Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Актуально

Университетская школа: от идеи до проекта

Учительская газета, №24 от 25 января 2021. Читать номер
Автор:

Нам важно создать школу без репетиторов

Как скоро можно сделать из обычной общеобразовательной школы образцово-показательную, если подключить к ней кадровые и материально-технические ресурсы педагогического вуза? Такой эксперимент сейчас начался в Елабуге: городская средняя общеобразовательная школа №5 вошла в структуру Елабужского института Казанского федерального университета. Это решение было принято на днях на наблюдательном совете КФУ под председательством президента Татарстана. Планируется, что открытие университетской школы поможет войти в профессию будущим учителям, позволит повысить качество образования школьников, профессиональное мастерство учителей и даст новые возможности.

Надо сказать, что Елабужский институт КФУ – старейший педагогический вуз страны со 120‑летней историей. После вхождения в состав университета он значительно укрепил материально-техническую базу, сохранив классическую модель подготовки будущих учителей. Подчеркнем, «Учитель XXI века», способный отвечать на вызовы времени, – стратегическое направление Казанского федерального университета. А чтобы выпускники смело шли работать по специальности, находили себя в призвании и могли посвятить профессии всю свою жизнь, им еще в студенческие годы необходимы широкая практика с апробацией последних инноваций, долгосрочный успешный опыт работы с детьми и наставниками.

С другой стороны, и для самой школы статус университетской несет много позитивных перемен, начавшихся прямо от школьного порога. Этим летом закипел долгожданный капитальный ремонт, на который по ходатайству ректора КФУ Ильшата Рафкатовича Гафурова о поддержке значимого проекта «Университетская школа» из республиканского бюджета было выделено почти 137 миллионов рублей. Обновляются фасад, интерьер здания, оснащаются «от пробирки до проектора» учебные и методические кабинеты.

У КФУ уже есть опыт работы с двумя лицеями в Казани, в которые на основе конкурсного отбора принимаются одаренные школьники среднего звена, и сегодня учебные заведения входят в сотню лучших в стране. Ключевая особенность елабужской университетской школы в том, что в ней по-прежнему будут учиться школьники закрепленного микрорайона, а работать – действующий состав учителей. И в этом определенная смелость эксперимента: вести детей общеобразовательной школы к новому уровню достижений от начальной школы до выпускного класса. О концепции проекта рассказала директор Елабужского института КФУ Елена Мерзон.

– Елена Ефимовна, как создание университетской школы отразится на педколлективе?

– Идея университетской школы была предложена ректором КФУ именно в рамках стратегии «Учитель XXI века». Нам важны каждый ребенок и каждый педагог, и мы уверены, что учителя станут нашими союзниками в достижении общей цели – обеспечить детям успешное будущее. Поэтому мы приглашаем коллег активно включиться в программу развития университета, открывая им доступ на профессиональные конференции, форумы, среди которых наш ежегодный Международный фестиваль школьных учителей, а также на курсы повышения квалификации, ведь в институте ведется работа по всем направлениям становления и роста учителя: бакалавриат, магистратура, аспирантура, курсы профпереподготовки и другие программы. Учителя смогут выстроить собственную траекторию повышения профессионального мастерства.

К примеру, в апреле школьные учителя неожиданно столкнулись с необходимостью перехода на дистанционное образование. Для университета этот процесс прошел безболезненно, так как уже были разработаны цифровые ресурсы по каждому направлению. Чтобы учебный процесс не прерывался ни на один день, учителя университетской школы получат возможность готовить свои уроки в нашей уникальной лаборатории – студии цифрового образования.

– Подключатся ли к ведению занятий преподаватели и студенты вуза?

– Да, безусловно. Ведь если часть уроков и дополнительных занятий будут вести преподаватели и наиболее подготовленные к педпрактике студенты, то от этого выиграют все – и школьники, и будущие учителя, и опытные педагоги-наставники.

– Елена Ефимовна, какой будет роль родителей в университетской школе?

– Мы надеемся, они еще активнее станут участвовать в школьной жизни своих детей. У нас уже накоплен успешный опыт взаимодействия с родителями в образовательных проектах института «Клуб хороших родителей», «Школа приемных родителей», «Родительский лекторий при детском университете». Наши эксперты могут многим поделиться в вопросах воспитания, проконсультировать в сложных ситуациях, например при кризисах подросткового возраста, а также помочь старшеклассникам в выборе профессии, основываясь на их склонностях и интересах.

Стоит отметить, что у университета очень много проектов для школьников: «Детский университет», детский оздоровительный лагерь «ИнтелЛето», профильные смены в загородном спортивно-оздоровительном лагере «Буревестник» – летняя физико-математическая школа, IT-территория, школа лидерства, экологическая смена. И в первую очередь доступ к ним получат ученики университетской школы.

В августе с участием президента Татарстана при Елабужском институте КФУ будет открыт первый в республике Дом научной коллаборации. Эта интересная площадка, запущенная в рамках нацпроекта «Образование» в направлении «Успех каждого ребенка», примет на бесплатные дополнительные занятия по изучению биотехнологий, робототехники, виртуальной реальности 400 школьников Татарстана.

«Университетская школа» – это не только статус, но и дополнительные возможности и преимущества, считает руководитель вуза. К бонусам относятся работа с одаренными ребятами, подготовка к олимпиадам и научным конференциям, поступлению в университет.

– Нам важно создать школу без репетиторов, чтобы дети научились получать максимум знаний из занятий, которые будет вести педагогический коллектив единомышленников школы и вуза, открыли для себя возможности университета со школьной скамьи, – назвала ключевую задачу Елена Мерзон.

Сегодня немногие университеты имеют базовые школы, которые основываются на отборе одаренных ребят и считаются элитными. Судя по отзывам, ими гордятся и ученики, и родители, потому что школы при вузах действительно становятся сильнее. Интересные и многообещающие перспективы ждут участников нового проекта – обычной, массовой, школы, ведь именно в таких предстоит работать большинству выпускников педагогического вуза, учителям XXI века.

Вера КОСТРОВА, Надежда ХАМИДУЛЛИНА


Комментарии

Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt