Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Управленцы пойдут в школу. Эдуард НИКИТИН, ректор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования

Учительская газета, №1 от 11 января 2005. Читать номер
Автор:

Никакой радикальной ревизии задач модернизации, по моему мнению, в ближайшее время не предвидится. Никто не собирается отказываться ни от целей, ни от задач, ни от правительственного постановления, посвященного модернизации образования на ближайшие годы.

Что для нас в 2005 году будет особенно важно? В первую очередь налаживание совместной работы региональных институтов повышения квалификации и академии по решению задач модернизации на втором ее этапе. Тем более что за последние три года уже сложилось реальное направление совместной деятельности. Прежде всего мы взаимодействовали в рамках федерального широкомасштабного эксперимента по изменению структуры и содержания общего среднего образования. Шла совместная работа по экперименту, реструктуризации сельских школ, по переподготовке педагогических кадров в связи с переходом на предпрофильное и профильное обучение школьников, по выработке нормативно-правовой деятельности методических учреждений образования. Также мы занимались переподготовкой педагогических кадров для работы с применением новых современных информационных технологий, разработкой форм общественно-государственного управления образовательными учреждениями. Эта совместная работа региональных институтов повышения квалификации и академии продолжится и в 2005 году.

Нынче Министерство образования и науки РФ предлагает поразмышлять о нашем будущем в связи с прошедшими в законодательстве изменениями. Их нам дал 122-й закон, принятый летом 2004 года. В нем записано, что к функциям федеральных органов власти в области образования относятся организация и создание условий для деятельности учреждений высшего профессионального образования, включая повышение квалификации и переподготовку кадров. Исходя из этого, получается, что содержание учреждений дополнительного профессионального образования на региональном и муниципальном уровнях нынешним законодательством не предусмотрено. До 2007 года вопрос о передаче учреждений повышения квалификации работников образования будет решаться по согласованию с Правительством РФ. За эти два года нам придется или подумать над изменением сети ИПК, предложив некую модель, поддерживаемую и региональным, и федеральным уровнями, или биться за то, чтобы эту норму в законе изменить.

Можно было бы, конечно, поставить вопрос о передаче всех региональных ИПК на федеральный уровень, но тут неизбежно возникает вопрос о передаче имущества институтов на федеральный же уровень. Но эта процедура столь тягомотная, что никакое Минимущество с ИПК связываться не будет. ИПК не тот объект, из-за которого будут ломать копья, а без передачи имущества не произойдет и передачи самого института. Значит, нужно предложить другой вариант сохранения институтов как таковых.

У академии он есть. Это создание Национальной школы управления образованием, которая будет иметь федерально-региональную структуру. Дело в том, что в России огромная армия управленцев (одних школ 64 тысячи!), но система подготовки и переподготовки управленческих кадров разрознена по содержанию, не имеет легитимного программного обеспечения, учебно-методического сопровождения. Мы пришли к единодушному мнению, что коренной фигурой, на которой следует сосредоточить в том числе и федеральные финансовые усилия, – это директор школы. Прагматичная позиция министерства очевидна и правильна: государственная политика, которую оно реализует, может дойти до каждого учителя только через руководителя учебного заведения.

Мы уже разработали проект «Современная школа управления образованием». Нам очень важно создать не столько академическую, сколько практическую современную модель переподготовки руководителя для деятельности в условиях постоянных изменений. Что должен в результате уметь подготовленный управленец? Прежде всего воспринимать и разрешать широкий спектр проблем не только образовательного, но и социально-экономического, аналитического, и психологического характера, заниматься проектированием деятельности педагогического коллектива.

На первом этапе – в 2005 году – мы предполагаем разработать учебно-программное обеспечение переподготовки директоров школ на основе современных теорий менеджмента, психологии, социологии. Программа свыше 1000 часов должна позволить получить выпускникам государственный диплом по профессиональной переподготовке с присвоением квалификации «Руководитель». Мы планируем разработать концепцию двухгодичного обучения на деятельностно-рефлексивной основе (то есть с использованием всех современных методов и форм обучения в сочетании с традиционными лекциями и семинарами) в очно-заочной форме. В 2005 году мы разработаем учебно-методические комплекты по отдельным модулям, то есть стабильные учебные пособия, а также концепцию медиатеки коллекции электронных информационных ресурсов «Школы современного руководителя» по стандартам западного и лучшего российского академического образования.

Ожидаемые результаты реализации проекта мы делим на оперативные и перспективные. Что касается оперативных результатов, то мы полагаем, что уже в начале 2005 года сумеем разработать учебно-программные основы и провести обучение первых десяти групп с первой установочной сессией в объеме 72 часов. Перспективные результаты: к 2008 году ежегодно обучать 600 директоров школ из регионов. Кроме того, планируется создание 7 филиалов школы современного руководителя, то есть по одной школе в каждом административном округе.

Если отойти от частностей, то способ выживания системы повышения квалификации, усиления ее востребованности государством в первую очередь заключается именно в том, чтобы освоить идею создания национальной школы современного управления образованием. Наша идея уже одобрена Министерством образования и науки. Мы получили первое финансирование на ее реализацию в 2005 году. Предполагается, что финансирование будет осуществляться из двух источников: пять лет, пока проект пройдет становление, видимо, средства будут поступать из федеральных источников. На втором этапе будут привлекаться региональные средства, а на третьем мы планируем привлечение средств частных собственников, спонсоров.

Если система повышения квалификации, объединенная этой идеей, приступит к работе по реализации проекта, то она сохранится.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту