search
main
0

Уметь поставить себя на место другого. Тема «Процесс разрешения конфликтов». 7-й класс

Цель: познакомить детей с одним из наиболее распространенных подходов к разумному, ненасильственному решению конфликтов. Развивать умение вести диалог, активно слушать собеседника. Воспитывать уважение к чужому мнению.

Основные понятия: конфликт, разрешение конфликта, стиль поведения в конфликтной ситуации.

Оборудование: тетради учащихся, футбольный мяч, карточки с описанием конфликтной ситуации.

План урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Деловая игра.

3. Анализ конфликтной ситуации.

4. «Шесть шагов» к решению конфликта.

5. Рефлексия.

Ход урока

Дома вы готовили примеры конфликтных ситуаций группами. Сейчас каждая представит свой пример конфликта. А мы должны определить его вид и стиль поведения участников ситуации.

(Дети разыгрывают мини-сценки, показывающие внутриличностный, межличностный, личностно-групповой, межгрупповой конфликты и различные стили поведения участников конфликта. Учащиеся дают ответы).

Объяснение нового материала

Сегодня мы с вами продолжим разговор о конфликте и познакомимся с одним из наиболее распространенных подходов к разумному, ненасильственному их решению.

Проведение деловой игры

В качестве разминки предлагаю провести небольшую игру, которая отчасти поможет вам видеть ситуацию с точки зрения другого человека.

Для этого прошу вас очень быстро разделиться на две группы: на первый ряд прошу сесть всех девочек, на второй – всех мальчиков, так, чтобы вы в группе могли общаться. Каждая получает вопросы, на которые дает краткие ответы с точки зрения всех девочек или всех мальчиков. Время на задание отводится 3 минуты.

(Ученики выполняют задание. Вопросы:

1. Я.

Что для меня важно?

Какие качества делают меня уникальным?

Какие у меня сильные и слабые стороны?

2. Я и другие.

С кем я предпочитаю проводить время (с отдельными людьми или группами)?

Кто является моими героями или примерами для подражания?

Какие у меня возникают конфликты и с кем?

Как эти конфликты улаживаются?

3. Я и общество.

Какова моя роль в обществе сейчас и в будущем?

Какое влияние я могу оказывать на общество?

Насколько мое существование зависит от общества?

Какова моя ответственность перед обществом?)

А теперь прошу вас ответить за 3 минуты на те же вопросы, но с точки зрения другой группы, т.е. мальчики отвечают с точки зрения девочек, а девочки отвечают с точки зрения мальчиков.

(Дети выполняют задание).

Затем зачитывают вторые варианты ответов и сравнивают собственные ответы с теми, которые дала другая группа.

(Группы обмениваются ответами. Возможны некоторые возмущения по поводу расхождения мнений между группами).

Какие следствия возникают из-за наших предрассудков?

Всегда ли мы можем взглянуть на какой-либо вопрос не только со своей точки зрения?

Хорошо это или плохо?

Какой вывод можно сделать?

(ВЫВОД: очень важно уметь поставить себя на место другого человека. Это помогает не допустить конфликт либо подходить к конфликту вдумчиво, чтобы избежать насилия и неприязни).

(Заранее подготовленные ученики разыгрывают сценку:

Занятия закончились. Дети идут на спортивную площадку. Там есть один футбольный мяч. К нему кидаются двое учеников и хватают его одновременно. Первый говорит: «Он мой! Я первый добежал!» Второй отвечает: «Нет! Первым был я, а теперь ты пытаешься его отнять! Отдай!» Они дерутся, пытаясь завладеть мячом).

Что произошло между мальчиками?

Из-за чего возник конфликт?

Почему дело дошло до драки?

Давайте вместе подумаем и предложим различные варианты решения этого конфликта.

(Возможные варианты:

мальчики решают играть вместе;

каждый получает то, что хочет, сначала один мальчик играет 10 минут, затем второй мальчик играет 10 минут;

только один из них получает то, что хочет (первый);

только один из них получает то, что хочет (второй);

никто не получает, мяч забирает учитель).

Теперь давайте оценим каждый из предложенных вариантов.

(Дети дают оценку, а учитель на доске записывает ее схематично: в виде улыбающегося лица, если мальчик получает то, что хочет, и в виде печального лица, если мальчик не получает желаемого).

Ребята, как вы считаете, какое из этих решений будет самым лучшим? Почему?

Как вы думаете, что делает один вариант лучше другого?

Насколько важно бывает предложить как можно больше решений?

Может ли решение, при котором оба оппонента получают то, что хотят, привести к насилию?

Ребята, давайте попробуем вместе составить методику решения конфликта мирным путем. Приведите любой конфликт, с которым вы сталкивались в жизни, на его примере мы и будем составлять методику.

Как вы считаете, что необходимо определить в первую очередь?

(Этапы процесса дети записывают в своих тетрадях)

1. Подготовка

Если эмоции слишком горячи, дайте время успокоиться.

Спросите себя: почему это так важно для меня?

Определите интересы оппонента.

Что может улучшить ситуацию?

2. Определение и обсуждение проблемной ситуации.

Надо уметь разговаривать, сохраняя позитивную интонацию.

Слушайте другого.

Показывайте, что вы уважаете оппонента.

Объясните, что вы чувствуете, что вам необходимо и почему.

Не обобщайте, не обвиняйте. Акцентируйте на своих чувствах, т.е. употребляйте в своей речи Я – высказывания.

Обсуждайте проблему, а не человека.

3. Быстро перечислите возможные решения.

Придумайте как можно больше решений данной проблемы.

На этом этапе не давайте им оценку.

Пусть все заинтересованные лица предложат свои идеи.

Какие из них наиболее пригодны?

4. Определение последствий своего выбора.

Представьте себе возможные последствия каждого решения.

Посмотрите на достоинства и недостатки каждого решения.

5. Выбор лучшего решения.

Откажитесь от нежелательных решений.

Определите то решение, которое наиболее полно удовлетворяет интересы всех сторон, вовлеченных в конфликт.

6. Составьте план действий для претворения в жизнь вашего решения.

Составьте план того, кто что будет делать и когда.

Договоритесь с оппонентом о том, как и когда проверять реализацию решения.

Какой можно сделать вывод? Удобно ли таким образом решать конфликты?

Что нового узнали на уроке?

Как вы считаете, пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на уроке? В каких случаях?

Какой общий вывод мы можем сделать? (Желательно вывод записать в тетрадях.)

Итак, наиболее конструктивный подход к конфликту – добиваться победы на двоих, когда никто не рассматривает себя как жертву или проигравшую сторону. Таким образом можно действительно завершить конфликт. Становится возможным примирение и восстановление испорченных отношений. Толерантность может привести к развитию взаимовыгодных отношений на более высоком уровне.

Домашнее задание

– Придумать конфликтную ситуацию и расписать процесс ее решения, опираясь на методику «Шести шагов».

P.S. Данный урок разработан для гимназического класса. Для детей обычных классов объем урока можно сократить или разделить на два часа, по усмотрению учителя.

Наталия ГУДОШНИКОВА, учитель граждановедения

Саранск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте