культуре во второй четверти у него стоит оценка «4». Это притом что ученик активно занимается спортом в секции. Вижу среди текущих оценок во второй четверти одну оценку «2», которая и снизила четвертную оценку до 4 баллов. Спрашиваю, за что получил двойку. Отвечает, что пнул баскетбольный мяч. А зачем пнул? Говорит, что веселья ради.

Объясняю парню причинно-следственную цепочку:

  1. Пнул баскетбольный мяч.
  2. Получил оценку «2».
  3. За вторую четверть вышла оценка «4» (вместо «5»).
  4. Если за третью и четвертую четверти тоже будут четверки, тогда за год выйдет «4», и эта оценка пойдет в аттестат.
  5. Средний балл аттестата снизится на 0,06.
  6. Этих 0,06 балла может не хватить для поступления в техникум.

Отвечает, что не понимал таких последствий, но теперь понял всю картину и больше не будет пинать баскетбольные мячи.

В заключение консультации я распечатал и дал ученику таблицу с итоговыми оценками, которые он должен получить в третьей и четвертой четвертях, чтобы иметь нужный средний балл аттестата.

 

Сила в ясности

Ребенок ушел от меня воодушевленным, что естественно: он стал лучше понимать стоящие перед ним задачи и способы их достижения.

Обязанность педагогов и родителей – прояснять детям картину мира и их роль в этом мире. Чем яснее ребенок все понимает, тем эффективнее он будет действовать и тем более уверенно, радостно и спокойно себя чувствовать.

Удивительно, но нередко родители и учителя стремятся не прояснять детям картину мира, а, наоборот, запутывать, вводить в заблуждение.

 

Надо напугать

Например, ученицу 10-го класса пригласили на совет профилактики из-за низкой успеваемости. У ребенка по объективным причинам недостаточно способностей для освоения программы средней школы. Можно с вероятностью 99% утверждать, что ЕГЭ она не сдаст и не получит аттестат. Следовательно, ей лучше поступить в учреждение начального или среднего профессионального образования.

Однако ребенок и ее мать считают, что нужно до победного конца учиться в школе. Заместитель директора заявляет, что из-за низкой успеваемости ученицу отчислят по окончании 10-го класса, поэтому ей лучше сейчас, в середине учебного года, уйти из школы в профессиональное учебное заведение.

Когда ученица и мать вышли, я спросил заместителя директора:

– Вы действительно отчислите ее после 10-го класса?!

– Нет, конечно. Но надо же было ее чем-то напугать.

Это откровенное выражение позиции огромного числа родителей и педагогов: надо запугивать детей. Запугивание считается основным способом влияния на детей.

Обратите внимание, что в данном случае правда более страшна, чем лживое запугивание. Правда заключается в том, что ученица рисковала потерять два года и остаться без аттестата. Заместитель директора же убеждала ученицу, что она рискует потерять лишь один год. Поэтому если хотите пугать детей, то говорите им правду.

 

Условия исполнения

В заключение несколько советов, как добиться понимания задачи и ее выполнения.

Во-первых, нужно вызвать доверие. Если человек нам не доверяет, то он будет защищаться от нашего влияния и противиться пониманию наших слов. Доверие вызывается честностью, заботой, мудростью, спокойствием, профессионализмом, эксперт­ностью, добротой.

Во-вторых, нужно самим понимать желаемые результаты и доносить их до детей понятным им языком. Понимание должно быть ясным. В случае когда я консультировал девятиклассника о пути поступления в техникум, у него только после беседы со мной появилось ясное осознание цели. До этого у него было понимание, но очень смутное: он не знал, что такое проходной балл.

Нужно фокусироваться на результатах, а не на методах. Я не навязывал данному ученику способ достижения результата. Как он придет к нужному среднему баллу 3,7, я предоставил решать ему. Важно, что должно быть сделано, а не как это будет сделано.

Ребенок должен добровольно взять на себя обязательство добиться нужных результатов. Ему большую часть времени придется действовать, когда нас нет рядом, по­этому он должен руководствоваться своей собственной волей.

В-третьих, сформулируйте руководящие принципы, параметры, которых человеку нужно придерживаться. Свобода выбирать методы достижения цели не означает вседозволенности. Мы должны предупредить ребенка о неэффективных стратегиях, чтобы он не совершал типичных ошибок. Необходимо рассказать о существующих эффективных методах достижения цели, чтобы он не изобретал велосипед.

В-четвертых, нужно дать необходимые для достижения желаемых результатов ресурсы. Когда мы ставим перед человеком задачу, не нужно вести себя, как сова из анекдота.

Приходят мышки к мудрой сове и спрашивают:

– Как нам защищаться от лесных хищников?

Мудрая сова отвечает:

– Превратитесь в ежиков, тогда вас никто не съест.

Мышки сначала обрадовались, но потом уточнили:

– А как нам превратиться в ежиков?

Мудрая сова ответила:

– Я стратег. Я дала вам стратегическое решение проблемы. Мелкими тактическими вопросами я не занимаюсь.

В-пятых, установите систему отчетности: когда и как будут оцениваться результаты.

В-шестых, донесите до человека последствия достижения или недостижения результатов. Какие будут положительные и отрицательные последствия. Какие будут вознаграждения или наказания с вашей стороны. Какие будут естественные последствия, которые ни от кого не зависят.

Управление через понимание требует времени и терпения на первом этапе. Нужно рассматривать это как инвестицию, а не расход. Если мы один раз вложились в понимание ребенком задачи, то больше не нужно каждый день напоминать ему не пинать мяч.

Управление через понимание – лучший способ сэкономить свои время и нервы и повысить эффективность ребенка.

Дополнительно рекомендую к просмотру отличный фильм «Тренер Картер» (Coach Carter), 2005). В фильме реальная история, как тренер школьной баскетбольной команды с большим трудом добивался понимания цели школьного обучения от учеников, их родителей, учителей и администрации школы.

Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте