Не секрет, что дети дошкольного возраста любят задавать вопросы. Задача взрослого – поддерживать и развивать детскую познавательную инициативу и активность.
Три года назад, когда нашим ребятам было 4-5 лет, в процессе реализации детско-родительского проекта «Кто где живет?» мы придумали игру «Спрашиваем у животных, а они отвечают». В игре была поставлена цель: не только развить любознательность и расширить кругозор детей, но самое главное: научить задавать вопрос на конкретную тему. В процессе игры мы предлагали детям отправиться в волшебный зоопарк, где животные умеют разговаривать, как люди. Наиболее понравившемуся животному дети задавали вопросы о его жизни, привычках, внешнем облике, например: «Тигр, зачем тебе нужны полоски?», «Лошадь, почему ты быстро бегаешь?». Безусловно, ответы на вопросы помогали детям найти взрослые, но правило игры заключалось в том, что найденный ответ взрослые должны обыграть, то есть ответить от имени животного. Отрадно, что ответы на детские вопросы найдены были родителями не только в Интернете, дети с взрослыми посещали библиотеки, ездили в музеи.Мы не предполагали, что игра «Спрашиваем у животных, а они отвечают» будет иметь продолжение в последующие годы. Через год, когда дети стали старшими дошкольниками, мы решили реализовать проект «Кем быть?». Эта тема возникла не случайно, на родительском собрании мы обсуждали общую тему проектной деятельности детского сада: «Все работы хороши, выбирай на вкус!», родители изъявили желание ознакомить детей со своими профессиями.Отправной точкой создания новой игры «Карусель детских вопросов» – аналога телепередачи «Сто вопросов взрослому» стала игровая развивающая ситуация «Спрашиваем у животных, а они отвечают». В этой игре мы выделили цели: развитие культуры общения и формирование основ информационной культуры. Задачи поставили такие: развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми; формировать умение формулировать и задавать вопросы; поддерживать и развивать детскую познавательную инициативу и социальную активность.Следующая игровая ситуация – «Придумываем вопросы для взрослых». В процессе беседы дети вместе с педагогом делают вывод, что существуют разные источники информации: Интернет, книги и взрослые люди, которые их окружают. Воспитатель предлагает детям попробовать свои силы в жанре интервью, было принято решение: взять интервью у родителей на тему «Твоя профессия». Самым сложным оказалось сформулировать вопросы, адресованные взрослым, общаясь с детьми, воспитатель координирует, согласовывает и записывает вопросы, придуманные ими.«Первое интервью» – следующий шаг в развитии игры. В процессе подготовки к интервью дети взяли на себя роль журналистов, представляющих конкретное детское СМИ. Общее решение: первое интервью взять у старшего воспитателя. Взрослый, включенный в игру, с удовольствием ответил на вопросы корреспондентов телеканалов «Карусель», «Культура», «Animalplanet», журналистов печатных изданий «Мир животных», «Веселые картинки», «Смешарики» и даже диджея радио «Energy».Вопросы, заданные в первом интервью, были адресованы родителям и переданы в семьи в письменной форме, также они были размещены на страничке группы на официальном сайте детского сада для игры «Берем интервью у родителей». Взятые интервью были представлены не только в форме альбомов, по инициативе детей и родителей было снято домашнее видеоинтервью, а родители одной из наших воспитанниц, радиоведущие, организовали телемост между детьми и радиостанцией «Energy».В течение учебного года ребята приносили альбомы, в которых был собран материал о профессиях родителей, интервью с фотографиями, и презентовали их всей группе. Презентация проходила также в формате интервью, которое инициировали сами дети. В результате ребята ознакомились с профессиями своих родителей.На фестивале открытий «От простого – к сложному» и итоговой презентации проекта «Кем быть?» в игре «Карусель детских вопросов» работала площадка «Свободный микрофон». Всем (и взрослым, и детям) была предоставлена возможность общения в неформальной обстановке на тему «Кем быть?». Наиболее интересными детскими вопросами были признаны: Где вы учились своей профессии? Кем вы хотели быть, когда были маленьким? А кем вас хотели видеть ваши родители?Игра «Карусель детских вопросов», по нашему мнению, предоставляет большие возможности для моделирования разнообразных игровых ситуаций, в которых происходят познавательное развитие и социализация детей дошкольного возраста. В результате у наших детей высокий уровень развития познавательной инициативы, социальной активности и коммуникативных способностей. Дети свободно общаются с взрослыми и сверстниками, у них продолжается формирование основ информационной культуры. Детям предоставляется возможность самовыражения, проявления индивидуальности.Дети проявили инициативу в дальнейшем развитии игры «Карусель детских вопросов». Они решили попробовать свои силы в формате видеорепортажа. Для этого был подходящий повод: детский сад в сентябре отмечал 30 лет со дня своего открытия. Создание юбилейного видеорепортажа – социальный заказ руководителя учреждения, адресованный детско-взрослому коллективу подготовительной группы.Подводя итоги, мы пришли к выводу, что игровой проект «Карусель детских вопросов» – именно тот вид деятельности, в котором взрослые и дети находятся в едином познавательно-эмоциональном пространстве, им предоставлена возможность сотворчества. Несомненно, жизненная позиция окружающих детей взрослых, положительное отношение педагогов и родителей к жизни, их открытость миру оказывают стимулирующее влияние на развитие познавательных и коммуникативных способностей детей. Можно с уверенностью сказать, что чем больше ребенку-дошкольнику предоставляют возможностей самовыражения, проявления своей индивидуальности, тем успешнее он будет во взрослой жизни.Екатерина ЦВЕТОВА,Елена МОРСАКОВА;школа №1262
Комментарии