search
main
0

«Университетские среды для учителей» помогут профессиональному росту

Третий год Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина участвует в проекте «Университетская среда для учителей», который реализуется при поддержке Департамента образования и науки города Москвы.

В 2021 году Институт Пушкина предлагает педагогам Москвы посетить очно и дистанционно семинары по широкому спектру вопросов – от особенностей преподавания русского языка и литературы, до методических рекомендаций по организации научной работы школьников, использованию современных технологий, развитию профессиональных навыков и общекультурных компетенций.

Координатор мероприятий в Институте Пушкина, научный руководитель Центра исследований медиакоммуникаций Андрей Щербаков рассказал:

– Семинары, которые проводят специалисты Института русского языка имени А.С.Пушкина – прекрасные исследователи и преподаватели, будут полезны не только учителям русского языка и литературы, но и другим педагогам-предметникам, поскольку затрагивают разные аспекты деятельности современного учителя. Специфика деловой переписки в педагогической практике, развитие логики у школьников, управление эмоциями, сетевой этикет – эти и другие интересные темы мы включили в расписание «Университетских сред».

Доброжелательность и творчество

Среди уже проведенных мероприятий – онлайн-лекция профессора кафедры мировой литературы Института Пушкина Сергея Травникова по поэме «Крестьянские дети» Н.А.Некрасова.

Профессор кратко охарактеризовал исторические предпосылки создания поэмы, социальную обстановку эпохи, значимые черты творчества Некрасова в целом. Затем перешел к наиболее интересной части анализа произведения – рассуждению об именослове, символике цвета и света, фонике «Крестьянских детей». Именно на этих трех китах базируется основная смысловая нагрузка произведения, его ключевая символика, которая, однако, часто ускользает от внимания учителя при анализе поэмы в рамках школьной программы. «Некрасов хотел создать (и создал) гимн нового поколения русских крестьян – свободных землепашцев», – воодушевленно заявил Сергей Николаевич. Профессор не использовал презентации, он спокойно сидел в своем кабинете в окружении шкафов с книгами. Но глубина мысли в сочетании с доступностью изложения и искренней доброжелательностью вызвали у слушателей искреннюю благодарность.

Замечательный мастер-класс «Дверь в поэзию открыта, или Что такое поэзия?» провела профессор кафедры мировой литературы Татьяна Савченко.

Для тех, кто слушал Татьяну Константиновну, действительно открылась дверь в поэзию благодаря созданной ею атмосфере легкости и воздушности.

Мастер-класс проходил в режиме непринужденного диалога. Иногда ведущая задавала непростые вопросы, на которые не находилось однозначного ответа, но комментарии профессора вносили ясность и заинтересовывали: «А слышали ли вы о цифровых стихотворениях? В них сильным поэтическим приемом является… пунктуация!»

Приведя фразу Ирины Одоевцевой «Мне нравятся неправильности речи», Татьяна Константиновна предложила слушателям задуматься:

– Что же лучше: поэтическое, но неправильное или правильное, но скучное, не имеющее отношения к поэзии?

Вывод из обсуждения был таков:

– В поэзии есть то, что называется воздухом! Поэзии необходимо время для размышлений, время вдохнуть аромат цветов в своем воображении. «Из пламя и света рожденное слово» оживает в искусстве, когда ему не ставят рамки.

В финале Татьяна Константиновна ознакомила учителей с образцами современной поэзии, прочитала несколько стихотворений от Яшки Казановой и Виталия Пуханова и объяснила, в чем их оригинальность. Мастер-класс завершился благодарными отзывами слушателей.

Будут ли выпускники «убедительными»? О новациях в критериях ЕГЭ по литературе

В среду 29 сентября в рамках «Университетских сред» прошел мастер-класс доцента кафедры мировой литературы Института Пушкина Евгении Кравченковой «Технология написания развернутого ответа в заданиях ЕГЭ по литературе».

Будущим летом российские выпускники увидят новый вариант экзамена. Изменения касаются как содержательной части, так и критериев оценивания письменных работ.

Евгения Алексеевна имеет многолетний опыт обучения абитуриентов на курсах подготовки к ЕГЭ. Лектор дала рекомендации по технологиям создания развернутого ответа на вопрос (в новом варианте это задания 5.1/5.2, 10.1/10.2, а также 6 и 11), а также проанализировала изменения в критериях оценивания указанных выше заданий.

Евгения Кравченкова напомнила о необходимости включать в анализ произведения термины, выстраивать цельный и логичный текст: «Ученикам часто снижают баллы за отсутствие терминологии. Проблема в том, что одиннадцатиклассники не всегда могут отличить термин от обычного слова, обозначающего понятие из литературной сферы. Для получения балла по этому критерию необходимо, например, использовать слова автор, а не писатель, роман/эпиграмма/рассказ, а не произведение, эпос, а не проза».

Лектор посоветовала, как ученикам не забыть про связь введения и заключения в сочинении. Можно составить вопросы в начале, на которые нужно будет дать ответ в конце. Тогда текст получится логичным и цельным.

Слово «убедительно», которое появилось в формулировке одного из критериев, по мнению преподавателя Института Пушкина, создает условия для субъективности при проверке.

– Скажем прямо, что критерии сейчас, с одной стороны, сохранили преемственность с предыдущим вариантом, но с другой – в них внесены детали, которые требуют особого внимания учителя и ученика, – считает Евгения Алексеевна. – Например, при оценивании заданий 6 и 11 появилось слово «убедительно»: критерий звучит так: «Произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом…» Слово «убедительно» в критерии усиливает субъективность оценки – то, что убедительно для одного проверяющего, может быть неубедительно для другого.

Поэтому особенно важно не упустить значимые моменты произведения, писать по теме и подбирать примеры: «Убедительно» означает, что ученик должен рассуждать, приводить адекватные примеры, логика рассуждений должна быть понятна».

В критериях оценивания заданий 6 и 11 теперь указана возможность не только обнаружения в выбранном и исходном произведениях при сопоставлении сходств, но и выявления только различий.

 

Раньше «сопоставить», или «сравнить», или «найти созвучия» означало, что выбранные произведения близки друг другу по тематике или герою, воспринимаются как сходные и учителем, и учеником. Сейчас критерий предполагает, что выпускник может сопоставлять тексты, которые кажутся слишком далекими или даже противоречащими друг другу.

«Так, зло Петра Великого в петербургской повести «Медный всадник» по отношению к бедному Евгению осуждается автором. А вот Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» склонен видеть добро, которое рождается из корня зла. Философская проблематика двух произведений строится на противоречащих друг другу аксиологических принципах, но в соответствии с критериями теперь ученик имеет право сопоставить эти произведения по принципу различия. Это облегчает выполнение задания, но нарушает принцип последовательного развития литературного процесса», – считает доцент кафедры мировой литературы Института Пушкина.

Мероприятия для московских педагогов будут идти весь октябрь, ноябрь и завершатся 8 декабря.

Ознакомиться с расписанием «Университетских сред» можно на сайте Института Пушкина (раздел «Анонсы»).

Регистрация для участия на сайте Городского методического центра konkurs.mosmetod.ru.

Виолетта ЛЕВАШОВА, Арина ЖУКОВА

 

Анонс

6 октября 16.30‑18.00
Ирина Анатольевна Лешутина, профессор кафедры методики преподавания русского языка как иностранного, доктор филологических наук. «Секреты нашей памяти: почему полезно учить стихи». Рутинное запоминание при помощи зубрежки – традиционный и надоевший прием заучивания текста. Как сформировать у себя новую привычку – запоминать рационально, с помощью законов памяти и техники эффективного запоминания? Как сэкономить огромное количество времени, сил, разгрузить мозг, избавиться от напряжения и страха забыть? Учить стихи – это не только полезно, но и увлекательно.

11 октября 16.30‑18.00
Дмитрий Николаевич Фатеев, доцент кафедры мировой литературы, кандидат филологических наук. «Образ ребенка, лишенного детства, в современной детской литературе (методический семинар)». В последнее время в детскую литературу пришли взрослые темы, о которых раньше предпочитали не говорить. Одна из них – жизнь особенных детей, которые из-за врожденных физических и ментальных особенностей постоянно посещают поликлиники и диагностические центры, не имеют возможности жить так, как их сверстники, лишены детства в привычном понимании.
На лекции мы обсудим книги современных зарубежных и отечественных авторов, знакомящих маленького читателя с трудностями, переживаниями и чувствами тех, кто не похож на других, кто вынужден жить в ограниченном, замкнутом мире, кого сторонятся прохожие, но кто, так же как и все остальные люди, умеет дружить и любить, хочет быть услышанным и понятым.

13 октября 16.30‑18.00
Татьяна Константиновна Савченко, профессор кафедры мировой литературы, доктор филологических наук. «От Бунина до Бродского: русские писатели – лауреаты Нобелевской премии (интерактивная лекция)». Интерактивная лекция посвящена русским писателям – лауреатам Нобелевской премии: Ивану Бунину, Борису Пастернаку, Михаилу Шолохову, Александру Солженицыну, Иосифу Бродскому. Освещаются обстоятельства – зачастую драматического характера – вручения им Нобелевской премии.

18 октября 16.30‑18.00
Эльвира Николаевна Акимова, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации, доктор филологических наук. «Непростое простое предложение: практика к подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку (семинар)». В лекционной части будут рассмотрены сложные, неоднозначно трактуемые в науке и методике преподавания русского языка вопросы типологии простого неосложненного предложения и способов выражения главных и второстепенных членов. Предусмотрен также тренинг с выходом в практику подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

20 октября 16.30‑18.00
Варвара Михайловна Филиппова, завкафедрой стажировки зарубежных специалистов. «Развитие универсальных компетенций и гибких навыков в процессе обучения русскому языку». В ходе интерактивной лекции планируется рассказать о развитии универсальных компетенций и гибких навыков в процессе обучения русскому языку и литературе. Под универсальными компетенциями имеются в виду способность принимать решения, работать в команде, анализировать информацию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте