search
main
0

Умная экономия,. или Как эффективно тратить деньги

Сокращение неэффективных расходов в сфере образования – безусловно, одна из самых актуальных проблем для всех регионов России. Регионы северо-запада в силу своих географических особенностей – протяженность территорий, зачастую занятых на две трети лесами, болотами, реками и озерами, большое число сел, деревень и маленьких райцентров – исторически имеют значительное количество малокомплектных школ. Как в таких условиях эффективно тратить деньги на образование? Сегодня своим опытом делятся представители регионов СЗФО, наиболее успешно проявивших себя в достижении этой цели.

Светлана МОРОЗОВА, заместитель министра Министерства образования и науки Мурманской области:- В Мурманской области наблюдается положительная динамика показателей, которые связаны с численностью обучающихся и работников общеобразовательных учреждений. Это является результатом работы как Министерства образования и науки, так и органов местного самоуправления. В 2010 году в сфере общего образования проведены мероприятия по оптимизации расходов. 18 школ в области были закрыты или реорганизованы, на 13 процентов оптимизированы штатные расписания образовательных учреждений. Сокращено более двух с половиной тысяч неэффективно используемых ставок. Однако у нас до сих пор не достигнуты плановые значения по показателю «соотношение учителей и прочего персонала». Это объясняется тем, что оптимизационные мероприятия проводятся неравномерно в разных муниципальных образованиях. Чтобы решить задачу по достижению целевых показателей, министерством сформирован план оптимизационных мероприятий на 2011 год с проведением мониторинга муниципальных общеобразовательных учреждений. С целью снижения неэффективных расходов в сфере общего образования, достижения оптимального соотношения штатной численности при определении размера нормативов финансового обеспечения законом Мурманской области установлены процентные соотношения в части расходов на оплату труда. 70% этих расходов идет на оплату учителям и 30 % – прочему персоналу, в том числе административно-управленческому и учебно-вспомогательному. В целом все эти мероприятия позволили значительно сократить неэффективные расходы в общем образовании: они уменьшились от одного миллиарда в 2009 году до 600 миллионов в 2010 году. В процентном соотношении размер неэффективных расходов снизился с 14 процентов в 2009 году до 9 процентов в 2010 году. Для сравнения: в среднем по России этот показатель составляет 19 процентов. Мероприятия, своевременно проведенные руководителями школ, позволили не допустить снижения уровня заработной платы. Заработная плата учителей в 2010 году выросла на 8,5 процента и составила 25700 рублей.Заработная плата учителей в Мурманской области также выше, чем в среднем по России и СЗФО. Она составляет около 80 процентов от заработной платы занятых в экономике. В России этот показатель равен 76 процентам. Нужно отметить, что в нашей области происходило не просто закрытие школ, а именно их реорганизация с учетом происходящих миграционных процессов. При реорганизации ставилась цель не снизить качество образования. В прошлом году Министерство образования и науки проводило согласительные комиссии, совещания с каждым муниципалитетом и рассматривало буквально каждую школу области, оценивая количество детей, профили обучения, безболезненность перемен как для родителей и детей, так и для педагогов. Очевидно, что процесс реорганизации идет по пути укрупнения школ старшей ступени и их профилизации с целью предоставления возможности выбора родителями и учениками образовательного учреждения. А начальная школа, по нашему мнению, должна оставаться рядом с местом жительства. На сегодняшний день действуют 26 ресурсных центров во всех муниципальных образованиях области, то есть в первую очередь мы обращаем внимание на качество образования и исходя из этой цели выстраиваем соответствующие модели.Такой же индивидуальный подход необходим при сокращении неэффективных ставок в каждом конкретном учебном заведении. Для примера можно взять должность социального педагога. Очевидно, что эта ставка совершенно необходима в коррекционном учреждении. Но в ряде случаев социальные педагоги муниципальной службы могут обслуживать несколько учреждений образования. Сокращение ставок, конечно, в первую очередь затрагивает не учителей, а обслуживающий персонал. Выходом здесь также может стать реорганизация, поскольку в последние годы из-за снижения числа учащихся школьные здания заполнены наполовину или на две трети, а количество занятых единиц и оплата труда уборщиц или дворников определяются в зависимости от площади помещений. При этом в каждом конкретном случае нужно тонко подходить к решению спорных вопросов и проводить с руководителями учреждений большую разъяснительную работу, нацеливая их на достижение главного результата деятельности школы – предоставления качественных образовательных услуг.Илья ИВАНКИН, министр образования, науки и культуры Архангельской области: – В Архангельской области сейчас параллельно идут три взаимосвязанных процесса. Первый – это реструктуризация образовательной сети, которая началась в прошлом году. Второй процесс – введение новой системы оплаты труда в образовательных учреждениях. Все государственные учреждения образования областного подчинения уже работают по НСОТ, а муниципальные переходят на новую систему постепенно, поэтапно, но к концу 2011 года тоже будут работать по НСОТ стопроцентно. Третий процесс –  повышение фонда оплаты труда работникам бюджетной сферы региона на 6,5 процента и рост в итоге заработной платы учителей в системе муниципального образования на 12-18 процентов. В Новгородской области увеличилась средняя заработная плата учителей – если в 2008 году она составляла 12162 рубля, то в 2010 году выросла до 16884 рублей. Прирост зарплаты составил 38,8 процента.Вся эта деятельность была направлена на снижение неэффективных расходов в системе образования региона. Одним из путей решения этой задачи стало уменьшение дисбаланса между основным педагогическим составом, несущим основную функцию и задачу учреждения – образовательную, и обслуживающим персоналом. Другой путь – объединение небольших школ с более крупными и создание единого юридического лица – такие примеры были в области в прошлом году. Подобные меры привели к тому, что неэффективные расходы в системе образования области, по предварительным данным, в 2010 году по сравнению с 2009-м уменьшились на 200 миллионов рублей. При этом в регионе сохраняется образовательная сеть, нет массового уменьшения количества малокомплектных школ. За последние пять лет ликвидировано только три школы, причина – фактическое отсутствие детей в отдаленных районах области из-за демографической ситуации. Позиция министерства – необходимо сокращать неэффективные расходы, но к решениям подходить взвешенно, точечно, обсуждать их с населением, проводить экспертную оценку, обязательно согласовывать программу реструктуризации образовательной сети с районными советами депутатов. Информация должна быть в открытом доступе, нельзя допускать силовых решений, но, принимая ту или иную сторону, нужно помнить две основные задачи – не ухудшить знания учеников и повысить заработную плату педагогов. Анатолий ОСИПОВ, председатель Комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области:- С 2007 года Комитет образования, науки и молодежной политики Новгородской области ведет целенаправленную работу по сокращению доли неэффективных расходов в отрасли и направлению высвободившихся средств главным образом на увеличение заработной платы работников. Благодаря комплексу предпринятых мер по оптимизации сети образовательных учреждений сегодня Новгородская область вышла на нормативное значение наполняемости классов как по городу, так и по селу. Увеличилась средняя заработная плата учителей – если в 2008 году она составляла 12162 рубля, то в 2010 году выросла до 16884 рублей. Прирост зарплаты составил 38,8 процента.Мы разработали план по сокращению неэффективных расходов в отрасли образования до 2013 года. Каждый район области, каждое образовательное учреждение знает свои показатели и работает в этом направлении. Я думаю, что сегодня нужно шире ставить задачу по сокращению неэффективных расходов в образовании. Мы должны говорить не только о низкой наполняемости классов, излишней численности учителей и прочих работников. Сегодня особенно для автономных образовательных учреждений – а их в Новгородской области 86 процентов – актуальна тема энергосбережения и привлечения внебюджетных источников к реализации государственного задания.В настоящий момент в отрасли образования Новгородской области сумма неэффективных расходов составляет 175 миллионов рублей, это чуть больше 7 процентов в объеме расходов на общее образование. В 2012 году доля неэффективных расходов должна существенно снизиться и составит 4,75 процента. Высвободившиеся от реструктуризации средства планируется направить на увеличение заработной платы учителей.От редакцииСхемы, предложенные руководителями систем образования трех регионов, имеют нечто общее. Основные направления работы – сокращение неэффективных ставок, оптимизация сети образовательных учреждений – предлагается реализовывать с учетом конкретной ситуации в каждой школе. В Новгородской области – первопроходце в отношении введения автономии – ситуацию оценили и с другой стороны. Снижение неэффективных расходов не должно быть головной болью одного только руководства региона – само образовательное учреждение, пользуясь возможностями автономии, также способно экономить внутри себя денежные средства. И это еще одно решение общей задачи.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте