search
main
0

Уметь то, что умели предки. Глубинка становится ближе

Сельская школа для ребенка сегодня – это уже не второй дом, а все чаще первый, потому что в родном ему неуютно (родители пьют или уехали на заработки), несытно и нечем заняться. Все, что нужно ребенку, чтобы жить, как все дети, он находит в школе, если, правда, в ней для этого созданы все условия. Таким добрым, теплым домом стала для своих учеников Святозерская основная школа Пряжинского района Карелии. В ней осталось всего 49 учеников, хотя она рассчитана на 192. Но по словам ее директора Зинаиды Викторовны Матикайнен, педколлектив старается, чтобы все ребята жили здесь полноценной, полнокровной жизнью, не чувствовали себя обделенными хоть в чем-то. В селе Святозерье 70% детей социально не защищены. В семье часто не хватает денег на еду. Работать родителям негде – совхоз развалился. А в школе детей кормят вкусно, досыта и разнообразно.

Маргарита КУРГАНОВА, пос. Святозерье, Карелия

Будущее Святозерья, а значит, и школы вызывает тревогу: в первый класс осенью придут всего три ребенка, в минувшем учебном не было второго класса, а 1-й и 3-й были объединены.

И все-таки глава администрации Юрий Викторович Матикайнен пытается возродить село. Недавно по его приглашению здесь побывала делегация бизнесменов из Чехии – потенциальные инвесторы. Им понравились условия для бизнеса. Они хотели бы наладить добычу знаменитого карельского камня, которым выложена Манежная площадь в Москве. Именно в Святозерье есть единственный в мире розовый кварцит. Если чешские бизнесмены окончательно согласятся с таким предложением, то здесь появится работа, приедут люди и из других мест, и школа наполнится детьми. Зинаида Викторовна очень на это надеется.

Такая же добрая, теплая, уютная атмосфера создана в Заозерской средней школе Прионежского района, она победитель конкурса «Лучшие школы России». Елена Владимировна Зайцева пришла сюда учителем английского языка, несколько лет ездила из города, потом переехала насовсем. Теперь она директор. А из города перешла потому, что здесь очень теплые взаимоотношения. Школа открыта с утра и до вечера и в выходные дни.

Одно время здесь начался отток учеников в город. И тогда Елена Владимировна стала думать, как свою школу сделать конкурентоспособной, поднять ее статус в глазах местного населения. Кто-то из коллег считал это нереальным. Но все получилось. Теперь здесь успешно реализуется программа развития. Когда получили миллион за участие в нацпроекте, оснастили все кабинеты. Всего в школе 21 компьютер. Для каждого учителя оборудовано автоматизированное рабочее место. Интернетом можно пользоваться на любом уроке. Есть беспроводная сеть. Дети могут прийти сюда пообщаться с психологом, позаниматься в спортивном зале вместе с родителями.

И из Заозерской перестали уходить ученики, наоборот, много новичков. Два года назад было 93 ученика, в минувшем учебном – 117, а с первого сентября будут учиться 130 ребят. Детский сад по соседству переполнен. Очередь на устройство в него малышей постоянно растет. Есть желающие и из города. И в школу тоже ездят городские. Им здесь нравится. «У вас атмосфера какая-то домашняя», – говорят родители.

Мелиоративная средняя школа в том же Прионежском районе (директор Татьяна Юрьевна Паевская) тоже хорошо оснащена компьютерами, естественно, с выходом в Интернет. Здесь, как, впрочем, и в других, все учителя квалифицированные пользователи. Они применяют Интернет и для урока, и для самообразования.

Ребята занимаются спортом и после уроков. На базе школы работают спортивная и музыкальная школы. В каждом классе стоит фортепиано. Дети учатся хоровому пению, вокалу, играть на музыкальных инструментах. Все как в хорошей городской школе.

В наше время, как это ни странно, трудовое воспитание уходит из школы. Даже из сельской, хотя именно здесь чаще всего все еще сохраняются и мастерские, и техника, и пришкольные участки, превращенные в школьные сад-огород и оранжерею.

В Мелиоративной средней школе сохранился кабинет технологии по дереву, по металлу. Есть полностью оборудованный класс по автоделу. Старшеклассники получают водительские удостоверения. Сохранился и пришкольный участок в 8 га. Это притом, что учеников меньше ста двадцати. У каждого – свои две-три грядки. В конце мая уже все было обработано и засеяно. Скажем, первоклассники посадили горох.

Дети не только учатся работать на земле, но и проводят исследования, наблюдают за растениями. Можно сказать, труд физический сочетается с умственным. Есть на участке дендрологический отдел. Здесь более 70 видов растений. Ребята выращивают из саженцев деревья. Потом все это идет на озеленение поселка Мелиоративный. 25 лет назад выпускники заложили сосновый бор, теперь он вырос. Есть на участке геологический отдел. В нем собраны образцы камней Карелии. Так что здесь можно вести уроки биологии, краеведения, географии.

Летом ребята занимаются ландшафтным дизайном. Расписывают камни, ими обложили берега пруда и альпийскую горку, которые сделали сами. За ландшафтный проект на всероссийском конкурсе ребята получили приз. Они хорошие мастера поделок из природного материала. Их работы побывали на районных и республиканских выставках.

Директор Святозерской основной школы Зинаида Викторовна уверена, что детей просто необходимо приучать к сельским работам. Это им поможет, если станут фермерами. А нет – так смогут профессионально выращивать овощи возле своего дома. И хотя в школе осталась четвертая часть учеников, пришкольный участок ежегодно засевается. На помощь приходится звать родителей. И они охотно помогают выращивать кабачки, капусту, картофель, огурцы, зелень для школьной столовой. Их, между прочим, возмущает закон, запрещающий детям заниматься обслуживающим трудом в школе, – он противоречит морали, говорят они. Ведь прежде всего труд делает человека нравственным, способным справиться с любыми жизненными переменами. Истинный труженик никогда не будет нищим.

Святозерские дети многое умеют. И не только сеять, сажать. Мальчики строгают, пилят, выжигают – делают полезные вещи для дома. Девочки вышивают, вяжут, занимаются домоводством. «Основная наша задача – подготовить ребят к будущей семейной жизни: быть хорошими мамами и папами. Сельский ребенок должен уметь делать то, что делали его предки», – считает Зинаида Викторовна.

Сельские педагоги хорошо понимают: чтобы воспитать нынешних детей достойными людьми, необходимо постоянно работать с социумом, тем более что население здесь в основном неблагополучное. Потерявшие работу растерялись. Многим не хватает настроя, уверенности, что можно выйти из тупика. Чтобы как-то помочь взрослому населению, Заозерская школа открыла компьютерные курсы, причем бесплатные. На занятия приходили жители села от 30 до 70 лет. Одно время действовал для них фермерский класс, но желающих было мало, и его закрыли.

У Святозерской школы своя программа взаимодействия с селом. Партнерская, а не просто шефская, как когда-то. Школьники помогают в поддержании чистоты на улицах и во дворах. В этом году объявили конкурс на самое лучшее подворье, на самую лучшую улицу. Дети не только инициаторы, но и исполнители. Помогают престарелым людям (у администрации на это важное дело не хватает рук и времени). Выращивают и продают односельчанам рассаду, овощи.

Отрадно, что эти три школы, в том числе неперспективная Святозерская, ищут новые пути развития. Учителя повышают свой профессионализм. Участвуют в конкурсах, проявляют себя и на республиканском, и на всероссийском уровне, и даже на международном. Два года реализовывался совместный с финнами и шведами проект в Заозерской школе. Принимают финских коллег у себя и ездят к ним за опытом. Дети тоже участвуют в конкурсах.

Педагогические коллективы во всех этих школах стабильные. Сельские льготы сохранены. Жильем обеспечены. В Заозерскую школу за три последних года пришли 9 молодых специалистов. А всего в коллективе половина молодых специалистов. Все свои, заозерские.

Заозерская и Мелиоративная школы стали базовыми по переходу на новые стандарты. В Заозерской 10 учителей занимаются на курсах, а сама Елена Владимировна еще в мае побывала на семинаре в Москве. «Условия для перехода на новые стандарты у нас созданы, – говорит она, – готовы и родители. Они поддерживают это нововведение. Мы самостоятельно вышли на школу полного дня. Наша идеология совпадает с требованиями новых стандартов».

Учителя уже перешли на диалоговое общение: учитель – ученик, родитель – учитель, родитель – ученик.

Заозерская школа к тому же стала финансово самостоятельной. Школьный бухгалтер находится в администрации, но обслуживает только школу. Директор самостоятельно распределяет средства. Она может их перекинуть с одной статьи на другую. В общем, по ее словам, хуже не стало.

Во всех трех школах двух районов Карелии – Пряжинского и Прионежского – есть немало общего: это прежде всего стремление педагогов не только дать детям хорошее образование, но и научить их мыслить, быть успешными, конкурентоспособными, уметь самостоятельно распоряжаться своей судьбой, не теряться в сложных жизненных ситуациях.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте