История возникновения налогов. Налоги в IХ-VIII веках до нашей эры. История налогов насчитывает более 5 тысяч лет, в течение которых из архаичных жертвоприношений они превратились в принудительные повинности, а затем обрели вид обязательных государственных сборов. Как уже было сказано, во время своего становления налоги имели вид архаичных жертвоприношений. Вот, например, царь Урарту Менуа, правивший в конце IХ – начале VIII века до нашей эры, установил с дотошной точностью определенные жертвенные налоги с урожая. «Когда поспеют виноградники, – свидетельствует надпись на камне горы Арарат, – пусть будут принесены в жертву богу Халди бык и 3 овцы».
Понятие «налоговая система» может быть охарактеризовано с различных сторон. По мнению Д. Черника, – это совокупность налогов, сборов и платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. формируется на основе общих принципов построения и функционирования, декларированных в статье 3 НК РФ. К этим принципам относятся следующие:Однако стоит иметь в виду, что согласно статье 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 года №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» до тех пор, пока действует Закон РФ от 27 декабря 1991 года №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», положения статей 12-15 НК РФ не применяются. Это означает, что пока современная установлена положениями Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а статьи 12-15 НК РФ не работают.
«Для процветания нации надо отменить все виды налогов, кроме налога на землю».Г. Джордж, американский экономист
Налогообложение в средние века
Жертвы были обязательны у всех народов. В средневековые времена Швецией правил вождь по имени Один. Один установил законы жертвоприношения. По ним жертвы следовало приносить, встречая зиму, чтобы год был удачным, в середине зимы, чтобы урожай был хороший, третье жертвоприношение устраивалось летом, чтобы иметь победы в боях. Уклонение от жертвоприношений рассматривалось в древности как предвестник несчастий. Жертвоприношение являлось и сопровождалось на редкость увлекательными процедурами.
В средневековой Норвегии храм, где совершалось жертвоприношение, обязаны были посещать все жители этих мест и приносить с собой еду и выпивку для жертвенного пира. Жертвенными назывались кровь убитых животных, чаши, куда эта кровь сливалась, и пруты для крапления жертвенной кровью. Огонь разводился на полу посреди храма, над ним кипели котлы. Первый кубок полагалось выпивать за победу, второй – за удачливый год и мир, третьим был кубок Браги – кубок героев.
Кроме жертв и даров богам преподносились и дары, порой весьма дорогие. Знаменитый Крез, последний царь Лидии, собираясь на войну с вождем персов Киром, принес в дар оракулу бога Аполлона золотого льва на пьедестале из 117 золотых кирпичей.
Налогообложение в России
Кроме жертв и даров богам люди платили дань своим правителям. Она взималась и с жителей покоренных земель. Так, в ХI-ХII веках правительство Великого Новгорода стало посылать экспедиции на восток. С течением времени они побывали на Оби, и вскоре республика уже взимает дань мехами и серебром с Югры. Уже к ХIV веку появились налог с душ, и налог на имущество, и налог на профессию, и целевые сборы (например, на выкуп пленных).
В 1283 г. в Англии король Эдуард пошел войной на Уэльс. Для ведения войны король учредил особый (целевой) налог. В связи с этим в Норгемптон пригласили представителей графств, они определили размер налога: 1/30 часть от имеющегося у каждого имущества.
Несколько лет спустя в одном из документов население извещалось о порядке оценки и сбора налога, «уступленного королю Эдуарду в 11-й год его царствования».
Как определяли ставку налога
В Южной Индии в ХV веке ставки податей утверждались представителями крестьян, чем, следовательно, и признавалась их законность. В случаях, если представители власти хотели изменить порядок сбора налогов, они могли это сделать лишь с разрешения собрания жителей. Индия прославилась жестким контролем за действиями налоговых чиновников. Тех, кто пытался утаить налоги или собрать больше положенного, наказывали палками, тюрьмой и кандалами. Однако существовали и налоговые льготы во всех странах и во все времена.
Известный арабский историк Табари, живший в Х-IХ веках до нашей эры, рассказывая о налоговой реформе персидского царя Хосрова I, отмечает, что от подушной подати освобождались знатные, великие (вельможи), сражающиеся, хирборы (духовенство), писцы и все находящиеся на царской службе. В Китае лица младше 12 и старше 66 лет не должны были возделывать землю и платить налоги. Налоги платили только лица, наделенные землей.
Налоговые реформы
Случалось, проходили и налоговые революции, порождавшие поразительные документы. В ходе революции во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Статья 13 декларации указывает на необходимость «общих взносов» для содержания государственной власти, распределяемых равномерно между всеми гражданами сообразно их возможностям. Она гласит: «Все граждане имеют право лично удостовериться в необходимости обложения, свободно выражать на него согласие, следить за его расходованием и определять его размер».
Чем длиннее был список лиц, взимавших с одного и того же крестьянина налоги, тем тяжелее становилось налоговое бремя. А результат, что проверено временем, мог быть только один: рост недоимок. Когда недоимки достигали катастрофических размеров, правительство вынуждено было проводить налоговую реформу, то есть какие-то налоги объединить, какие-то отменить и ввести вместо них новые. На Руси реформы проводились регулярно, продолжаются они и сейчас. Цель всегда была одна: увеличить доходы от налоговых поступлений. Иван Грозный взимал со своего народа 1200000 рублей прямых и косвенных налогов. Это было в 4 раза больше того, что в тот же период платили своему королю англичане.
Налоги дочиста разорили страну, но к ним следует еще добавить огромные выплаты монастырям за ссуды, получаемые крестьянами на покупку семян, инвентаря, скота и многого другого, без чего невозможно было собрать урожай. Часто крестьяне отрабатывали долг своим трудом. Значительная часть населения, таким образом, была потеряна для общественного производства и накопления национальных богатств.
Другой целью проводимых реформ был учет налогооблагаемых богатств и категорий налогооблагаемого населения, стремление разработать новые виды налогов, не прозевать ни одно новшество в развивающейся экономике, которое осталось бы свободным от платежей в казну. Такой учет начал вводиться еще с татаро-монгольских времен. В 1245 г. татары переписали население Великого Киевского княжества, и до 1259 года были переписаны жители суздальской, рязанской, муромской и новгородской земель. Учет населения и его богатств скрупулезно вел и Петр I. При Петре мы обнаруживаем некий прообраз налоговой полиции. Это были доверенные офицеры, которых царь направлял в губернии следить за уплатой налогов.
Экономическая
сущность налогов и основы налогообложения
Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации. Такое внимание вполне оправданно, поскольку налоги – это:
1) вычеты из доходов налогоплательщиков;
2) основной источник доходов современного государства;
3) эффективный инструмент регулирования рыночной экономики (в сочетании с денежно-кредитными инструментами).
В странах с развитой рыночной экономикой посредством налогов формируется до 80-90% всех доходов государства (другие источники – прибыль государственных предприятий, займы и эмиссия).
Средневековый философ Ф. Аквинский называл налоги «дозволенной формой грабежа» и даже формой «грабежа без греха», если собранные средства употребляются на «всеобщее благо».
Однако наряду с чисто фискальной функцией налоги заключают в себе большие возможности для экономического воздействия на общественное производство, его динамику и структуру, направления инвестиций, развитие научно-технического прогресса, для решения социальных проблем.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Как следует из определения и многовекового опыта, с налогами тесно связаны:
1) изъятие части дохода, безэквивалентное относительно налогоплательщика, то есть уплата налога не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны налоговых инстанций;
2) определенные по размерам и срокам внесения платежи;
3) юридически обоснованные для каждого вида налога и сбора размеры и порядок внесения;
4) общественное принуждение, т.е. применение в случае неуплаты, неполной уплаты или нарушения сроков юридически обоснованных экономических и административных санкций.
Налогу присущи следующие признаки:
основанием для взимания налога является указание в законе на обязанность по уплате этого налога, адресованная определенному кругу лиц;
налог взыскивается на условиях безвозвратности (возврат может быть осуществлен только в случае переплаты налога или в качестве льготы);
приводным механизмом налогообложения может быть принуждение;
органы, контролирующие своевременность и полноту уплаты налога, уполномочиваются государством;
налоги являются источником доходной части бюджета.
Существуют три основных метода налогообложения:
1) самообложение – уплата согласно заполняемой налогоплательщиком декларации; корпорации и физические лица сами подсчитывают сумму налога после вычета всех разрешенных налоговых скидок, заполняют декларацию о доходах и после проверки ее налоговым инспектором платят налоги;
2) оценочные платежи: в течение года по мере поступления выручки фирмы оценивают свои налоговые обязательства и периодически выплачивают налоги. Окончательный расчет с налоговой службой происходит по итогам года;
3) изъятие у источника: налог с заработной платы удерживается во время ее выплаты, налог на добавленную стоимость – в момент продаж.
Современная
налоговая система РФ
Налоговая система: основные понятия и положения
Понятие «налоговая система» может быть охарактеризовано с различных сторон. По мнению Д. Черника, налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны.
Существует схожее мнение, согласно которому система налогов – это совокупность и структура налогов страны в соответствии с их классификацией, установленной в законодательном порядке.
Кроме того, по мнению Т. Юткиной, под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Можно сделать вывод о том, что налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или отмены.
Согласно статье 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Фактически это означает следующее:
1) система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, определяется законодательством Российской Федерации;
2) органы государственной власти субъектов РФ имеют право устанавливать налоги и сборы только в соответствии с Конституцией России и законодательством РФ;
3) федеральные законы регулируют региональные налоги только в общих чертах. Конкретизация налогового законодательства по региональным налогам осуществляется законодательством субъектов РФ;
4) порядок зачисления налогов в бюджеты различных уровней определяется налоговым законодательством и законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Принципы построения налоговой системы
Современная налоговая система РФ формируется на основе общих принципов построения и функционирования, декларированных в статье 3 НК РФ. К этим принципам относятся следующие:
1. Установление налогов на основе закона – ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации или установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения – каждое лицо уплачивает законно установленные налоги и сборы, нет различных ставок, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала.
3. Принцип понятности налогового законодательства – акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен уплачивать. Отметим, что в рамках этого принципа все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
4. Принцип экономической обоснованности налогов – налоги не могут быть произвольными и должны иметь экономическое обоснование.
5. Принцип эффективности налогообложения – максимальная эффективность каждого конкретного налога состоит в относительно низких издержках государства на сбор этого налога.
6. Принцип единства налоговой системы РФ – запрещается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое пространство РФ.
Налоги и сборы, составляющие налоговую систему
В общем виде налоговая система налогообложения Российской Федерации может быть представлена в схеме.
Налоговая система Российской Федерации:
федеральные налоги и сборы -> налоги и сборы субъектов Российской Федерации -> местные налоги и сборы.
Общим принципом построения налоговой системы Российской Федерации является невозможность установления региональных или местных налогов и (или) сборов, не предусмотренных НК РФ. Это означает, что перечень налогов, устанавливаемых на территории Российской Федерации, является закрытым, т.е. может быть расширен только путем внесения дополнений и изменений в НК РФ. Этот перечень налогов и сборов сформулирован в статьях 13, 14 и 15 НК РФ.
Однако стоит иметь в виду, что согласно статье 32.1 Федерального закона от 5 августа 2000 года №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» до тех пор, пока действует Закон РФ от 27 декабря 1991 года №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», положения статей 12-15 НК РФ не применяются. Это означает, что пока современная налоговая система РФ установлена положениями Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а статьи 12-15 НК РФ не работают.
Основной принцип этой системы: «Низкие ставки – широкий охват». Налоговые ставки и количество налогов уменьшились, а налоговая база расширилась.
Налоговая система России включает федеральные, республиканские (краевые, областные, автономных образований) и местные налоги. В основу классификации налогов положен признак компетенции органов государственной власти при применении налогового законодательства.
Жанна ШАБАНОВА, учитель экономики гимназии №23, Саранск
Окончание следует
Комментарии