search
main
0

Умеют ли дети планировать?

Планирование — базовый навык человека. Можно сказать, что вся наша жизнь — это планирование. Даже когда человеку кажется, что он ничего не планирует, это не так: простой выход в магазин за покупками — уже планирование. А в глобальном смысле — если ничего не планируешь, то, как правило, ничего и не достигаешь. Очевидно: если ты хочешь что-то получить, ты должен примерно представлять, что для этого нужно сделать.

А когда дети начинают планировать? И надо ли взрослым их этому учить?

Фото: pexels.com

Современная психология считает, что для планирования необходимо внутреннее ощущение времени. Обретение такого ощущения возможно только к 5 годам. До этого возраста дети не чувствуют время так, как мы с вами.

Формированию чувства времени способствует режим дня, поэтому хорошо, когда ребёнок ходит в детский сад. Первоначально опорные точки для задания режима — это время приёма пищи и сна. Если у маленького ребёнка чёткий режим «сон-еда» не был задан, то в возрасте 5 лет и старше у него возникнут проблемы с внутренним ощущением времени и получится, как в стихотворении Сергея Михалкова:

…Я чай на кухне пью.
Я никуда не тороплюсь,
Когда напьюсь — тогда напьюсь!
Напившись, я встаю
И, засыпая на ходу,
Лицо и руки мыть иду…

Нет, я не спорю, не сержусь —
Я не спеша на стул сажусь
И начинаю кое-как
С одной ноги снимать башмак…

Очень хорошо внутренний ритм задаёт катание на велосипеде летом, а зимой — прогулки на обычных беговых лыжах. Детям с 1,5 лет психологи рекомендуют купить барабан для отработки ритмичных движений.

Необходимо повесить в комнату ребёнка обычные настенные часы со стрелками и научить его пользоваться именно этими часами, а не электронными.

И примерно с 5-летнего возраста надо начинать внедрять элементы планирования в обычные бытовые действия, создавать ритуалы, формировать привычки, например, — чистить зубы, мыть руки перед едой.

Родителям необходимо проговаривать с ребёнком план простейших, казалось бы, действий: одевайся, пойдём гулять, убери в своей комнате. Ведь маленький ребёнок пока ещё не представляет, что в себя эти действия включают, что от него конкретно требуется.

До поступления в школу у ребёнка должен появиться настенный календарь, чтобы родители вместе с ним планировали неделю: в понедельник делаем одно, во вторник — другое… И, что очень важно, нельзя потом постоянно отменять запланированное. У детей с малых лет должен складываться баланс — в это время мы работаем, а в это — отдыхаем.

Психологи считают, что должен быть один выходной день, когда ребёнок делает то, что хочет сам. Наряду с чётким планированием, человеку любого возраста необходимо время для положительно эмоционально насыщенных спонтанных действий. Если из жизни убрать эффект спонтанности, то получится человек-робот, периодически компенсирующий свою заорганизованность пассивным просмотром телевизора на диване.

Поскольку волевые процессы формируются через быт, то у каждого ребёнка с 5 лет должна быть своя персональная обязанность по дому, за которую только он несёт ответственность. Неважно, какова её сложность, это может быть, к примеру, вынос мусора. Но, конечно, нужно сначала научить ребёнка, как эту обязанность правильно выполнять, проговорить с ним план действий.

Для ребёнка от 3 до 7 лет крайне важна свободная игра, когда он сам задаёт её сценарий, сам придумывает себе роль, сам планирует свои действия в игре. И получает от этого удовольствие. Такую игру не заменят мультфильмы, а тем более компьютерные игры. И в детском саду должно быть свободное время для детских игр.

Также очень хороши стратегические игры — шашки и шахматы. Кроме того, что ребёнок учится выстраивать причинно-следственные связи, планировать свои действия, он ещё учится проигрывать. Умение проигрывать и исправлять свои ошибки тоже формируется в возрасте от 5 до 7 лет. Если с ребёнком в этом возрасте взрослые «играют в поддавки», то он, сам став взрослым, не сможет, например, признаться себе и близким, что его выбор работы был неправильным. И будет продолжать работать на нелюбимой работе с плохими начальником и коллективом, отсутствием перспективы роста и низкой зарплатой в ожидании, что однажды всё само собой изменится к лучшему. Так ведут себя люди, которые не умеют планировать и не умеют проигрывать.

Психологи рекомендуют родителям при подготовке ребёнка к школе научить его основам планирования своего времени и финансов.

В возрасте с 5 до 7 лет вполне можно освоить азы финансовой грамоты. Вместе с ребёнком можно составить список игрушек, которые он хочет иметь, список вещей, которые ему нужны на лето или зиму, и запланировать, когда будет возможно их купить.

Что касается планирования времени, то здесь даже поход в кино может стать поучительным: если, допустим, при длительных сборах ребёнка, неоднократных напоминаниях о времени выхода из дома, вы понимаете, что опоздаете в кинотеатр, то не бегите, ругаясь по дороге. Пусть вы придёте к середине фильма, зато ваш ребёнок прочувствует эту ситуацию и в следующий раз сам проявит ответственность.

Или ещё ситуация, например, вы говорите: «Если ты успеешь к обеду собрать игрушки в коробку, то мы с тобой сможем после обеда пойти в зоопарк».

Благодаря подобной мотивации ребёнок будет понимать, ради чего он что-то делает, будет нацелен на позитивный приоритет. И в будущем не погрязнет в рутине не имеющих для него истинного смысла действий. Будет знать, ради чего он рано встаёт, делает зарядку, для чего изучает математику, для чего учится в институте и так далее.

Навык планирования полностью формируется у человека к 21 году, и тогда можно говорить о его полной ответственности за свои действия, ведь он может планировать — прогнозировать их последствия.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте