search
main
0

Управа самим собой

Зимой 1998 года в Москве школьников из всех районов страны, собравшихся на слет старшеклассников, попросили сделать свои замечания по поводу предложенного им положения “О самоуправлении учащихся в школе”. Ребята рассматривать его отказались. “Самоуправление учащихся – пустой и никому не нужный лозунг, – говорили они. – Надо строить самоуправление в едином школьном коллективе или, в крайнем случае, соуправление педагогов и учащихся, потому что говорить о единстве этих пока таких разных групп рано…”
Вопрос был решен однозначно для ребят. Если есть единый коллектив, включающий в себя и детей, и взрослых, – будет самоуправление; нет, живут по отдельности две большие группы, будем учиться соуправлять совместной жизнью.
Самоуправление – это принцип организации жизни школы, означающий право и обязанности его членов анализировать состояние дел в школе, вырабатывать и принимать решения, касающиеся различных школьных дел, активно участвовать в их реализации. Структура органов самоуправления в школьном коллективе должна быть гибкой и вариативной, учитывать специфику возможности, традиции и этапы развития каждого конкретного коллектива.
К сожалению, работа совета старшеклассников нашей школы и позиция учеников заставляют задуматься.
Орган самоуправления в школе N 15 пользуется большой популярностью только среди старшеклассников, учеников 10-11-х классов, в него входят председатель совета старшеклассников, его заместитель и редколлегия, также старосты классов, которые представляют интересы всего класса.
Членами совета старшеклассников были выбраны директор, заведующий учебной частью, учителя начальных, средних и старших классов. Уроки проходили в виде викторин, игр, были и обычные – познавательные.
13 октября 2000 года у нас состоялся “Осенний бал”. Были выбраны пары-участники, каждая пара имела свое название, которое должна была представить, например “Ромео и Джульетта”, “Пьер Безухов и Наташа Ростова” и др.
Чтобы оценить деятельность совета старшеклассников, мною был проведен социологический опрос среди школьников старших классов, учителей и родителей.
Школьникам были заданы следующие вопросы:
1. Как вы относитесь к самоуправлению в школе?
а) положительно – 72%;
б) отрицательно – 11,6%;
в) не знаю, что это такое – 11,4%.
Большая часть учеников положительно относится к самоуправлению, так как оно играет активную роль в жизни ученика.
Мнения учеников, учителей о необходимости самоуправления в школе одинаковы, а родители считают, что это мешает детям в учебе, поэтому большинство из них против введения таких органов.
Оценка учителей и учащихся роли школьного самоуправления противоположна: первые – плохо, вторые – хорошо. Даже среди детей есть те, кто оценивает работу плохо. На мой взгляд, опасение вызывает то, что большой процент ребят безразлично относится к совету старшеклассников, хотя дети, как и взрослые, считают, что он может изменить жизнь ученика.
На основе проведенных опросов большинство из опрошенных говорят о необходимости школьного самоуправления. Я предлагаю повысить роль самоуправления. Для этого надо:
Во-первых, вместо совета старшеклассников создать парламент. Во главе его должен быть председатель, у которого будут свои функции и обязанности: следить за работой членов парламента, высказывать свои замечания и предложения. В парламенте могут состоять старосты классов.
Во-вторых, установить свою систему управления, ввести традиции и обычаи школы N 15.
Только совместными усилиями можно добиться положительных результатов.
Функции и обязанности председателя: имеет право присутствовать на педсовете; может делегировать своих представителей на совет профилактики; проводить социологические исследования – опрос общего мнения детей по поводу мероприятий, которые проводятся в школе.
В каждом классе действует система органов самоуправления: каждый занимает должность по выбору; в течение одного учебного года он может пройти все, выбрать дело по душе.
Елена ЧЕБУРКОВА,
ученица школы N 15
п.Зауральский,
Челябинская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте