search
main
0

«Умняши» и их наставники, . или Как опередить учеников

Прошлый учебный год принес воронежскому лицею №5 не одного, а сразу трех новичков: в лицей пришли работать три учительницы английского языка, и все три – новоиспеченные выпускницы вузов, только-только начинающие свою педагогическую деятельность.

ВоронежКогда я спросила директора лицея Сергея Николаевича Седых, о ком из молодых учителей будем писать, он даже немного растерялся: «У нас их трое, и все очень достойные, так что не знаю, как выбирать». Все разрешилось само собой, время-то было августовское, отпускное, и в городе на тот момент оказалась только Олеся Акиньшина. Ее коллеги и подруги Ольга Фурсова и Екатерина Зайцева уехали отдыхать.Ольга и Олеся – одногруппницы, окончили Воронежский госуниверситет, и именно Ольга предложила Олесе прийти в лицей, куда сама устроилась работать. Олеся решила попробовать. Главным образом потому, что устроиться куда-то еще больше не получилось – ни в частную школу английского языка, ни в свою, которую оканчивала (вакансий не было), ни в какую-нибудь фирму переводчиком. Из ее однокурсников только один человек смог устроиться переводчиком, еще некоторые – учителями, а многие уехали в Москву, правда, и там работу по профилю нашли единицы. У Олеси в семье учителей не было, поэтому, получив несколько отказов, она уже начала стажироваться не по специальности, и тут вдруг Олино предложение – заманчиво.В лицее девушка прошла собеседование, и, хотя были еще претенденты, выбор пал на нее, чему она очень обрадовалась и уже через пару дней стала привыкать к уважительному обращению «Олеся Андреевна». Вместе с Ольгой они разделили уроки в пятом и восьмом классах, а Екатерине дали английский в начальных классах.- Олеся, вам страшно не было?- Единственное, что вызывало опасение, это разница в возрасте между классами. В пятом они вроде бы еще маленькие, только-только после начальной школы, а в восьмом это уже более сформировавшиеся личности, и я с самого начала опасалась, что тяжело будет найти с ними общий язык. Было опасение, что не сумею заинтересовать их моим предметом, что у них будет интерес не столько к предмету, сколько лично ко мне. Но мы этот барьер преодолели, помогло мое стремление сделать каждый урок интересным и содержательным.Без этого стремления, как она считает, ничего не получится. Дети разные, кто-то знает язык лучше и в большем объеме, чем по программе, кто-то отстает. Учителю надо найти грань, надо придумать, как занять всех, чтобы всем было интересно и познавательно. Поэтому к каждому уроку находила и подбирала новые игры, чтобы лучше усваивались слова, на следующий день – интересный кроссворд, потом песни или стихи. Учеба в университете, конечно, важна и многое дает, но с началом работы пришлось дополнительно освоить очень много новой учебной и методической литературы. Все равно первое время было очень тяжело! Не получалось то одно, то другое, а главное, не получалось заинтересовать детей. Олеся говорит, что прекрасно понимала, насколько интереснее для них она сама, чем предмет, ею преподаваемый. Еще проблема – многие занимаются английским дополнительно, кто-то в школе иностранных языков, кто-то с репетитором, поэтому уроки подчас начинались со скучающего «а я это уже знаю». Правда, тут же находился кто-то, кто, наоборот, начинал возмущаться: «а я нет» и «давайте вести урок».- Особенно тяжело было в первые месяцы. А потом, узнав ребят и уже учитывая, кто где занимается, я начала подстраиваться, давать им разноуровневые задания. Есть шаблон урока, но в голове всегда держишь, что сейчас появится тот, кто скажет «я все сделал», и ему надо обязательно дать дополнительный материал. Им я всегда запасаюсь. Кстати, у каждого из детей сегодня телефоны, и восьмиклассники любые задания выполняют тут же, заходя в Интернет. Даже когда на уроке нет компьютеров. Вот такие сейчас дети, везде «впереди паровозного дыма», все тут же сделают, найдут и выполнят! Мало того, найдут не один, а несколько переводов и спросят, какой правильнее. Правда, не все классы такие, там, где ребята решили, что язык им в принципе не нужен и сдавать они его не будут, их очень трудно чем-то заинтересовать. Я, как каждый учитель, люблю, когда есть отдача, когда не идет игра в одни ворота, если это есть, то я чувствую восполнение своей энергии, мне интереснее работать с такими детьми.- Не жалеете, что оказались в школе?- Нет, наоборот, я считаю, что это очень хороший опыт, да еще и по своей специальности. Одно дело, когда ты на педпрактике и у тебя есть старший учитель, который говорит, что делать, и совсем другое – самой урок подготовить.- Есть ли у вас наставник, который подсказывает, какие книги выбирать, в каких конкурсах участвовать?- У нас в лицее очень дружная кафедра, и к каждому учителю английского языка можно подойти с любым вопросом. Тем более что у нас много опытных учителей, которые всегда могут остаться с нами после уроков и проконсультировать.На мой вопрос о любимых и нелюбимых учениках Олеся отвечает, что везде есть как те, так и другие. И конечно, в любом классе найдутся такие, кто вытянет самую непростую ситуацию, кто знает ответ на почти любой вопрос. Она таких называет умняшами – всегда поддержат, ответят, не испугаются ни открытого урока, ни гостей в классе, а говорить о любимчиках или нелюбимчиках Олеся не хочет, потому что «дети все – личности и все интересные». Даже некоторые из тех, кто может не отличаться в учебе, запоминаются иногда сильнее или требуют к себе больше внимания. В ее пятом классе один такой интересный мальчик оказался, и особенность у него была еще та: постоянно жевал на уроке. Опаздывает, говорит, что в столовой задержался, а потом еще на уроке что-то доедает. Учительница ему и замечания делала, и маму вызывала, та говорит: «Пишите ему в дневник». Учительница пишет, мальчик записи замазывает. Учительница маме: «Может, вы его недокармливаете?» Та – все нормально. А мальчишка знай себе жует, потом стал просто хлеб из столовой приносить, катышки из него делать и есть. Мало того, к своему «увлечению» привлек двух ребят, которые раньше очень спокойно относились к еде, и вот сложилось трио – все жуют. Олеся говорит, почти полгода с ними боролась, только потом удалось это преодолеть.Я специально попросила знакомого психолога как-то прокомментировать такое поведение мальчика, и одной из возможных причин «жевательного рефлекса» психолог назвал желание парня привлечь к себе внимание молодой и очень обаятельной учительницы. Каким-то баловством или, чего хуже, грубостью, вредностью мальчик мог бы навлечь на себя ее гнев, а один раз, случайно не доев в столовой и сделав это на уроке, он понял, что таким довольно безобидным способом может легко получить от нее свою порцию внимания. Провокация, конечно, но ничем другим, кроме терпения, ее не победить. Если малый неглупый, то уже в следующем учебном году должен будет как-то поменять тактику, может быть, даже всерьез заняться английским языком, иначе жевание из веселого раздражителя превратится в надоедливую глупость.Думаю, терпения у Олеси Андреевны хватит, потому что девушка она не только молодая и современная, но и очень серьезная, с большим интересом к жизни и с пониманием, как работать, чтобы было лучше. На мои предположения она ответила так:- Я давно уже работаю с большими детскими коллективами, еще когда была вожатой. Это не было педпрактикой, я сама ездила в детские лагеря на юг и работала там вожатой. Причем ездила не с нашим университетом, а с педагогическим. Просто захотела попробовать, что это такое.- Понравилось?- Да. Но в лагере, когда ты старший вожатый, ты и воспитатель, и мама, и сестра. В школе по-другому, но вожатский опыт мне очень помогает. Школа – это такое место, куда можно прийти к восьми утра, уйти в пять-шесть вечера, и еще не все доделать, что наметил. Ведь надо не только тетради проверить и подготовиться к урокам, но и придумать что-то новое для детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте