search
main
0

Умнеть и обязательно …валять дурака. Хочешь уважения – не будь скучным

Израильская школа совсем не похожа на российскую. Израильского учителя трудно представить «наседкой» над нерадивым школьником. В то же время он готов помочь каждому ученику, отстающему в учебе и обратившемуся к нему за помощью. Тем более что любые внеклассные мероприятия оплачиваются дополнительно, даже более щедро, чем обычные уроки. Мы с женой бьемся над нерадивостью наших детей, а в школе уроков почти не задают. Если же ученик получает домашнее задание, то десять минут ему вполне достаточно, чтобы не только выполнить это задание, но и дважды его повторить. И так – до девятого класса включительно.

Теперь самое время сделать небольшое пояснение. Израильская школа подразделяется на три ступени: начальная (1-6-е классы), неполная средняя (7-9-е классы) и средняя школа (10-12-е классы). В школу идут в шестилетнем возрасте, но обязательным является «предшкольный год» в детском саду, где пятилетние дети обучаются элементарным навыкам и концентрации внимания во время объяснения учебного материала. На мой личный взгляд, школьные годы юного израильтянина разделены на две неравные части, ибо уровень требований в школе третьей ступени, так называемом «тихoне», не идет ни в какое сравнение с уровнем требований на низших образовательных ступенях.

Вся система «дотихонной школы» в определенном смысле малосостоятельна. У нее другие задачи. По сути в начальной и неполной средней школе больше воспитывают, чем учат. Элементарные знания ребенок усваивает без давления. Да с него много и не требуют. Но вот что поражает – английским языком на вполне приличном уровне владеет даже выпускник начальной школы. Мне далеко за примерами ходить не надо. Мой младший сын, пятиклассник, смотрит американские мультфильмы без ивритских титров, да и в путешествиях за границу не чувствует себя «безъязыким».

И все-таки в начальной и неполной средней школе педагогического давления ребенок не испытывает. Здесь говорят, что именно в эти годы ребенок «самовыражается» и воспринимает гуманитарные принципы демократического общества. Весьма показательно, что главное образовательное ведомство, называемое здесь «мисрад ха-хинух», по привычке в русском переводе именуется министерством образования, хотя точный перевод этого учреждения «министерство воспитания».

За уклонение от посещения детьми школ несут ответственность родители, учителя, а в случаях признания семей неблагополучными – социальные работники. Если школьник в возрасте от шести до пятнадцати лет без уважительных причин долгое время не посещает соответствующее учебное заведение, то может быть инициировано судебное расследование.

Считается, что между успехами в учебе и пропуском школьных уроков существует прямая связь. Это мировая практика. Однако, как ни странно, в Израиле она не просматривается. По данным профессора Змиры Маврих, «пропуски школьных уроков с лихвой покрывают частные преподаватели, которых обычно израильским детям нанимают родители».

По словам председателя Объединения директоров средних школ Израиля Илана Баири, сегодняшние дети и подростки страны менее дисциплинированны, чем школьники прошлых лет. Баири считает, что у учащихся исчезает уважение к преподавателям только в случаях, когда учителя работают спустя рукава и на уроках скучно.

Доктор Нимрод Алони, преподаватель педагогического колледжа, выступает за ужесточение дисциплины. Однако и он думает, что «дисциплина – это контроль над поведением в рамках норм, которые считаются приемлемыми». В одной из своих статей он пишет, что «и дисциплина – это мобилизация сил и желаний». Одновременно доктор Алони убежден, что «желание учиться» не возникает на пустом месте. Талант педагога должен пробудить стремление ребенка к признанию и творчеству. Нимрод Алони пишет, что «современный ребенок нуждается не в информации как таковой, а в том, чтобы кто-нибудь помог ее проработать и проанализировать». Сегодня учитель должен служить своего рода источником вдохновения.

Отношение к школьной дисциплине тоже претерпело изменения. Илан Баири, директор одной из лучших израильских школ, рассказывает: «За 27 лет работы в качестве директора я ни разу не удалял ученика из школы более чем на 5-6 дней. Правда, такое наказание, как написание одной и той же фразы тысячу раз, кануло в Лету. Теперь педагоги предпочитают наказать провинившегося написанием сочинения».

О том, как меняется отношение к некоторым видам наказаний, заметно и по школе, в которой учатся мои дети. Если несколько лет назад выгнать ученика из класса во время урока считалось оскорблением, то теперь в некоторых израильских школах детям разрешается выходить на короткое время по предварительной договоренности между ними, учителями и родителями. Новейшие рекомендации психологов говорят о том, что «короткие разрядки» благотворно действуют на концентрацию внимания во время урока.

Понятно, что далеко не всех, окончивших неполную среднюю школу, ждут в «тихонах» с распростертыми объятиями. Как и в большинстве западных стран, «девятилетка» в Израиле – базисное обязательное образование. Только треть выпускников «девятилеток» поступает в академические «тихоны». Остальные рассредотачиваются по многочисленным профессиональным школам, которым в Израиле несть числа. Наиболее популярны школы, входящие в систему ОРТ. Интересно, что система этих школ была создана в России еще в 1880 году для социальной адаптации еврейской молодежи. Поэтому ОРТ – это русская аббревиатура, расшифровывающаяся как «Общество ремесленного труда».

В Израиле профессиональные школы (и в первую очередь ОРТ) даже более популярны, чем «тихоны», потому что, кроме академического образования, дают еще и профессию, достаточно надежную при любых жизненных перипетиях. В конце концов, если в армию парень или девушка «идут с профессией», то выбор рода войск часто остается за ними.

Не могу не поведать об удивлении, которое я испытал, расспрашивая соседских мальчишек и девчонок, коренных израильтян, о профессиях, которыми они хотели бы овладеть в будущем. Космонавтами, пианистами, архитекторами они себя не грезят. По российским меркам, их мечты приземлены чрезвычайно. Очень многие хотят стать столярами, водителями, даже садоводами и овощеводами. Только два мальчика спят и видят себя компьютерщиками и программистами. Один из них учится в «тихоне», другой в школе сети ОРТ. И учатся они на «отлично».

Конечно, израильский ребенок не лишен способности мечтать и фантазировать. Просто для него выбор профессии – дело серьезное, вполне сравнимое с полетом в заоблачных высях, который без страховки, как известно, крайне опасен. Израильский школьник понимает важность высокого профессионализма и пытается рассчитать свои возможности и силы. Рабочая профессия обычно гарантирует постоянный заработок.

В «тихонах» учиться тяжело – ведь они «приближены» к университетам и колледжам. Неудивительно, что школьников, обучающихся на этой третьей ступени школьного образования, называют студентами. Так принято не только в Израиле. Ведь «тихонщики» нацелены на получение высшего образования. Эти ребята – народ очень серьезный.

В Израиле существуют особые программы для детей, получивших статус «юного дарования». В министерстве воспитания Израиля уже почти полвека работает специальный отдел, куда может обратиться даже родитель, убежденный, что его отпрыск обладает редким талантом. Родителю, понятно, поверят, но без обязательного прохождения в таких случаях психотеста статус «юного дарования» ребенок не получит.

Выпускники всех израильских средних школ мечтают о заветном «багрyте», по-нашему – аттестате зрелости. Чем полновеснее «багрут», то есть чем больше в нем высших баллов по обязательным и выбранным дисциплинам, тем соответственно и больше шансов у того или иного выпускника поступить на выбранную специальность в университете или колледже. Понятно, что «тихонщик» обычно оказывается впереди, ибо набор академических дисциплин у него больше. Но и для выпускника профессиональных школ двери вузов всегда открыты едва ли не настежь. Он может сдать общеизраильский психотест (к слову говоря, его можно сдавать и на русском языке) и таким образом «добрать» недостающие баллы.

Высшее образование в Израиле получают в восьми университетах, двух академиях искусств и целом ряде институтов, колледжей и учительских семинарий. Кроме того, на Земле Обетованной действуют филиалы многих зарубежных университетов, в основном американских и британских. А в последнее время появились и филиалы российских вузов. Так что дорог у выпускника израильских школ много. Он может выбрать любую.

Иерусалим

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте