search
main
0

УМК «Навигатор» учит или помогает учиться?

Вопрос отнюдь не праздный, как может показаться на первый взгляд, особенно принимая во внимание высказывание о том, что обучение редко приносит плоды кому-либо, кроме тех, кто к этому предрасположен. Оскар Уайльд вообще был убежден, что «ничему тому, что действительно следует знать, обучить нельзя». Если эти мысли справедливы, то задачей образования является выработка навыка учиться, благодаря которому школьники смогут сами себя обучать, сначала под руководством учителя, а затем, окончив школу и поступив в вуз, самостоятельно. Именно такой подход, направленный на формирование умения учиться, и предлагают авторы учебно-методического комплекта «Навигатор».

Основав серию «Навигатор» в 2008 году, издательство «Дрофа» решилось на смелый и рискованный шаг. Такого учебника, где бы ученикам предоставлялись столь широкие возможности для самостоятельного получения знаний, выбора своего уровня, еще не было. Но, выпустив вначале комплекты для учащихся 6 и 10 классов общеобразовательной школы и собрав первые отзывы от учителей-практиков, можно заключить, что подобный методический подход получил признание в педагогической среде. Он соответствует современным требованиям, предъявляемым к учебным материалам, – наглядность и образность, информативность и доступность изложения сочетаются в нем с четкостью и структурированностью материала, возможностью развития заинтересованности и углубления знаний, наличием средств и способов контроля и самоконтроля за усвоением учебного материала. Важным качеством является также и лаконичность изложения учебного материала.

К новому учебному году вышел в свет учебно-методический комплект для 7 класса. Программный материал для учащихся этого класса особенно объемен и разносторонен, что не могло не отразиться на комплекте. Как и в предыдущих УМК, основными модулями по-прежнему остаются учебник-навигатор и мультимедийное учебное пособие. Но и тот и другой продукт имеют свои особенности, обусловленные тематикой курса – многообразием живых организмов. В целом сохраняя верность выбранной стратегии, тем не менее произошла модификация как самой навигации, так и структуры мультимедийного учебного пособия. Навигация, с одной стороны, стала лаконичнее, а с другой – глубже и содержательнее. Сохранив подразделение всего массива информации на основной и дополнительный материал посредством цветовой индикации, в учебник-навигатор введена также маркировка терминов и понятий разным шрифтом. Прямым шрифтом обозначены абстрактные понятия, курсивом выделены названия биологических объектов и систематических категорий. Это позволит учащимся четко отделять конкретные биологические объекты от абстракций. Подобный подход, несомненно, способствует выработке у школьников аналитических способностей, поскольку, поняв принцип такой семиотики, они в дальнейшем сами смогут отличить одно понятие от другого просто по аналогии, которая для учащихся данной возрастной категории является самым доступным методическим приемом познания. Термины и понятия, отраженные в мультимедийном учебном пособии, вынесены на поля. При этом каждый информационный объект имеет свой идентификационный номер, по которому его легко найти на диске. Для этого в мультимедийной составляющей комплекта предусмотрено поисковое окно как для номера объекта, так и для его полного наименования. Свой индивидуальный номер имеют не только информационные объекты, но и обучающие и проверочные интерактивы. Важно подчеркнуть, что значимость объекта (относится он к основному материалу или дополнительному) кроме цвета шрифта в тексте промаркирована также на полях в виде квадрата, который может быть закрашенным (основной материал) или пустым (дополнительный материал). Подобное дублирование является еще одним приемом, повышающим заинтересованность учащихся при работе с комплектом и эффективность навигации. Поскольку все без исключения информационные ресурсы имеют текстовое сопровождение (определение и пояснения) и статичную иллюстрацию, при вынесении объектов на поля учебника решено ограничить обозначение типа информационного объекта (текст, рисунок, схема, таблица, анимация, видео и т. д.) только знаком, маркирующим динамику происходящего на экране компьютера (анимация, видео, слайд-шоу). Еще одной новацией является цветовая индикация учебных разделов (царств живой природы), благодаря которой учащиеся могут ориентироваться в систематическом положении изучаемой группы живых организмов. Цвет сопровождает не только названия разделов, но и сами объекты, вынесенные на поля и отраженные в соответствующих квадратах, ассоциированных как с информационными ресурсами, так и со средствами проверки знаний, помещенными в таблице в конце учебного раздела. Специфика курса, большой объем информации и методическая необходимость выделения общей характеристики царств и крупных систематических групп живых организмов привели к еще одной сложности – своеобразной структурированности материала и отсутствию его подразделения на привычные пронумерованные параграфы. Поэтому материал структурирован по систематическому признаку – кроме цветовой индикации в учебник-навигатор включены схемы, предваряющие каждое изучаемое царство, которые представляют собой краткий систематический обзор, а также схемы-навигаторы в конце изучения каждого тематического раздела. Это позволяет, с одной стороны, предварительно ознакомить учащихся с кругом вопросов и многообразием живых организмов, которые предстоит изучить, причем в соответствии с их систематикой, а с другой стороны, поможет повторить и систематизировать изученное. Именно благодаря схемам-навигаторам, а также традиционным контрольным вопросам и итоговой таблице с заданиями, отсылающей к печатному или мультимедийному носителю, и структурируется материал учебника по тематическим разделам, которые соответствуют традиционным параграфам. Значительный объем материала, предусмотренный программой, пришлось разделить на два учебника. В одном сосредоточена информация о бактериях, грибах, растениях и вирусах, а другой полностью посвящен царству животных.

Мультимедийная составляющая комплекта как по структуре, так и по методическим приемам полностью соответствует учебнику-навигатору. В ней, как и в печатном носителе, применен принцип двойной навигации: цвет раздела соответствует таковому в учебнике, а каждый информационный объект сопровождается закрашенным или пустым квадратом соответствующего цвета (основной или дополнительный материал). Кроме того, интерфейс наглядного пособия позволяет по-разному структурировать изучаемый материал: и по дидактическому принципу (основной материал, дополнительный, упражнения), и по систематическому, то есть по порядку расположения объектов в учебнике-навигаторе (в виде общего содержания). Имеются два поисковых окна: одно для ввода номера объекта, а другое – для его полного названия. Поиск является взаимозаменяемым и не требует заполнения обоих окон. В одном из окон главной страницы расположена общая схема, показывающая деление мира живых организмов на царства. Наконец, нельзя не отметить еще один инновационный подход, предусмотренный в мультимедийном пособии, – это возможность задавать индивидуальную образовательную траекторию для каждого учащегося. В этом случае учитель может заранее отметить те мультимедийные ресурсы (как информационные, так и проверочные), с которыми должен ознакомиться ученик в соответствии с его уровнем подготовки и степенью заинтересованности в предмете. При загрузке этой траектории у себя на компьютере каждый учащийся видит необходимые ему объекты в сопровождении закрашенных квадратов, тогда как другие объекты маркированы пустыми квадратами. Необходимо подчеркнуть, что такая траектория может задаваться как для всего курса в целом, так и для конкретного раздела. Важно и то, что подобный индивидуальный план может быть адресован не только ученику. Сам учитель при подготовке к уроку по той или иной теме имеет возможность отметить объекты, которые ему понадобятся на определенном этапе урока (при объяснении нового материала, его закреплении или контроле уровня знаний). Пособие включает в себя большой объем дополнительной информации как текстовой, так и в виде ссылок на интернет-ресурсы, с которой ученики могут ознакомиться в свободное время или при подготовке реферативных сообщений. Не забыли разработчики комплекта и о здоровьесберегающих технологиях обучения. Как и в предыдущих учебных изданиях, предназначенных для учащихся 6 и 10 классов, при работе с диском происходит автоматический отсчет времени, и по истечении рекомендованного лимита часы окрашиваются в красный цвет, напоминая о необходимости перерыва в работе с компьютером.

Несмотря на то что комплект рассчитан в первую очередь на учащихся, которые благодаря природному любопытству и уже имеющейся компьютерной компетенции легко разберутся в навигации, по-прежнему важной остается роль учителя. Именно он должен не допустить хаотичного блуждания ученика по информационным ресурсам, а направить в ту колею, пройдя по которой каждый школьник самостоятельно достигнет необходимого результата – приобретет знания. Но следует помнить, что, частично освободив учителя от временных затрат на поиск необходимой для урока информации, дидактических и методических ресурсов, комплект возлагает на него функцию проводника, который направляет любознательного ученика в нужную сторону, проводя его по дебрям науки и помогая осуществить поиск необходимой информации. С найденной информацией учащийся будет работать сам, при необходимости привлекая дополнительные источники, если почувствует в ходе проверки усвоения материала необходимость расширения конкретных знаний или общего кругозора. Именно такой подход и предполагает работа с комплектом. Мультимедийное учебное пособие разработано в современном дизайне и представляет собой учебный продукт, ориентированный на данную возрастную категорию. Если же сценарий самостоятельного обучения окажется нереализованным, учитель всегда имеет возможность построить урок по традиционной схеме, используя представленные мультимедийные технологии по своему усмотрению.

Таким образом, предлагаемый инновационный учебно-методический комплект для учащихся 7 класса общеобразовательной школы предоставляет широкие возможности как для учителя, так и для учеников. Ребята, благодаря самостоятельно выбранной траектории и воспользовавшись имеющейся навигацией, сумеют доплыть до нужного результата, используя данную разработку ad discendum, non ad docendum (для изучения, а не для поучения).

Николай БАБИЧЕВ, кандидат биологических наук, учитель биологии

Обратная связь

Основным достоинством использования в процессе преподавания биологии УМК «Навигатор», на мой взгляд, является то, что дана возможность сформировать у школьников первичные представления о главных биологических понятиях на основе наглядно-образного мышления, а также реализовать индивидуальные, активные по характеру действия, обращаясь к интерактивным методам обучения. Ученик может самостоятельно управлять процессом познания, извлекать необходимую информацию для решения учебных задач. Наличие ориентационной системы поиска необходимых сведений дает ему возможность продвигаться в удобном режиме по индивидуальному маршруту. Кроме того, «Навигатор» обеспечивает формирование таких логических операций, как анализ и синтез, классификация, сравнение по заданным критериям. После изучения двух основных тем мои учащиеся выполняли тестовые задания разного уровня сложности – эта деятельность предполагала использование выше перечисленных логических операций. И сравнительный анализ процента качества обучения показал положительную динамику применения навыков логического мышления при выполнении учебных задач.

Марина ОДАНОВИЧ, лицей №8 «Олимпия», кандидат педагогических, Волгоград

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте