search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции В Челябинске отменили уроки в школах Все ВПР не планируют переводить в компьютерный формат Подготовлен проект приказа об изменении порядка реализации сетевых образовательных программ Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество
0

Универсальный исполнитель. Воспоминания «компьютерного эмигранта»

Школа – своеобразный барометр, чутко реагирующий на все то новое, что происходит в жизни общества. При этом с научным знанием или научной теорией происходят порой странные вещи. Скажем, Пифагор, доказавший свою собственную теорему, отпраздновал это событие закланием сотни быков, а школа отреагировала на это событие по-своему: «Пифагоровы штаны на все стороны равны!»

Трудно сказать, стал бы древнегреческий математик доказывать свою теорему или нет, знай он, к каким последствиям это приведет…

Или другой пример. Высоколобые ученые мужи «разложили» великий и могучий русский язык на шесть падежей. А школа и тут не удержалась, сочинив акростих: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!»

Бывают, конечно, и более серьезные образцы школьного творчества вроде спектральной литературно-физической связки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», но чаще всего любая наимудрейшая научная теория разбивается на мириады осколков или отражается в миллионах прямых, полупрямых и откровенно кривых зеркал, попадая в среду зубрил, хорошистов, троечников, второгодников…

Загадочная аббревиатура

В середине восьмидесятых годов во всех школах нашего весьма обширного тогда Отечества появился новый предмет. Его аббревиатурное название (ОИВТ) звучало загадочно, а расшифровка (Основы информатики и вычислительной техники) пугало своей протяженностью. Ведь школа обладает поистине удивительной способностью все сокращать и упрощать. Совершенно спокойно физическая культура здесь превратилась в физру, литература в литру, а учительница химии – в химичку.

Как педагогом стать и как им быть?..

Ученики за партами сидят.

Они из слабых лепят, что хотят.

Об твердолобых расшибают лбы…

Основную тяжесть преподавания нового предмета приняли на себя учителя математики – наиболее близкого по абстрактности школьного курса. Тогда же появились и представители первой волны компьютерной «эмиграции», то есть профессионалы-айтишники, успевшие поработать с учениками в вычислительных центрах и учебно-производственных комбинатах, где собирались лучшие ребята из окрестных школ.

Лично я сам руководил производственной практикой байкитских школьников, работая в вычислительном центре Эвенкийской нефтегазоразведочной экспедиции, хотя ни техника, ни программное обеспечение там не были предназначены именно для учебной работы. Из примерно десятка учеников, проходивших у нас практику, двое выбрали вуз, напрямую связанный с ЭВМ. Правда, моя волна компьютерной «эмиграции» была связана не с введением в школьную программу нового предмета, а с развалом геологии и массовым сокращением работников геологических организаций…

Программисты «красной» сборки

Человек, желавший освоить вычислительную технику, особенно в сельской местности, еще в недавнем прошлом сталкивался с труднопреодолимыми проблемами, ибо работа дизельных электростанций далеко не всегда обеспечивала необходимые для работы ЭВМ стабильное напряжение и частоту электрического тока. К этому надо добавить, что и элементная база отечественной вычислительной техники зачастую оставляла желать лучшего. Стечение неблагоприятных факторов возводило работу компьютерщиков почти в ранг искусства. Отечественные ПК (так называемая красная сборка) в отличие от «белой» – европейской и американской и «желтой» – азиатской и по сию пору не пользуются спросом, чего нельзя сказать о программистах. Квалификация отечественных специалистов в этой области, напротив, очень высока, ибо, научившись творить чудеса на плохой технике, они сохранили и развили эти способности, получив свободный доступ к действительно качественной аппаратуре.

К сожалению, во многих школах нашей страны были установлены, а в некоторых и до сих пор находятся допотопные компьютерные классы отечественного производства, благодаря чему работа многих учителей информатики напоминала, а кое-где и до сих пор напоминает, обряды колдунов и шаманов. Они обращаются к компьютеру как к живому существу: «Ну, миленький, ну, хорошенький, загрузись и поработай…»

Джентльменский набор

Но это проблемы чисто технические. А есть и другие, которые касаются непосредственно изучения самого предмета ОИВТ.

Среди компьютерных программ и программных сред обычно выделяют три большие области: текстовые редакторы, системы управления базами данных и электронные таблицы. Владение этими тремя составляющими всего многообразия программ позволяет достаточно легко находить применение компьютеру в любой практической сфере деятельности. При этом текстовый редактор используется для подготовки и печати всевозможной деловой документации, базы данных позволяют накапливать и обобщать данные, находить закономерности и так далее, а электронные таблицы – производить бухгалтерские, инженерные и другие расчеты, представлять их результаты как в числовом, так и в графическом виде (графики, диаграммы и тому подобное).

В овладении всеми компьютерными продуктами большое значение имеет умение бегло работать на клавиатуре компьютера, иначе руки, образно говоря, не будут успевать за головой.

Жизнь моя – тоска и сомнения.

Как в тумане без маяка,

Я ищу, ищу вдохновения,

А оно не приходит никак.

Сядь за стол. Наберись терпения.

Перестань валять дурака.

Сел. Набрался. Пришло вдохновение.

Но за ним не успела рука.

Если к трем вышеназванным составляющим добавить знание какого-нибудь современного языка программирования (для того чтобы перепоручать компьютеру решение задач, требующих не размышлений и принятия решений, а больших и громоздких вычислений), то получится, так сказать, джентльменский набор пользователя современной вычислительной техники, позволяющий достаточно свободно плавать в компьютерном океане.

Инструмент познания

Компьютер становится инструментом познания (и самопознания!) с первых же уроков информатики. Конечно, при этом необходимо, чтобы ученик хотел что-либо познавать, иначе и сотня суперкомпьютеров не сдвинет его мысль с мертвой точки. Первое, с чем сталкиваются ученики, – это занимательные задачи из компьютерной страны «Роботландии». Здесь школьники впервые узнают о таких понятиях, как алгоритм, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, а в результате подводятся к выводу об универсальности компьютера как помощника человека при компьютерном моделировании различных природных и технологических процессов.

Особенно важно моделирование для тех процессов, которые либо нецелесообразно, либо и вовсе невозможно смоделировать в реальной обстановке. В сущности любая компьютерная игра – наиболее любимые школьниками программы – есть на самом деле модель какой-либо реальной или воображаемой ситуации. При этом пользователь, нажимая соответствующие кнопки клавиатуры, «мышки» или джойстика, оказывается как бы внутри самого процесса, события. Замечу, однако, что компьютерные игры выполняют в образовательном процессе роль тренажера и своеобразного десерта, ибо чрезмерное увлечение «стрелялками» и «бомбилками» может, наоборот, превратить пользователя в некое дополнительное электронно-лучевое устройство, подключенное к электронному монстру.

Поэтому хочу сказать, что образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учитель мог постоянно поддерживать постоянный интерес школьников к предмету, давать им конкретные и полезные знания, а также учитывать возрастные особенности школьников, применяя элементы игры в преподавании ОИВТ.

И тогда есть все основания надеяться, что компьютер останется всего лишь инструментом познания в руках создавшего его человека, а фантазии писателей о бунте компьютеров и захвате ими власти на всей планете так и останутся фантазиями…

Монолог создателя ПК

Что наша жизнь – игра и миг,

Когда придумается нечто.

Я памятник себе воздвиг

Не из тщеславия, конечно.

Затем, что способа искал

Всегда зрить дружественный лик

Без плоской помощи зеркал.

…Как будто в дом чужой проник.

Четвертый день с подругой тренья.

Я памятник себе воздвиг,

Что делать мне с моим твореньем?..

Виталий НЕИЗВЕСТНЫХ, учитель информатики Байкитской школы Красноярский край

,

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте