Для родителей важны советы специалистов в области здоровьесбережения. Если школа понимает это, то старается привлечь к совместной работе тех, чье мнение авторитетно для семей его учеников. Например, на сайте образовательного центра «Газпром» открыта школа для родителей, в которой работает академик РАО, доктор биологических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна БЕЗРУКИХ. Марьяна Михайловна ведет с родителями разговор о самых важных и насущных проблемах, например, о том, как выстраивать отношения с современными детьми.
В проблемах общения родителей с детьми написаны тома, но эта тема во все времена волновала и волнует родителей. Разумеется, каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности организации нервной системы, которые определяют его возбудимость, активность, реакцию на требования и замечания родителей, его способность соответствовать этим требованиям. Эти же особенности в значительной степени определяют реакцию детей в дошкольном и младшем школьном возрасте на эмоциональное и интеллектуальное напряжение, однако любые индивидуальные особенности ребенка могут усиливаться или сглаживаться ситуацией в семье, отношением взрослых к нему и отношением взрослых между собой. В последние десятилетия существенно изменилась общая социокультурная ситуация развития детей, меняется и ситуация жизни ребенка в семье.Специалисты выделяют факторы, негативно влияющие на взаимоотношения детей и родителей, обедняющих контакты детей и родителей, ограничивающих или затрудняющих общение. К числу этих факторов можно отнести высокую занятость родителей, резкое ограничение времени общения с детьми (некоторые исследователи указывают, что это время в течение дня не превышает получаса). Хочу подчеркнуть, это время непосредственного общения, разговор с ребенком (сюда не относится выяснение отношений, нотации, упреки), совместная прогулка (только не такая, когда взрослые заняты собой, а ребенок сам по себе), это чтение и обсуждение книг, это взаимная помощь при выполнении домашних дел. Важно даже не то, что делают вместе взрослые и ребенок, а то, как общаются. К сожалению, довольно часто общение родителей и ребенка – переход одной крайности к другой по принципу «к сердцу прижмет – к черту пошлет». Сегодня могут выполнять все капризы и требования ребенка, а завтра он может быть наказан за небольшой проступок, причем наказание нередко бывает жестоким и неадекватным.Недавно с большой группой родителей младших школьников мы обсуждали, как и почему наказывают детей. Оказалось, что главная причина наказаний – проблемы в школе (оценки, которые не удовлетворяют взрослых, жалобы учителя). Чаще всего ребенок не виноват в этих проблемах, задача взрослых – родителей и учителя – разобраться в проблемах и найти пути помощи. В этих случаях наказание ухудшает физическое и психологическое состояние, провоцирует страх очередной неудачи и наказания, повышает тревожность. Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, беспокойства, переживания различных негативных ситуаций, которые воспринимаются как угрожающие. Исследования показывают, что дети со школьными проблемами в младших классах имеют повышенную тревожность, которая сочетается с заниженной самооценкой. Дети с повышенной тревожностью очень внимательны не только к своим оценкам, но и к оценкам других детей. Неудовлетворительные или негативные оценки других они используют для собственного оправдания («а у Пети тоже тройка…» или «у нас в классе все получили двойки по контрольной»). Неудачникам очень нужен успех, они (когда неудачи только начинаются) очень ждут его, поэтому одна из главных задач учителя – дать почувствовать успех ребенку со школьными проблемами. Это может быть самое простое задание, которое ребенок не может не выполнить, но за него нужно похвалить, подбодрить. Считается, что повышенная тревожность возникает при стойком эмоциональном неблагополучии, а значит, важно разделить сами проблемы ребенка и те отрицательные эмоции, которые он испытывает (но не должен испытывать). Это положение важно зафиксировать – ребенок со школьными трудностями не должен испытывать эмоциональный дискомфорт. Больше того, эмоциональный дискомфорт может создать условия для возникновения дополнительных школьных проблем, во всяком случае есть цепочка «эмоциональный дискомфорт – школьные трудности – невроз».Часто встречающийся повод для наказаний – плохое выполнение домашних заданий («долго сидит, но ничего не сделано», «все делает тяп-ляп, лишь бы быстрее», «не хочет садиться за уроки», «быстро отвлекается»). Варианты недовольства родителей сильно не различаются. Но… ребенок не может сам научиться организовать эффективную работу, его нужно этому учить. Еще одна причина недовольства родителей – это довольно размытая характеристика «не слушается». Действительно, это частая жалоба родителей, но просьба конкретизировать ситуацию, форму требований взрослого показывает, что под «слушается» родители понимают беспрекословное и сиюминутное исполнение любого требования от «иди готовить уроки» до «пора спать». При этом форма обращения к ребенку больше напоминает команду, а при отсутствии моментальной реакции команда повторяется более строго или уже с угрозами. Стоит отметить, что старшие дошкольники и младшие школьники в силу своих физиологических возможностей не могут моментально переключаться, включаться в новый вид деятельности и после «иди», «делай», «читай» или «пиши» должно пройти какое-то время (хотя бы 3-5 минут) до реального выполнения. Чаще всего этого времени нет, современные дети живут в ситуации цейтнота, бесконечной ситуации спешки. Это не их вина, это вина взрослых, которые не хотят или просто не умеют рационально организовать жизнь ребенка. Так за что его наказывать? То, как наказывают, требует особого разговора. К сожалению, насилие в семье совсем не редкость. Но сложность в том, что насилием в наших семьях считается не просто жесткое, но жестокое отношение к ребенку, когда «бьют смертным боем», «не кормят», «ограничивают во всем». Думаю, каждому родителю важно понимать, что по характеристикам ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) к насилию над детьми относятся:- речевые атаки (это то, что очень любят наши родители);- унижение (брошенное ребенку между прочим «ты полный балбес» или «даже дурак это умеет» – типичный вариант унижения, который унижением не считают);- неадекватные требования (желания родителей и их требования быть успешным и в обычной школе, и в музыкальной, и на занятиях иностранным языком, и в спорте, что далеко не всегда по силам). Ситуации, когда успехи детей не соответствуют притязаниям родителей, могут быть различными. Бывает, что ребенка только за то, что он считает себя хуже всех, отторгают эмоционально, психологически, наказывают физически. Ему же необходима поддержка не только интеллектуальная (позволяющая преодолеть проблемы в этом виде деятельности), но и эмоциональная, психологическая. Без нее такое преодоление, даже при эффективной помощи в деятельности будет затруднено;- наказания (у детей разная чувствительность, один воспримет как наказание неприязнь во взгляде, другой, кажется, не реагирует на шлепок, но гораздо эффективнее подчеркнуть, похвалить за то, что хорошо, чем наказывать за то, что плохо);- запугивание, манипуляция чувствами ребенка. Представим себе ситуацию, когда мама принимает все близко к сердцу, легко расстраивается, тревожится за ребенка. Она беспокоится, что он опоздает в школу, волнуется, если он не успел что-то сделать, переживает, что соседский Коля учится гораздо лучше ее сына. Она старается во всем помочь, вместе с ним делает уроки и очень огорчается, если все равно нет желаемой оценки. «Нет, ничего ему не говорю, не ругаю, но, когда открываю тетрадь, обязательно от огорчения охну и с трудом слезы сдерживаю. Но вы подумайте, он (ребенок) и не реагирует, ему-то все равно». А ребенок (второклассник) отдельно от мамы рассказывает: «Я очень боюсь ее расстроить, так боюсь, что даже когда пишу диктант, думаю, вот сделаю ошибку, поставят двойку, а она потом почти плачет». Мальчик и мама живут вдвоем, очень привязаны друг к другу, но ребенок оказался более чутким и внимательным, страх перед неудачей, боязнь огорчить маму сковывают его, мешают спокойно работать, вызывают дополнительные трудности. Фактически мама сама боится школьных проблем и драматизирует ситуацию, а у ребенка появляется чувство неуверенности в своих силах, знаниях и еще страх и тревожность. Насилие рождает страх, враждебность, и не стоит удивляться этим эмоциям детей. Страх самая сильная и наиболее опасная отрицательная эмоция. Страх рождает чувство неуверенности, ненадежности, незащищенности. Ребенок ощущает угрозу своему существованию: физическому телу, психологическому «я». В школе чаще встречается последнее – угроза психологическому «я». Страх оказывает отрицательное воздействие на восприятие, мышление, поведение ребенка. Страх сковывает, заставляя ребенка забыть даже то, что он хорошо знает. Именно страх (неудачи, плохой оценки, недовольства взрослых) часто становится причиной неудовлетворительных оценок при ответе у доски, на контрольных и на экзаменах. Чем больше волнуется ребенок, чем больше боится плохой оценки или наказания родителей, тем хуже результаты. Страх – рычаг давления, который часто используют родители. Ребенок может смириться, но чаще ломается, вот цена подчинения;- стыд – еще одна эмоция, характерная для детей с трудностями обучения. «Я никудышный, плохой, неумеха». «Я мамин позор». «Я самый плохой в классе». Это характеристики детей 7-8 лет, имеющих трудности обучения письму и чтению. Дети, испытывающие стыд, кажутся себе беспомощными, ощущают чувства неудачи, поражения, нередко эти чувства переходят в депрессию, подавленность, угнетенность. Ни родитель, ни учитель не только не могут, но и не имеют права создавать у ребенка ощущение стыда из-за школьных неудач. Наоборот, они должны быть доброжелательными, готовыми (и умеющими) прийти на помощь, знать и уметь предложить способ решения возникающих проблем и дать ребенку уверенность, что проблемы можно преодолеть;- страдание – еще одна эмоция, доминирующая при горе и депрессии. Считается, что это совсем не детская эмоция. Однако ребенок тоже может ощущать одиночество, жалость к себе, он может считать, что его никто не любит, не понимает. Ребенок со школьными проблемами чаще всего страдает и от непонимания учителя, и от непонимания родителей, особенно в тех случаях, когда они демонстрируют собственные переживания из-за этих проблем. Страдание ребенка требует не только сочувствия, сострадания, но еще больше помощи, активного преодоления причин страдания, готовности прийти на помощь, дать ощущение веры в себя;- враждебность ребенка по отношению к взрослым, как правило, вторична. Это ответная реакция, стремление осознанно или неосознанно наказать родителей и учителя (чаще это нарушение дисциплины), на враждебность, на унижение, наказание (особенно в тех случаях, когда ребенок считает их несправедливыми) и насмешки. Дети, растущие в атмосфере понимания, заботы и доброты, дети, которые не испытывают постоянного страха наказания, дети, которых не унижают, не становятся злыми и агрессивными. Поэтому главный способ борьбы с агрессией – внимательное и доброжелательное отношение, ровный тон, спокойствие в самых критических ситуациях. Долго испытываемые эмоции враждебности, как правило, приводят к агрессии, агрессивным вспышкам.И что же? «Во всем потакать, соломку подкладывать? Какими же борцами они вырастут?» Это возражение как оправдание собственной жесткости тоже типично. Родители могут быть и строгими, и требовательными, и сочувствующими, понимающими. Ни родители, ни учитель не имеют права на унижение ребенка, злость, мстительность. Впрочем, это недостойно по отношению к любому человеку. Несправедливость, унижение ребенок иногда помнит всю жизнь.Есть несколько типичных ошибок, которые мешают общению, нарушают взаимопонимание взрослых и детей:- взрослые редко обращают внимание на то, как они разговаривают с ребенком, чаще всего тон, мимика, выражение лица отражают нетерпение, раздражение, гнев. Ребенок любого возраста чутко реагирует на тон, мимику, выражение глаз. Можно говорить самые правильные слова, но если в вашем тоне нетерпение и злость, ребенок не слышит слов, а видит ваше отношение к нему, чувствует лишь агрессию и враждебность;- взрослые часто не видят ничего особенного в насмешках и даже издевке. Причиной насмешек могут быть и поведение, и внешний облик, и любые неудачи. Насмешка может быть не явной, это как раз тот случай, когда именно тон делает фразу. Когда вы с пренебрежением смотрите и говорите своему сыну: «Ну на кого ты похож, чучело?», всем своим видом показывая неприятие, или с усмешкой говорите дочери: «Лучше бы уроки учила, все равно от этой твоей зарядки никакого толка», вы унижаете ребенка и рискуете потерять его доверие;- еще один вариант негативного общения с ребенком – ледяной тон, намеренное безразличие, избегание. «Я никогда не ругаю его за плохие оценки, – рассказывает мне мама пятиклассника. – Просто не разговариваю с ним, пока не исправит. Но раньше это помогало, а теперь он, похоже, совсем от этого не страдает». Это очень типичная ситуация. Малышей лет до 7-8 намеренное безразличие очень огорчает, но, становясь старше, они привыкают к невниманию и пренебрежению взрослых, перестают нуждаться в их заботе, внимании, поддержке. «Не твое дело» – это самый мягкий вариант ответа, с которым столкнутся эти родители очень скоро.Как найти эффективную форму общения с детьми?В разговоре с ребенком, даже самом неприятном, следует оставаться спокойным, не давать воли гневу, злости, раздражению, иначе самые добрые слова будут восприниматься как репрессивные меры. Ледяной тон, холодный взгляд, насмешки, мрачность и враждебность в общении (даже без резких слов) отталкивают ребенка, разрушают общение. Для эффективного общения необходимы желание, установка доброжелательной вежливости. Это спокойный тон, дружелюбный вид, мягкость во взгляде. Необходимо научиться контролировать, оценивать свое общение с ребенком. Ключ к успеху – спокойствие и доброжелательность. Родители часто рассказывают: «Я очень люблю своего ребенка, но постоянно срываюсь, кричу, наказываю, потом приходится замаливать грехи, а он этим пользуется. Что делать?» Это типичная ситуация, с ней сталкивается, пожалуй, каждый взрослый. Попробуем разобраться в том, что такое родительская любовь, изменяются ли ее проявления на разных этапах развития ребенка? Но сначала я хочу напомнить широко известные в 60-х годах прошлого века опыты с человекообразными обезьянами, когда у маленьких обезьянок отобрали маму и заменили ее суррогатными, причем двумя. Одна была из колючей проволоки, но кормила, а другая не кормила, но была мягкой, теплой. Обезьянки предпочли не ту, которая кормит, а теплую и мягкую. Результаты этого эксперимента – ответ на частую жалобу взрослых: «Я все делаю для него, а он…» Под «все» чаще понимают – накормить, одеть, обуть, создать условия для занятий. Но ребенку вне зависимости от возраста необходимы понимание, ласка, внимание, сопереживание. Доказано, что трехмесячный малыш уже реагирует на выражение лица мамы, и если оно становится каменным, малыш ощущает тревогу. Чем старше ребенок, тем сильнее он реагирует на раздражение, злость, жестокость и унижение. Даже если это перемежается проявлениями внимания, подарками, исполнением любых желаний.«Ну и что же? Во всем потакать? Сядет же на голову!» Нет, ни в коем случае не потакать, но это и не родительское «как я сказал, так и будет», а обсуждение любых проблем, желание высказать и понять аргументы ребенка. Можно быть строгими, но не злыми и жестокими, можно быть требовательными (но требования должны быть разумными и адекватными возможностям детей) и не унижать ребенка при неудаче, можно волноваться, беспокоиться, но не раздражаться.Ребенку необходимы взаимодействие, участие, поддержка и понимание в трудных ситуациях. Он должен быть уверен, что мы, взрослые, поймем, поможем, даже если он совершит ошибку.Психологический контакт со взрослыми, доверие, их отзывчивость и благожелательность одинаково важны и для малышей, и для подростков. Не стоит считать, что бесследно проходит сказанное шестилетнему или двенадцатилетнему: «Уйди, видеть тебя не могу». Такие ситуации разрушают привязанность, любовь ребенка, а восстанавливать ее гораздо сложнее.Ребенку обязательно нужно говорить о своей любви, но слова не должны расходиться с действиями, поступками и требованиями взрослых, иначе ребенок не будет уверен, что это любовь.Для родителей важны советы специалистов в области здоровьесбережения. Если школа понимает это, то старается привлечь к совместной работе тех, чье мнение авторитетно для семей его учеников. Например, на сайте образовательного центра «Газпром» открыта школа для родителей, в которой работает академик РАО, доктор биологических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна БЕЗРУКИХ. Марьяна Михайловна ведет с родителями разговор о самых важных и насущных проблемах, например, о том, как выстраивать отношения с современными детьми.О проблемах общения родителей с детьми написаны тома, но эта тема во все времена волновала и волнует родителей. Разумеется, каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности организации нервной системы, которые определяют его возбудимость, активность, реакцию на требования и замечания родителей, его способность соответствовать этим требованиям. Эти же особенности в значительной степени определяют реакцию детей в дошкольном и младшем школьном возрасте на эмоциональное и интеллектуальное напряжение, однако любые индивидуальные особенности ребенка могут усиливаться или сглаживаться ситуацией в семье, отношением взрослых к нему и отношением взрослых между собой. В последние десятилетия существенно изменилась общая социокультурная ситуация развития детей, меняется и ситуация жизни ребенка в семье.Специалисты выделяют факторы, негативно влияющие на взаимоотношения детей и родителей, обедняющих контакты детей и родителей, ограничивающих или затрудняющих общение. К числу этих факторов можно отнести высокую занятость родителей, резкое ограничение времени общения с детьми (некоторые исследователи указывают, что это время в течение дня не превышает получаса). Хочу подчеркнуть, это время непосредственного общения, разговор с ребенком (сюда не относится выяснение отношений, нотации, упреки), совместная прогулка (только не такая, когда взрослые заняты собой, а ребенок сам по себе), это чтение и обсуждение книг, это взаимная помощь при выполнении домашних дел. Важно даже не то, что делают вместе взрослые и ребенок, а то, как общаются. К сожалению, довольно часто общение родителей и ребенка – переход одной крайности к другой по принципу «к сердцу прижмет – к черту пошлет». Сегодня могут выполнять все капризы и требования ребенка, а завтра он может быть наказан за небольшой проступок, причем наказание нередко бывает жестоким и неадекватным.Недавно с большой группой родителей младших школьников мы обсуждали, как и почему наказывают детей. Оказалось, что главная причина наказаний – проблемы в школе (оценки, которые не удовлетворяют взрослых, жалобы учителя). Чаще всего ребенок не виноват в этих проблемах, задача взрослых – родителей и учителя – разобраться в проблемах и найти пути помощи. В этих случаях наказание ухудшает физическое и психологическое состояние, провоцирует страх очередной неудачи и наказания, повышает тревожность. Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, беспокойства, переживания различных негативных ситуаций, которые воспринимаются как угрожающие. Исследования показывают, что дети со школьными проблемами в младших классах имеют повышенную тревожность, которая сочетается с заниженной самооценкой. Дети с повышенной тревожностью очень внимательны не только к своим оценкам, но и к оценкам других детей. Неудовлетворительные или негативные оценки других они используют для собственного оправдания («а у Пети тоже тройка…» или «у нас в классе все получили двойки по контрольной»). Неудачникам очень нужен успех, они (когда неудачи только начинаются) очень ждут его, поэтому одна из главных задач учителя – дать почувствовать успех ребенку со школьными проблемами. Это может быть самое простое задание, которое ребенок не может не выполнить, но за него нужно похвалить, подбодрить. Считается, что повышенная тревожность возникает при стойком эмоциональном неблагополучии, а значит, важно разделить сами проблемы ребенка и те отрицательные эмоции, которые он испытывает (но не должен испытывать). Это положение важно зафиксировать – ребенок со школьными трудностями не должен испытывать эмоциональный дискомфорт. Больше того, эмоциональный дискомфорт может создать условия для возникновения дополнительных школьных проблем, во всяком случае есть цепочка «эмоциональный дискомфорт – школьные трудности – невроз».Часто встречающийся повод для наказаний – плохое выполнение домашних заданий («долго сидит, но ничего не сделано», «все делает тяп-ляп, лишь бы быстрее», «не хочет садиться за уроки», «быстро отвлекается»). Варианты недовольства родителей сильно не различаются. Но… ребенок не может сам научиться организовать эффективную работу, его нужно этому учить. Еще одна причина недовольства родителей – это довольно размытая характеристика «не слушается». Действительно, это частая жалоба родителей, но просьба конкретизировать ситуацию, форму требований взрослого показывает, что под «слушается» родители понимают беспрекословное и сиюминутное исполнение любого требования от «иди готовить уроки» до «пора спать». При этом форма обращения к ребенку больше напоминает команду, а при отсутствии моментальной реакции команда повторяется более строго или уже с угрозами. Стоит отметить, что старшие дошкольники и младшие школьники в силу своих физиологических возможностей не могут моментально переключаться, включаться в новый вид деятельности и после «иди», «делай», «читай» или «пиши» должно пройти какое-то время (хотя бы 3-5 минут) до реального выполнения. Чаще всего этого времени нет, современные дети живут в ситуации цейтнота, бесконечной ситуации спешки. Это не их вина, это вина взрослых, которые не хотят или просто не умеют рационально организовать жизнь ребенка. Так за что его наказывать? То, как наказывают, требует особого разговора. К сожалению, насилие в семье совсем не редкость. Но сложность в том, что насилием в наших семьях считается не просто жесткое, но жестокое отношение к ребенку, когда «бьют смертным боем», «не кормят», «ограничивают во всем». умаю, каждому родителю важно понимать, что по характеристикам ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) к насилию над детьми относятся:- речевые атаки (это то, что очень любят наши родители);- унижение (брошенное ребенку между прочим «ты полный балбес» или «даже дурак это умеет» – типичный вариант унижения, который унижением не считают);- неадекватные требования (желания родителей и их требования быть успешным и в обычной школе, и в музыкальной, и на занятиях иностранным языком, и в спорте, что далеко не всегда по силам). Ситуации, когда успехи детей не соответствуют притязаниям родителей, могут быть различными. Бывает, что ребенка только за то, что он считает себя хуже всех, отторгают эмоционально, психологически, наказывают физически. Ему же необходима поддержка не только интеллектуальная (позволяющая преодолеть проблемы в этом виде деятельности), но и эмоциональная, психологическая. Без нее такое преодоление, даже при эффективной помощи в деятельности будет затруднено;- наказания (у детей разная чувствительность, один воспримет как наказание неприязнь во взгляде, другой, кажется, не реагирует на шлепок, но гораздо эффективнее подчеркнуть, похвалить за то, что хорошо, чем наказывать за то, что плохо);- запугивание, манипуляция чувствами ребенка. Представим себе ситуацию, когда мама принимает все близко к сердцу, легко расстраивается, тревожится за ребенка. Она беспокоится, что он опоздает в школу, волнуется, если он не успел что-то сделать, переживает, что соседский Коля учится гораздо лучше ее сына. Она старается во всем помочь, вместе с ним делает уроки и очень огорчается, если все равно нет желаемой оценки. «Нет, ничего ему не говорю, не ругаю, но, когда открываю тетрадь, обязательно от огорчения охну и с трудом слезы сдерживаю. Но вы подумайте, он (ребенок) и не реагирует, ему-то все равно». А ребенок (второклассник) отдельно от мамы рассказывает: «Я очень боюсь ее расстроить, так боюсь, что даже когда пишу диктант, думаю, вот сделаю ошибку, поставят двойку, а она потом почти плачет». Мальчик и мама живут вдвоем, очень привязаны друг к другу, но ребенок оказался более чутким и внимательным, страх перед неудачей, боязнь огорчить маму сковывают его, мешают спокойно работать, вызывают дополнительные трудности. Фактически мама сама боится школьных проблем и драматизирует ситуацию, а у ребенка появляется чувство неуверенности в своих силах, знаниях и еще страх и тревожность. Насилие рождает страх, враждебность, и не стоит удивляться этим эмоциям детей. Страх самая сильная и наиболее опасная отрицательная эмоция. Страх рождает чувство неуверенности, ненадежности, незащищенности. Ребенок ощущает угрозу своему существованию: физическому телу, психологическому «я». В школе чаще встречается последнее – угроза психологическому «я». Страх оказывает отрицательное воздействие на восприятие, мышление, поведение ребенка. Страх сковывает, заставляя ребенка забыть даже то, что он хорошо знает. Именно страх (неудачи, плохой оценки, недовольства взрослых) часто становится причиной неудовлетворительных оценок при ответе у доски, на контрольных и на экзаменах. Чем больше волнуется ребенок, чем больше боится плохой оценки или наказания родителей, тем хуже результаты. Страх – рычаг давления, который часто используют родители. Ребенок может смириться, но чаще ломается, вот цена подчинения;- стыд – еще одна эмоция, характерная для детей с трудностями обучения. «Я никудышный, плохой, неумеха». «Я мамин позор». «Я самый плохой в классе». Это характеристики детей 7-8 лет, имеющих трудности обучения письму и чтению. Дети, испытывающие стыд, кажутся себе беспомощными, ощущают чувства неудачи, поражения, нередко эти чувства переходят в депрессию, подавленность, угнетенность. Ни родитель, ни учитель не только не могут, но и не имеют права создавать у ребенка ощущение стыда из-за школьных неудач. Наоборот, они должны быть доброжелательными, готовыми (и умеющими) прийти на помощь, знать и уметь предложить способ решения возникающих проблем и дать ребенку уверенность, что проблемы можно преодолеть;- страдание – еще одна эмоция, доминирующая при горе и депрессии. Считается, что это совсем не детская эмоция. Однако ребенок тоже может ощущать одиночество, жалость к себе, он может считать, что его никто не любит, не понимает. Ребенок со школьными проблемами чаще всего страдает и от непонимания учителя, и от непонимания родителей, особенно в тех случаях, когда они демонстрируют собственные переживания из-за этих проблем. Страдание ребенка требует не только сочувствия, сострадания, но еще больше помощи, активного преодоления причин страдания, готовности прийти на помощь, дать ощущение веры в себя;- враждебность ребенка по отношению к взрослым, как правило, вторична. Это ответная реакция, стремление осознанно или неосознанно наказать родителей и учителя (чаще это нарушение дисциплины), на враждебность, на унижение, наказание (особенно в тех случаях, когда ребенок считает их несправедливыми) и насмешки. Дети, растущие в атмосфере понимания, заботы и доброты, дети, которые не испытывают постоянного страха наказания, дети, которых не унижают, не становятся злыми и агрессивными. Поэтому главный способ борьбы с агрессией – внимательное и доброжелательное отношение, ровный тон, спокойствие в самых критических ситуациях. Долго испытываемые эмоции враждебности, как правило, приводят к агрессии, агрессивным вспышкам.И что же? «Во всем потакать, соломку подкладывать? Какими же борцами они вырастут?» Это возражение как оправдание собственной жесткости тоже типично. Родители могут быть и строгими, и требовательными, и сочувствующими, понимающими. Ни родители, ни учитель не имеют права на унижение ребенка, злость, мстительность. Впрочем, это недостойно по отношению к любому человеку. Несправедливость, унижение ребенок иногда помнит всю жизнь.Есть несколько типичных ошибок, которые мешают общению, нарушают взаимопонимание взрослых и детей:- взрослые редко обращают внимание на то, как они разговаривают с ребенком, чаще всего тон, мимика, выражение лица отражают нетерпение, раздражение, гнев. Ребенок любого возраста чутко реагирует на тон, мимику, выражение глаз. Можно говорить самые правильные слова, но если в вашем тоне нетерпение и злость, ребенок не слышит слов, а видит ваше отношение к нему, чувствует лишь агрессию и враждебность;- взрослые часто не видят ничего особенного в насмешках и даже издевке. Причиной насмешек могут быть и поведение, и внешний облик, и любые неудачи. Насмешка может быть не явной, это как раз тот случай, когда именно тон делает фразу. Когда вы с пренебрежением смотрите и говорите своему сыну: «Ну на кого ты похож, чучело?», всем своим видом показывая неприятие, или с усмешкой говорите дочери: «Лучше бы уроки учила, все равно от этой твоей зарядки никакого толка», вы унижаете ребенка и рискуете потерять его доверие;- еще один вариант негативного общения с ребенком – ледяной тон, намеренное безразличие, избегание. «Я никогда не ругаю его за плохие оценки, – рассказывает мне мама пятиклассника. – Просто не разговариваю с ним, пока не исправит. Но раньше это помогало, а теперь он, похоже, совсем от этого не страдает». Это очень типичная ситуация. Малышей лет до 7-8 намеренное безразличие очень огорчает, но, становясь старше, они привыкают к невниманию и пренебрежению взрослых, перестают нуждаться в их заботе, внимании, поддержке. «Не твое дело» – это самый мягкий вариант ответа, с которым столкнутся эти родители очень скоро.Как найти эффективную форму общения с детьми?В разговоре с ребенком, даже самом неприятном, следует оставаться спокойным, не давать воли гневу, злости, раздражению, иначе самые добрые слова будут восприниматься как репрессивные меры. Ледяной тон, холодный взгляд, насмешки, мрачность и враждебность в общении (даже без резких слов) отталкивают ребенка, разрушают общение. Для эффективного общения необходимы желание, установка доброжелательной вежливости. Это спокойный тон, дружелюбный вид, мягкость во взгляде. Необходимо научиться контролировать, оценивать свое общение с ребенком. Ключ к успеху – спокойствие и доброжелательность. Родители часто рассказывают: «Я очень люблю своего ребенка, но постоянно срываюсь, кричу, наказываю, потом приходится замаливать грехи, а он этим пользуется. Что делать?» Это типичная ситуация, с ней сталкивается, пожалуй, каждый взрослый. Попробуем разобраться в том, что такое родительская любовь, изменяются ли ее проявления на разных этапах развития ребенка? Но сначала я хочу напомнить широко известные в 60-х годах прошлого века опыты с человекообразными обезьянами, когда у маленьких обезьянок отобрали маму и заменили ее суррогатными, причем двумя. Одна была из колючей проволоки, но кормила, а другая не кормила, но была мягкой, теплой. Обезьянки предпочли не ту, которая кормит, а теплую и мягкую. Результаты этого эксперимента – ответ на частую жалобу взрослых: «Я все делаю для него, а он…» Под «все» чаще понимают – накормить, одеть, обуть, создать условия для занятий. Но ребенку вне зависимости от возраста необходимы понимание, ласка, внимание, сопереживание. Доказано, что трехмесячный малыш уже реагирует на выражение лица мамы, и если оно становится каменным, малыш ощущает тревогу. Чем старше ребенок, тем сильнее он реагирует на раздражение, злость, жестокость и унижение. Даже если это перемежается проявлениями внимания, подарками, исполнением любых желаний.«Ну и что же? Во всем потакать? Сядет же на голову!» Нет, ни в коем случае не потакать, но это и не родительское «как я сказал, так и будет», а обсуждение любых проблем, желание высказать и понять аргументы ребенка. Можно быть строгими, но не злыми и жестокими, можно быть требовательными (но требования должны быть разумными и адекватными возможностям детей) и не унижать ребенка при неудаче, можно волноваться, беспокоиться, но не раздражаться.Ребенку необходимы взаимодействие, участие, поддержка и понимание в трудных ситуациях. Он должен быть уверен, что мы, взрослые, поймем, поможем, даже если он совершит ошибку.Психологический контакт со взрослыми, доверие, их отзывчивость и благожелательность одинаково важны и для малышей, и для подростков. Не стоит считать, что бесследно проходит сказанное шестилетнему или двенадцатилетнему: «Уйди, видеть тебя не могу». Такие ситуации разрушают привязанность, любовь ребенка, а восстанавливать ее гораздо сложнее.Ребенку обязательно нужно говорить о своей любви, но слова не должны расходиться с действиями, поступками и требованиями взрослых, иначе ребенок не будет уверен, что это любовь.
Комментарии