Что такое хороший, умный и интересный учебник? Что в нем, может быть лишнее и чего не хватает? Ему нужна красочность или более скромное оформление? Где найти золотую середину, чтобы и не перегрузить, и не упустить главное? Над этим постоянно ломают головы ученые, методисты, преподаватели, эксперты, родители. А может, спросить об этом самих школьников? Конечно! Ведь кто, как не они, знают все недостатки и достоинства книжек, которые взрослые пишут специально для них!
Дойти до самой сути
«Здравствуй, учебник! Сегодня у нас с тобой особенная встреча. Мы говорим с тобой о нашей дружбе. Помнишь, как все начиналось? Я помню… Мне было 15, я не дружила тогда ни с какими учебниками…» И ученица начинает рассказывать историю о том, как изменилось ее отношение к урокам благодаря умным книжкам. Забросив было учебу, она перешла в вечернюю школу, где и попал ей в руки учебник, который во многом повлиял на ее взгляды.
Девочка стала воспринимать его как нечто одухотворенное и живое, как существо, с которым можно разговаривать, спорить, обмениваться мнениями, у которого можно спросить совета и ждать поддержки. «Я горжусь тобой, восхищаюсь и буду долго помнить. Тебя создавали добрые, умные, честные люди… Думаю, что смогу учиться дальше, потому что после знакомства с тобой вслед за поэтом могу сказать теперь:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте…»
Такое оригинальное сочинение школьница из Санкт-Петербурга Люба Савченко посвятила учебнику «Русская литература ХХ века / Под ред. В.В.Агеносова. Ч. 1 и 2. – М.: Дрофа, 1999». Но она не только призналась в своих чувствах, но и подробно проанализировала структуру и содержание учебной книги, в увлекательной форме обращения к учебнику показала, что он способен вызвать у подростка ответные чувства, стремление самому доходить до сути вещей, помогает формировать мыслящего человека.
Взглянуть на свой учебник под новым углом зрения и по-настоящему его оценить одиннадцатиклассницу подтолкнули организаторы конкурса «Мой друг учебник», который ежегодно проводится издательством «Дрофа» и его филиалом в Северной столице совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом педагогического мастерства и Ленинградским областным институтом развития образования.
Если бы я был издателем
Идея провести такой конкурс возникла на одной из традиционных научно-практических конференций «Учебник ХХI века» в Санкт-Петербурге, где вопросы качества современных учебников и их соответствия нынешним требованиям обсуждают руководители управления образования, авторы учебников, учителя, методисты, издатели, школьные библиотекари. Уважаемое сообщество посчитало нужным обратиться за помощью к детям. Им было предложено написать рецензии на свои учебники и принять участие в соответствующем конкурсе.
Каждый участник писал сочинение или готовил проект на одну из трех тем. В первом случае ребятам надо было изложить свое понимание достоинств конкретного учебника издательства «Дрофа» и рассказать, каковы, по их мнению, пути его совершенствования. Во втором – представить себя художником-иллюстратором и показать свое видение оформления словаря, справочника, задачника или любого другого учебного пособия. И в третьем – на правах издателя предложить свой проект учебника по истории Санкт-Петербурга или Ленинградской области.
Главный приз конкурса – поездка в Москву с экскурсионной программой.
Конечно, издательство шло на риск, давая ученикам возможность высказать о своих учебниках все, что те о них думают. Но согласитесь, такие оценки, пусть и не всегда лестные, дорогого стоят.
И вот недавно в Москву приехали победители уже четвертого конкурса «Мой друг учебник». На этот раз в нем приняли участие около 4 тысяч ребят двух возрастных категорий (5-8-е и 9-11-е классы ) из школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Авторов лучших работ принимали в «Дрофе». Здесь они познакомились с теми, кто пишет для них «Биологию», «Географию», «Историю», «Информатику» и другие учебники. Сотрудники издательства показали гостям свои самые интересные книги, рассказали о новинках и расспрашивали ребят о том, что бы им хотелось увидеть на уроке, чем увлекаются, кем хотят стать в будущем. Школьники с удовольствием делились своими планами. Оказалось, что особым спросом среди них пользуется профессия психолога, а сама учеба им не кажется таким уж скучным занятием. «Нам здорово в школе, – говорили ребята, – там весело, будет жалко ее заканчивать».
Разговор шел непринужденный и по-взрослому серьезный. После этого призеры конкурса отправились на экскурсию в Кремль, а вечером в театр.
Деловое предложение
Итак, издатели и школьники пришли к единому мнению, что чем лучше книга, предназначенная для учебы, тем шире и ярче ребенку представляется мир, в котором ему предстоит жить и реализовать себя.
Самой популярной среди конкурсантов в этом году была третья тема. Предложений по 300-летней истории Санкт-Петербурга и краеведческой тематике дети высказали больше всего, хотя недостатка не было и в деловых предложениях по качеству учебника как такового.
Отрадно, что впервые появились конкурсанты из Курортного района, Павловска и Пушкина. Некоторые работы написаны в стихотворной форме.
«…Мне захотелось рассказать о городе, в котором я живу. У Приозерска богатая история. Я люблю свой город и хочу, чтобы его полюбили другие. Почему меня заинтересовала эта проблема? Дело в том, что нет изданий, где была бы собрана воедино история нашего города. Приходится все искать в разных книгах, обращаться к газетным публикациям, в общем, собирать материал по крупицам… Как здорово, если б у нас был такой учебник!» – пишет в предисловии к конкурсной работе ученица 8-го класса средней школы №1 г.Приозерска Ольга Федотова. Она представила проект одной лишь главы учебника по истории своего города, но какой! Здесь и стихи о родных просторах, и множество иллюстраций, и герб Приозерска, и рассказ об историческом прошлом и населении города-крепости (в прошлом Кексгольма), и, конечно же, вопросы с заданиями. В общем, краеведам и историкам, тем, кто берется за написание учебных пособий, есть чему поучиться у Ольги.
Виталий Рощин,
11-й класс, школа №516:
«Со временем многое меняется, меняются и учебники. Но должна остаться неизменной главная задача учебной книги – в доступной для понимания форме познакомить школьников с основами знаний, которые пригодятся в дальнейшей учебе и жизни… Хотелось бы видеть в учебнике больше наглядных таблиц и рисунков.»
Катя Щелкунова,
8-й класс, школа №375:
«Послушай мой советик, друг,
Издательств много есть вокруг,
Но у издательства «Дрофа»
Прекрасна каждая строфа.
Учебник химии возьмем.
Страничек где-то двести в нем.
Шеренга химиков великих:
Одиннадцать научных ликов…»
Даша Горюнова,
6-й класс, школа №552:
«Уважаемые издатели! Я бы хотела, чтобы вы исполнили мои просьбы. Сделайте, пожалуйста, учебники по весу чуть легче, а шрифт – побольше. И чтобы они были более красочными… (Если бы знали дети, сколько работы нужно проделать издателям, сколько инстанций обойти, чтобы учебник соответствовал ГОСТам по весу, качеству бумаге, шрифту!… Но совершенству нет предела. И в этом дети правы. – Авт.) Нужно поместить в учебник побольше интересных фактов, чтобы урок был веселым, а не скучным. И чтобы некоторые задания были с подвохом. Это заставит учеников думать и разовьет в нас чувство логики. А вообще, по моему мнению, учебник должен быть умным, удобным, красочным»
И все-таки как серьезно ни подходили бы авторы к своей теме, без курьезов в их сочинениях не обошлось. Самое время улыбнуться. Но ведь в любой шутке, как известно, есть доля правды.
***
«Учебник должен быть в хорошем переплете, сделан из хорошей бумаги и иметь непромокаемую обложку». (Наверное, чтобы детские слезы его не промочили).
«Я не понимаю. Зачем нам в учебнике готовые ответы на вопросы? Продавали бы их начинающим учителям». (Интересно, много бы дали за такой «товар» педагоги-новички?)
«Умные от рождения дети понимают все без слов, но те дети, у которых с физикой проблемы, понимают далеко не все». (Может, для «умных от рождения» создавать учебники без слов?)
К юным рецензентам прислушаются
Конкурс сочинений на тему школьного учебника закончился, настало время назвать победителей (напомню, это школьники Санкт-Петербурга и Ленинградской области).
Главный приз:
Екатерина ЩЕЛКУНОВА, 8-й класс, школа №375, Красносельский р-н;
Виталий РОЩИН, 11-й класс, школа №516, Невский р-н.
Первое место в номинации «Мой друг учебник» (издательство «Дрофа»):
Анна ЕФРЕМОВА, 7-й класс, гимназия №498, г.Пушкин;
Татьяна ДЕНИНА, 11-й класс, школа №508, Московский р-н;
Александр ЯКОВЛЕВ, 8-й класс, Ново-Девяткинская СШ, Всеволожский р-н;
Любовь САВЧЕНКО, 11-й класс, школа №5, г.Пикалево.
Первое место в номинации «Если бы я был художником-иллюстратором…»:
Анастасия ТУРЫГИНА, 11-й класс, школа №508, Московский р-н;
Полина КОЛЕСНИК, 7-й класс, коррекционная школа-интернат для детей-сирот, г.Приозерск;
Юлия УСОВА, 10-й класс, школа №4, г.Кингисепп.
Первое место в номинации «Если бы я был издателем…»:
Дарья БАБЫКИНА, 6-й класс, школа №10, Василеостровский р-н;
Кирилл ЗИМЕНКОВ, 10-й класс, школа №356, Московский р-н;
Ольга ФЕДОТОВА, 8-й класс, школа №1, г.Приозерск;
Анастасия ГОМЕРА, 10-й класс, лицей, г.Кириши.
Высказанные замечания, предложения, пожелания юных рецензентов не повиснут в воздухе. Многие из них будут непременно использованы при создании следующего поколения учебной литературы для школьников. В издательстве «Дрофа» их обобщат, проанализируют, доведут до сведения авторов учебников и, конечно же, будут стремиться к тому, чтобы совместными усилиями создать «умный, добрый, красочный» учебник, который понравился бы детям и учителям.
Первое место в номинации «…»:
Комментарии