search
main
0

Умный друг или агрессивный враг. Родителям сегодня нужен особый ликбез

Первые компьютеры появились в детских садах двадцать лет назад. Тогда в обществе царила некая эйфория по поводу информатизации школьного и дошкольного детства. Установка компьютера в детском саду была своеобразной данью моде. Притом многие ретивые заведующие особо не задумывались, где взять программы, какие применять методики.

У сторонников ранней компьютеризации нашлись, конечно, противники. Они высказывали тревогу и опасение.

Ведь раннее детство – период особой душевной ранимости и психической уязвимости. Поэтому вносить что-то новое в жизнь дошкольников надо с особой осторожностью. Нужны соответствующие специалисты, особые компьютерные программы и методики. Победу одержал тогда здравый смысл. Группа ученых и специалистов из бывших НИИ дошкольного воспитания, общей и педагогической психологии Академии педнаук и других организаций, объединившихся позднее в независимую Ассоциацию «Компьютер и детство», провели исследования с целью разработки подходов к пониманию места компьютера в ряду развивающих средств дошкольной дидактики.

Выводы ученых разрешили многие спорные вопросы. Один из главных звучал так: надо ли приучать детей к мини-информатике, то есть, по сути, адаптировать школьный курс к дошкольному? Нет, заявили ученые, под новыми информационными технологиями для дошкольников не следует понимать обучение детей основам информатики, «детской алгоритмике». Компьютер должен войти в жизнь ребенка через игру. Игра – яркая практическая деятельность – является для малышей ведущей. Компьютер – это средство деятельности ребенка. Потому в центре внимания специалистов, внедряющих НИТ в дошкольное детство, должен быть сам ребенок, его интересы гармонического развития. Из этого следовало, что нужны особые программно-методические средства, игровое оборудование, дидактические пособия и соответствующие специалисты. Специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» такие программы были разработаны. А на дошкольном факультете Московского педагогического университета впервые в отечественной педагогике была открыта специализация «НИТ в дошкольном детстве».

– Эта специализация теперь у нас только у вечерников, – говорит старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики Татьяна Валерьевна Калинина. – Вначале она была на последних курсах дневного отделения.

Почему так произошло? Причина, как выясняется из разговора, самая простая. Не идут выпускники педвуза на работу ни в школы, ни в детские учреждения. «Вечерники» – другое дело. Это люди, которые выбрали себе профессию. Им знания компьютерных технологий нужны. Но увы! Пока мало детских садов, где есть компьютерно-игровые комплексы. Даже в столице их единицы. А что говорить о других регионах? Дорогое это удовольствие – компьютер в детском саду. Хотя многие малыши охотно «играют» с умной машиной дома. А здесь, высказывает опасение Татьяна Валерьевна Калинина, не все родители соблюдают главный принцип – «помоги, но не навреди!»

– Вот посмотрите. – Калинина протягивает мне дискету. – Что-нибудь вас настораживает? Я читаю краткую аннотацию «Игра предназначена для самых маленьких. Она поможет вашему малышу освоить буквы и слога, а диктор научит правильно читать».

– Ну во-первых, в слове «слога» ошибка, – неуверенно начинаю я. Это меня настораживает. А больше ничего. Надо в нее, видимо, поиграть.

– Вот мы и начали играть со своими студентками. И поразились, насколько эта обучающая игра «Веселая азбука» не учитывает особенности детского восприятия, она методически безграмотна.

– Такая игра вредит малышам?

– Конечно. Во-первых, детская игра должна быть цикличной. Ребенок не должен сидеть за компьютером целых полтора часа. А здесь идет монотонный процесс от «а» до «я». Ветер рассыпал все буквы, а зайчонок должен вернуть их все обратно. В процессе добывания букв авторы пособия не учли быстроту реакции дошкольников. Не каждый малыш может, к примеру, быстро «перепрыгнуть» с кочки на кочку. Сразу возникает психическое напряжение. И еще, к тому же совершенно неоправданно введена в игру военная тематика. На экране танки, какие-то шумовые эффекты отвлекающего характера. Хотя персонажи все на удивление хороши, анимация на высоком уровне.

Вот вам и «Веселая азбука»! Неужели никто из специалистов-методистов не проверяет игры для детей?

– В области компьютерных технологий для дошкольников нет пока никакого контролирующего органа, – вздыхает Татьяна Валерьевна. – Недавно я участвовала в работе учебно-методического объединения при нашем Министерстве. Нужно было дать отзыв на пособие по информатике для дошкольников. Но почему в сфере книжной продукции контроль есть, а в области компьютерных технологий такового не имеется? На каждой обучающей игре для детей должен быть такой же гриф, как и на учебном пособии. Иначе кто гарантирует безопасность игр для здоровья и психики малышей?

Полностью разделяю мнение опытного преподавателя. Сегодня многие родители сажают ребенка за компьютер, и он играет часами. Кто займется просвещением родителей? Кто разъяснит им, что «бродилки», «стрелялки» вовсе не так безобидны для малышей? Главная их беда в том, что инициатива ведения игры в «стрелялках» принадлежит компьютеру, он предлагает ситуацию, выступая в роли врага, которого надо победить. А ребенку нужны игры, где инициатор всего происходящего он, а умная машина отвечает на его действия.

Родителям, похоже, сегодня требуются те же самые «ликбезы», что были на заре обучения чтению и письму. Попробовала я выяснить, а какие существуют у нас подписные издания, которыми могли бы в популярной форме «просветить» взрослых в компьютерных тонкостях. Не так уж много подобных изданий. Это «Компьютер для детей» и «Компьютерные игры для детей». Кстати, стоят они весьма недешево. (Последний, к примеру, более тысячи на полгода.)

Трудно переоценить значимость подготовки специалистов в этой сфере. Сегодня на вечернем отделении педуниверситета обучаются 17 человек. Их наряду со всем хорошо готовят к работе с родителями.

– Есть у нас деловая игра «Письмо», – рассказывает Калинина. – Группа делится на три части – родители, педагоги и судьи (3-5 человек). Родители должны в письменной форме высказать свои сомнения, нужен ли компьютер малышам, изложить их в списке. Педагоги должны эти сомнения опровергнуть, высказать аргументы в защиту компьютера в детском учреждении. Судьи выслушивают обе стороны и принимают решения. Для этого у них есть три карты: красная – в пользу педагогов, синяя – в пользу родителей и желтая – предпочтение не отдано ни одной из сторон.

Какие аргументы чаще всего выдвигают от имени родителей? – поинтересовалась я.

– Компьютер вредит зрению малышей. Это раз. И второе – он отвлекает от чтения книг. Это самые распространенные претензии, – отвечает Татьяна Валерьевна.

Подопечные Калининой и в деловой игре, и на практике умело, аргументированно опровергают все доводы сомневающихся взрослых. Они знают, что нужно делать для того, чтобы компьютер не превратился из умного нужного друга в агрессивного врага.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте