Школа – своеобразный барометр, чутко реагирующий на все то новое, что происходит в жизни общества. При этом с научным знанием или научной теорией происходят порой странные вещи. Скажем, Пифагор, доказавший свою собственную теорему, отпраздновал это событие закланием сотни быков, а школа отреагировала на это событие по-своему: «Пифагоровы штаны на все стороны равны!»
Трудно сказать, стал бы древнегреческий математик доказывать свою теорему или нет, знай он, к каким последствиям это приведет…
Или другой пример. Высоколобые ученые мужи «разложили» великий и могучий русский язык на шесть падежей. А школа и тут не удержалась, сочинив акростих: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку!»
Бывают, конечно, и более серьезные образцы школьного творчества вроде спектральной литературно-физической связки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», но чаще всего любая наимудрейшая научная теория разбивается на мириады осколков или отражается в миллионах прямых, полупрямых и откровенно кривых зеркал, попадая в среду зубрил, хорошистов, троечников, второгодников…
Загадочная аббревиатура
В середине восьмидесятых годов во всех школах нашего весьма обширного тогда Отечества появился новый предмет. Его аббревиатурное название (ОИВТ) звучало загадочно, а расшифровка (Основы информатики и вычислительной техники) пугало своей протяженностью. Ведь школа обладает поистине удивительной способностью все сокращать и упрощать. Совершенно спокойно физическая культура здесь превратилась в физру, литература в литру, а учительница химии – в химичку.
Как педагогом стать и как им быть?..
Ученики за партами сидят.
Они из слабых лепят, что хотят.
Об твердолобых расшибают лбы…
Основную тяжесть преподавания нового предмета приняли на себя учителя математики – наиболее близкого по абстрактности школьного курса. Тогда же появились и представители первой волны компьютерной «эмиграции», то есть профессионалы-айтишники, успевшие поработать с учениками в вычислительных центрах и учебно-производственных комбинатах, где собирались лучшие ребята из окрестных школ.
Лично я сам руководил производственной практикой байкитских школьников, работая в вычислительном центре Эвенкийской нефтегазоразведочной экспедиции, хотя ни техника, ни программное обеспечение там не были предназначены именно для учебной работы. Из примерно десятка учеников, проходивших у нас практику, двое выбрали вуз, напрямую связанный с ЭВМ. Правда, моя волна компьютерной «эмиграции» была связана не с введением в школьную программу нового предмета, а с развалом геологии и массовым сокращением работников геологических организаций…
Программисты «красной» сборки
Человек, желавший освоить вычислительную технику, особенно в сельской местности, еще в недавнем прошлом сталкивался с труднопреодолимыми проблемами, ибо работа дизельных электростанций далеко не всегда обеспечивала необходимые для работы ЭВМ стабильное напряжение и частоту электрического тока. К этому надо добавить, что и элементная база отечественной вычислительной техники зачастую оставляла желать лучшего. Стечение неблагоприятных факторов возводило работу компьютерщиков почти в ранг искусства. Отечественные ПК (так называемая красная сборка) в отличие от «белой» – европейской и американской и «желтой» – азиатской и по сию пору не пользуются спросом, чего нельзя сказать о программистах. Квалификация отечественных специалистов в этой области, напротив, очень высока, ибо, научившись творить чудеса на плохой технике, они сохранили и развили эти способности, получив свободный доступ к действительно качественной аппаратуре.
К сожалению, во многих школах нашей страны были установлены, а в некоторых и до сих пор находятся допотопные компьютерные классы отечественного производства, благодаря чему работа многих учителей информатики напоминала, а кое-где и до сих пор напоминает, обряды колдунов и шаманов. Они обращаются к компьютеру как к живому существу: «Ну, миленький, ну, хорошенький, загрузись и поработай…»
Джентльменский набор
Но это проблемы чисто технические. А есть и другие, которые касаются непосредственно изучения самого предмета ОИВТ.
Среди компьютерных программ и программных сред обычно выделяют три большие области: текстовые редакторы, системы управления базами данных и электронные таблицы. Владение этими тремя составляющими всего многообразия программ позволяет достаточно легко находить применение компьютеру в любой практической сфере деятельности. При этом текстовый редактор используется для подготовки и печати всевозможной деловой документации, базы данных позволяют накапливать и обобщать данные, находить закономерности и так далее, а электронные таблицы – производить бухгалтерские, инженерные и другие расчеты, представлять их результаты как в числовом, так и в графическом виде (графики, диаграммы и тому подобное).
В овладении всеми компьютерными продуктами большое значение имеет умение бегло работать на клавиатуре компьютера, иначе руки, образно говоря, не будут успевать за головой.
Жизнь моя – тоска и сомнения.
Как в тумане без маяка,
Я ищу, ищу вдохновения,
А оно не приходит никак.
Сядь за стол. Наберись терпения.
Перестань валять дурака.
Сел. Набрался. Пришло вдохновение.
Но за ним не успела рука.
Если к трем вышеназванным составляющим добавить знание какого-нибудь современного языка программирования (для того чтобы перепоручать компьютеру решение задач, требующих не размышлений и принятия решений, а больших и громоздких вычислений), то получится, так сказать, джентльменский набор пользователя современной вычислительной техники, позволяющий достаточно свободно плавать в компьютерном океане.
Инструмент познания
Компьютер становится инструментом познания (и самопознания!) с первых же уроков информатики. Конечно, при этом необходимо, чтобы ученик хотел что-либо познавать, иначе и сотня суперкомпьютеров не сдвинет его мысль с мертвой точки. Первое, с чем сталкиваются ученики, – это занимательные задачи из компьютерной страны «Роботландии». Здесь школьники впервые узнают о таких понятиях, как алгоритм, исполнитель алгоритма, система команд исполнителя, а в результате подводятся к выводу об универсальности компьютера как помощника человека при компьютерном моделировании различных природных и технологических процессов.
Особенно важно моделирование для тех процессов, которые либо нецелесообразно, либо и вовсе невозможно смоделировать в реальной обстановке. В сущности любая компьютерная игра – наиболее любимые школьниками программы – есть на самом деле модель какой-либо реальной или воображаемой ситуации. При этом пользователь, нажимая соответствующие кнопки клавиатуры, «мышки» или джойстика, оказывается как бы внутри самого процесса, события. Замечу, однако, что компьютерные игры выполняют в образовательном процессе роль тренажера и своеобразного десерта, ибо чрезмерное увлечение «стрелялками» и «бомбилками» может, наоборот, превратить пользователя в некое дополнительное электронно-лучевое устройство, подключенное к электронному монстру.
Поэтому хочу сказать, что образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учитель мог постоянно поддерживать постоянный интерес школьников к предмету, давать им конкретные и полезные знания, а также учитывать возрастные особенности школьников, применяя элементы игры в преподавании ОИВТ.
И тогда есть все основания надеяться, что компьютер останется всего лишь инструментом познания в руках создавшего его человека, а фантазии писателей о бунте компьютеров и захвате ими власти на всей планете так и останутся фантазиями…
Монолог создателя ПК
Что наша жизнь – игра и миг,
Когда придумается нечто.
Я памятник себе воздвиг
Не из тщеславия, конечно.
Затем, что способа искал
Всегда зрить дружественный лик
Без плоской помощи зеркал.
…Как будто в дом чужой проник.
Четвертый день с подругой тренья.
Я памятник себе воздвиг,
Что делать мне с моим твореньем?..
Виталий НЕИЗВЕСТНЫХ, учитель информатики Байкитской школы Красноярский край
,
Комментарии