search
main
Топ 10
Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки Омские школьники придумали, как помочь страдающим болезнью Альцгеймера и их родным Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Лучший старт в учительской профессии в Подмосковье взяли мужчины Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек Сельская ДШИ в Оренбуржье признана лучшей в России в год своего 65-летия В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

«Университетские среды для учителей» помогут профессиональному росту

Третий год Государственный институт русского языка имени А.С.Пушкина участвует в проекте «Университетская среда для учителей», который реализуется при поддержке Департамента образования и науки города Москвы.

В 2021 году Институт Пушкина предлагает педагогам Москвы посетить очно и дистанционно семинары по широкому спектру вопросов – от особенностей преподавания русского языка и литературы, до методических рекомендаций по организации научной работы школьников, использованию современных технологий, развитию профессиональных навыков и общекультурных компетенций.

Координатор мероприятий в Институте Пушкина, научный руководитель Центра исследований медиакоммуникаций Андрей Щербаков рассказал:

– Семинары, которые проводят специалисты Института русского языка имени А.С.Пушкина – прекрасные исследователи и преподаватели, будут полезны не только учителям русского языка и литературы, но и другим педагогам-предметникам, поскольку затрагивают разные аспекты деятельности современного учителя. Специфика деловой переписки в педагогической практике, развитие логики у школьников, управление эмоциями, сетевой этикет – эти и другие интересные темы мы включили в расписание «Университетских сред».

Доброжелательность и творчество

Среди уже проведенных мероприятий – онлайн-лекция профессора кафедры мировой литературы Института Пушкина Сергея Травникова по поэме «Крестьянские дети» Н.А.Некрасова.

Профессор кратко охарактеризовал исторические предпосылки создания поэмы, социальную обстановку эпохи, значимые черты творчества Некрасова в целом. Затем перешел к наиболее интересной части анализа произведения – рассуждению об именослове, символике цвета и света, фонике «Крестьянских детей». Именно на этих трех китах базируется основная смысловая нагрузка произведения, его ключевая символика, которая, однако, часто ускользает от внимания учителя при анализе поэмы в рамках школьной программы. «Некрасов хотел создать (и создал) гимн нового поколения русских крестьян – свободных землепашцев», – воодушевленно заявил Сергей Николаевич. Профессор не использовал презентации, он спокойно сидел в своем кабинете в окружении шкафов с книгами. Но глубина мысли в сочетании с доступностью изложения и искренней доброжелательностью вызвали у слушателей искреннюю благодарность.

Замечательный мастер-класс «Дверь в поэзию открыта, или Что такое поэзия?» провела профессор кафедры мировой литературы Татьяна Савченко.

Для тех, кто слушал Татьяну Константиновну, действительно открылась дверь в поэзию благодаря созданной ею атмосфере легкости и воздушности.

Мастер-класс проходил в режиме непринужденного диалога. Иногда ведущая задавала непростые вопросы, на которые не находилось однозначного ответа, но комментарии профессора вносили ясность и заинтересовывали: «А слышали ли вы о цифровых стихотворениях? В них сильным поэтическим приемом является… пунктуация!»

Приведя фразу Ирины Одоевцевой «Мне нравятся неправильности речи», Татьяна Константиновна предложила слушателям задуматься:

– Что же лучше: поэтическое, но неправильное или правильное, но скучное, не имеющее отношения к поэзии?

Вывод из обсуждения был таков:

– В поэзии есть то, что называется воздухом! Поэзии необходимо время для размышлений, время вдохнуть аромат цветов в своем воображении. «Из пламя и света рожденное слово» оживает в искусстве, когда ему не ставят рамки.

В финале Татьяна Константиновна ознакомила учителей с образцами современной поэзии, прочитала несколько стихотворений от Яшки Казановой и Виталия Пуханова и объяснила, в чем их оригинальность. Мастер-класс завершился благодарными отзывами слушателей.

Будут ли выпускники «убедительными»? О новациях в критериях ЕГЭ по литературе

В среду 29 сентября в рамках «Университетских сред» прошел мастер-класс доцента кафедры мировой литературы Института Пушкина Евгении Кравченковой «Технология написания развернутого ответа в заданиях ЕГЭ по литературе».

Будущим летом российские выпускники увидят новый вариант экзамена. Изменения касаются как содержательной части, так и критериев оценивания письменных работ.

Евгения Алексеевна имеет многолетний опыт обучения абитуриентов на курсах подготовки к ЕГЭ. Лектор дала рекомендации по технологиям создания развернутого ответа на вопрос (в новом варианте это задания 5.1/5.2, 10.1/10.2, а также 6 и 11), а также проанализировала изменения в критериях оценивания указанных выше заданий.

Евгения Кравченкова напомнила о необходимости включать в анализ произведения термины, выстраивать цельный и логичный текст: «Ученикам часто снижают баллы за отсутствие терминологии. Проблема в том, что одиннадцатиклассники не всегда могут отличить термин от обычного слова, обозначающего понятие из литературной сферы. Для получения балла по этому критерию необходимо, например, использовать слова автор, а не писатель, роман/эпиграмма/рассказ, а не произведение, эпос, а не проза».

Лектор посоветовала, как ученикам не забыть про связь введения и заключения в сочинении. Можно составить вопросы в начале, на которые нужно будет дать ответ в конце. Тогда текст получится логичным и цельным.

Слово «убедительно», которое появилось в формулировке одного из критериев, по мнению преподавателя Института Пушкина, создает условия для субъективности при проверке.

– Скажем прямо, что критерии сейчас, с одной стороны, сохранили преемственность с предыдущим вариантом, но с другой – в них внесены детали, которые требуют особого внимания учителя и ученика, – считает Евгения Алексеевна. – Например, при оценивании заданий 6 и 11 появилось слово «убедительно»: критерий звучит так: «Произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом…» Слово «убедительно» в критерии усиливает субъективность оценки – то, что убедительно для одного проверяющего, может быть неубедительно для другого.

Поэтому особенно важно не упустить значимые моменты произведения, писать по теме и подбирать примеры: «Убедительно» означает, что ученик должен рассуждать, приводить адекватные примеры, логика рассуждений должна быть понятна».

В критериях оценивания заданий 6 и 11 теперь указана возможность не только обнаружения в выбранном и исходном произведениях при сопоставлении сходств, но и выявления только различий.

 

Раньше «сопоставить», или «сравнить», или «найти созвучия» означало, что выбранные произведения близки друг другу по тематике или герою, воспринимаются как сходные и учителем, и учеником. Сейчас критерий предполагает, что выпускник может сопоставлять тексты, которые кажутся слишком далекими или даже противоречащими друг другу.

«Так, зло Петра Великого в петербургской повести «Медный всадник» по отношению к бедному Евгению осуждается автором. А вот Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» склонен видеть добро, которое рождается из корня зла. Философская проблематика двух произведений строится на противоречащих друг другу аксиологических принципах, но в соответствии с критериями теперь ученик имеет право сопоставить эти произведения по принципу различия. Это облегчает выполнение задания, но нарушает принцип последовательного развития литературного процесса», – считает доцент кафедры мировой литературы Института Пушкина.

Мероприятия для московских педагогов будут идти весь октябрь, ноябрь и завершатся 8 декабря.

Ознакомиться с расписанием «Университетских сред» можно на сайте Института Пушкина (раздел «Анонсы»).

Регистрация для участия на сайте Городского методического центра konkurs.mosmetod.ru.

Виолетта ЛЕВАШОВА, Арина ЖУКОВА

 

Анонс

6 октября 16.30‑18.00
Ирина Анатольевна Лешутина, профессор кафедры методики преподавания русского языка как иностранного, доктор филологических наук. «Секреты нашей памяти: почему полезно учить стихи». Рутинное запоминание при помощи зубрежки – традиционный и надоевший прием заучивания текста. Как сформировать у себя новую привычку – запоминать рационально, с помощью законов памяти и техники эффективного запоминания? Как сэкономить огромное количество времени, сил, разгрузить мозг, избавиться от напряжения и страха забыть? Учить стихи – это не только полезно, но и увлекательно.

11 октября 16.30‑18.00
Дмитрий Николаевич Фатеев, доцент кафедры мировой литературы, кандидат филологических наук. «Образ ребенка, лишенного детства, в современной детской литературе (методический семинар)». В последнее время в детскую литературу пришли взрослые темы, о которых раньше предпочитали не говорить. Одна из них – жизнь особенных детей, которые из-за врожденных физических и ментальных особенностей постоянно посещают поликлиники и диагностические центры, не имеют возможности жить так, как их сверстники, лишены детства в привычном понимании.
На лекции мы обсудим книги современных зарубежных и отечественных авторов, знакомящих маленького читателя с трудностями, переживаниями и чувствами тех, кто не похож на других, кто вынужден жить в ограниченном, замкнутом мире, кого сторонятся прохожие, но кто, так же как и все остальные люди, умеет дружить и любить, хочет быть услышанным и понятым.

13 октября 16.30‑18.00
Татьяна Константиновна Савченко, профессор кафедры мировой литературы, доктор филологических наук. «От Бунина до Бродского: русские писатели – лауреаты Нобелевской премии (интерактивная лекция)». Интерактивная лекция посвящена русским писателям – лауреатам Нобелевской премии: Ивану Бунину, Борису Пастернаку, Михаилу Шолохову, Александру Солженицыну, Иосифу Бродскому. Освещаются обстоятельства – зачастую драматического характера – вручения им Нобелевской премии.

18 октября 16.30‑18.00
Эльвира Николаевна Акимова, профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации, доктор филологических наук. «Непростое простое предложение: практика к подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку (семинар)». В лекционной части будут рассмотрены сложные, неоднозначно трактуемые в науке и методике преподавания русского языка вопросы типологии простого неосложненного предложения и способов выражения главных и второстепенных членов. Предусмотрен также тренинг с выходом в практику подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

20 октября 16.30‑18.00
Варвара Михайловна Филиппова, завкафедрой стажировки зарубежных специалистов. «Развитие универсальных компетенций и гибких навыков в процессе обучения русскому языку». В ходе интерактивной лекции планируется рассказать о развитии универсальных компетенций и гибких навыков в процессе обучения русскому языку и литературе. Под универсальными компетенциями имеются в виду способность принимать решения, работать в команде, анализировать информацию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте