search
main
Топ 10
Школа без оценок: московские выпускники остались без отметок и проверочных работ Милосердие и гуманизм: 5 декабря на «Разговорах о важном» школьникам расскажут о Дне волонтера С января 2023 года школы обязаны будут использовать систему «Моя школа» В Ульяновске одну из улиц назовут в честь народного учителя Латышева В подмосковных школах стартуют региональные диагностические работы Минпросвещения обнародовало, где и когда будут проходить финалы Всероссийской олимпиады школьников Шестиклассница из Северной Осетии победила во всероссийском конкурсе «Дети стоят на улице в минус 18»: в Кургане разгорелся скандал из-за прохода в школу В школьных уроках появятся видеоматериалы Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина В Калмыкии – карантин: итоговое сочинение перенесли на февраль 2023 года К юбилею Константина Ушинского: о дате рождения известного педагога рассказали в РАО Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции С января в Подмосковье начинается прием заявок на участие в программе «Земский учитель» Астраханский школьник изобрел систему учета посещаемости Минобрнауки России проанализирует работу вузов по вовлечению школьников в научно-техническое творчество Столичные одиннадцатиклассники напишут пробный ЕГЭ по профильной математике Залог успешного общения: Сферум запускает бесплатный курс повышения квалификации по коммуникациям для учителей Школы переводят на дистант и закрывают из-за гриппа и ОРВИ в Астраханской области Учительница с учеником подрались в школе под Красноярском
0

Унесенные ветром. На работу в Рязань и Москву

Ветер перемен в жизни страны был и желанным, и необходимым. Но перемены всегда болезненны, а порой разрушительны. Особенно для простых людей, а для сельских жителей и подавно. Начиная с эпохи коллективизации, тогда многих крестьян, лучших их представителей, раскулачили и сослали в Сибирь, оставшихся закрепостили, чтобы никуда не сбежали.

Сегодня дана полная свобода передвижения, выбора места жительства и места работы, но главное – свобода для инициативы. Однако люди снова уезжают из деревни, потому что негде стало работать, а личную инициативу проявить не умеют, потому что раньше она и не требовалась. Коллективные хозяйства рухнули, а те, которые остались, съежились, как шагреневая кожа.

В селе Захарово в 70-80-е годы была огромная процветающая птицефабрика, своего рода «градообразующее» предприятие. На нем работали несколько сотен человек. В начале 90-х фабрику обанкротили. И потекли «беженцы» из Захарова в поисках лучшей доли. В школе резко сократилось число учеников. А те, кто остался, стали полусиротами при живых родителях. Потому что их отцы и матери спозаранку уезжают на работу в Рязань, а иные и вовсе в Москву, а то и дальше. Дети же остаются дома под присмотром бабушек, родственников, а нередко и соседей. Но более всего под опекой учителей. Школы теперь открыты с раннего утра и до вечера. Это для ребят второй дом, а для многих и первый, потому что в родном они остались одни, без взрослых. А в школе сытно и вкусно кормят завтраком и полноценным обедом из четырех блюд, за что родители платят всего 50 рублей в месяц. Конечно, школам чем могут помогают хозяйства, которые остались на плаву.

Тогда же кое-где в районе появились фермеры. «Но фермерство у нас не пошло»,- рассказывали мне собеседники. Те, что возникли, очень быстро пришли в упадок. Местные власти их не поддержали. Хотя именно фермерские хозяйства сегодня дают стране значительную часть продукции. Ведь производительность труда в них в 2-3 раза выше, чем в бывших совхозах. Не все представители власти понимают, что именно крепкие и самостоятельные крестьяне и местная интеллигенция, главным образом учительство, должны составлять средний класс на селе.

В Пронском районе я познакомилась с замечательным человеком – Николаем Алексеевичем Васиным.

Когда-то он работал агрономом, занимался наукой. В 90-х вместе с сыном, тоже агрономом, создал ферму «Васин и сын». Но через несколько лет под бременем налогов и чиновничьего произвола она разорилась. Сегодня у Николая Алексеевича осталась только пасека. Теперь он в Тырновской школе ведет курсы по агротехнике, растениеводству.

– Я стал фермером, чтобы показать и доказать односельчанам, что самостоятельное крестьянское хозяйство может быть успешным. Но в одиночку не получилось, потому что не было поддержки людей, не было рядом других фермеров, с которыми можно было бы объединиться.

Сегодня Николай Алексеевич старается передать ученикам свою любовь к родной земле. Он считает, что в нацпроект по сельскому хозяйству надо ввести педагогическую составляющую, чтобы дети знали, как следует трудиться на земле.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте