search
main
0

Умение выходить из противоречивых ситуаций. Деловая игра «Гражданин». 9-й класс

Цель: Способствовать повышению общеправовой культуры и формированию активной гражданской позиции.

Задачи:

1. Дать представление ученикам о народовластии в России, о представительной власти, о демократии (непосредственной и представительной).

2. Создать условия для самореализации и адаптации учащихся в конкретной ситуации из общественной жизни полноправного гражданина.

3. Повышение интереса к предмету через создание игровой ситуации.

4. Актуализация правовых знаний.

5. Понятия: референдум, выборы, непосредственная и представительная демократия, парламент, конституция.

Во время игры отслеживается информация по следующим показателям:

1) правовой (представления учащихся о формировании представительной власти, проведении референдума, правах и свободах человека);

2) показатель социальной адаптации (коммуникативность, умение ориентироваться в ситуации, делать свой выбор);

3) нравственный показатель (представление о правовой этике, культуре межличностных отношений, помочь увидеть достоинства оппонента в предвыборной борьбе);

4) творческий показатель (нестандартные решения в ходе игры, самореализация личности).

В деловой игре должен быть элемент конфликтности, напряженности, требующий поиска выхода. В данной игре этот элемент присутствует в выборе кандидатов на пост спикера парламента и партий (на выдвижение депутатов от партий в парламент, а также в момент обсуждения проекта конституции школы).

Игра направлена на личностную ориентацию учащегося (каждый из участников игры делает самостоятельный выбор голосуя за кандидатов или принимая решение по проекту конституции).

Педагог становится рядовым участником игры и только изредка дирижером.

При изучении темы «Закон и власть» (А.Кравченко «Обществознание» 9-й класс) наиболее эффективным методом изучения учебного материала является деловая игра. Предварительно учащимся было предложено создать политические партии, выработать программы, названия партий, выдвинуть своего лидера.

С этого момента началась игра.

ХОД ИГРЫ

I этап:

1. Формирование партий.

2. Выдвижение лидера, кандидата на должность спикера парламента школы.

3. Составление предвыборной программы.

4. Проведение опроса.

(См. таблицу)

5. Сбор подписей за кандидата и партию.

Уже в ходе первого этапа игры проявились такие функции технологии личностно-ориентированного подхода, как:

Мотивационная (подписи) – проявляю собственное желание.

Самореализующая (выработка программы) – стремление выразить свое представление о данной проблеме.

Критическая (опросный лист) – ревизия прежних норм и смыслов.

II этап:

Предвыборная агитация:

А) листовки;

Б) работа пресс-центра о ходе предвыборной кампании;

В) встреча с избирателями;

Г) пресс-конференция;

Д) составление бюллетеней для голосования.

На этом этапе учитель помогает развить коммуникативные способности учащихся:

1) Умение высказывать свою точку зрения.

2) Умение вести диалог.

3) Умение аргументированно давать ответы.

4) Умение находить выход из противоречивых положений.

Деловая игра помогает развивать культуру отношений в коллективе, воспитывает уверенность в своих силах и возможностях, правильное отношение к ошибкам и критике со стороны других.

III этап:

Выборы в депутаты парламента и референдум по принятию Конституции.

1) Создание избирательной и счетной комиссии.

2) Составление списков избирателей.

3) Формирование избирательных округов.

4) Представления партий и их лидеров (в творческой форме).

5) Дебаты.

6) Обращение к избирателям.

7) Голосование и подсчет голосов.

8) Формирование парламента.

9) Заседание парламента по вопросу вынесения проекта конституции на всенародное обсуждение (референдум).

10) Референдум (стрелкой объединены пункты, обозначающие активную часть игры – собственно действо).

11) Итоги: подсчет и подведение итогов голосования. Таким образом, в ходе деловой игры были:

поставлены цели;

разработаны правила;

определена предметная сфера (выборы в парламент, референдум);

методическое обеспечение игры;

комплект ролей «Визитная карточка»;

разработан сценарий;

система оценки (итоги голосования).

1-й ведущий: Опрос старшеклассников показал, что они хотели бы принимать участие в избирательных кампаниях, тем самым оказывая влияние на свою судьбу в дальнейшем.

2-й ведущий: В то же время предыдущие избирательные кампании показали, что молодые люди относятся к своему участию в них либо безразлично, либо формально, не вникая в то, что сегодня происходит в стране, не интересуясь программами кандидатов. «На гражданина учат за партой» – это стало почти аксиомой. Поэтому мы и проводим сегодня деловую игру «Гражданин», цель которой повысить правовую культуру, учиться занимать активную гражданскую позицию.

Учитель: Такая форма поможет вам почувствовать себя активными, информированными, заинтересованными и ответственными избирателями, а кандидатами на пост спикера парламента школы и в депутаты «примерить» обязанности высших должностных лиц государства.

1-й ведущий: Представляем партии, участвующие в предвыборной кампании: 9-й «А» класс – «Новое поколение».

2-й ведущий: 9-й «Б» класс – «Новая Россия».

1-й ведущий: 9-й «В» класс – «Независимая демократическая партия России». (Представители партий становятся перед сценой).

2-й ведущий: Слово для представления партий и их кандидата на пост спикера парламента школы предоставляется 9-му «В» классу…

1-й ведущий: Слово для представления партий и их кандидата на пост спикера парламента школы предоставляется 9-му «Б» классу…

2-й ведущий: Слово для представления партий и их кандидата на пост спикера парламента школы предоставляется 9-му «А» классу…

1-й ведущий: Прошу кандидатов и их доверенных лиц занять места на сцене для проведения дебатов.

2-й ведущий: Кандидаты могут поочередно задать вопросы своим оппонентам по программам для выяснения их позиции, что даст избирателям возможность сделать свой выбор.

(Дебаты)

1-й ведущий: В завершение дебатов предлагаем каждому кандидату обратиться к избирателям с коротким девизом-призывом.

(Обращение кандидатов к избирателям).

2-й ведущий: Переходим к голосованию. Членам избирательной комиссии занять свои места.

(Занимают места).

1-й ведущий: Уважаемые избиратели! Приглашаем вас к избирательным участкам. При предъявлении документа, удостоверяющего вашу личность (свидетельство о рождении, паспорт), вы получите три бюллетеня.

Учитель: Сообщает о бюллетенях, правилах их заполнения. (Идет голосование, подведение его итогов.) Председатель избирательной комиссии объявляет итоги, задает вопросы победителям:

В чем вы видите главную причину успеха на выборах?

Что хотели бы сейчас сказать вашим избирателям? оппонентам?

Спикер: На рассмотрение депутатами созданного парламента школы выносится вопрос о проведении референдума по принятию конституции школы (проект составлялся учащимися 9-х классов, обсуждался и изменялся в соответствии с предложениями, поступавшими в комиссию по разработке проекта конституции).

Проект

Конституция школы № 27

1 часть. Основы школьного устройства. Мы, ученики и учителя, связанные общей судьбой со школой № 27 на поселке Спартановка, признавая приоритет прав человека и гражданина, свидетельствуя уважение к правам учеников и учителей, принимая настоящую конституцию, чтобы обеспечить обучение детей, построенное на взаимоуважении, гарантировать внутреннее спокойствие, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить права за ними и другими поколениями учащихся.

Статья 1. Школа № 27 есть правовое демократическое пространство с выборными органами самоуправления.

Статья 2. Наиболее важные вопросы школьной жизни в порядке, установленном конституцией, выносятся на всеобщее школьное собрание с участием учителей и их родителей.

Статья 3. Изменения и дополнения статей школьной конституции не могут быть осуществлены в одностороннем порядке и производятся с согласия учителей и учеников.

Статья 4. Ученики и их родители, учителя и администрация школы должны строго придерживаться данной конституции.

Статья 5. Конституция является основным законом школьной жизни и имеет прямое действие.

II часть. Права и обязанности участников образовательного процесса.

Глава 1. Директор.

Статья 6.1. Директор является главным административным лицом. Директор обладает правом законодательной инициативы.

2. Приказы директора обязательны для исполнения.

Статья 7. Директор совместно с завучами, учителями и ученическим советом принимает решение: об исключении из школы учащихся, нарушивших положения настоящей конституции; о вынесении поощрений и наказаний; о распределении классного руководства.

Статья 8. Директор избирается советом школы, состоящим из учителей, администрации, родителей, ученического актива. Решение принимается тайным голосованием.

Глава 2. Учитель.

Статья 9. Учитель имеет право на благоприятные условия для занятия преподавательской деятельностью: иметь свой хорошо оборудованный кабинет; иметь методический кабинет и комнату отдыха; иметь достойную его труда зарплату; иметь свою раздевалку.

Статья 10. Учитель имеет право на защиту своей чести и достоинства.

Статья 11. Учитель имеет право на отдых во время перемены.

Статья 12. Учитель имеет право на личную неприкосновенность и неприкосновенность собственности.

Статья 13. Учитель имеет право в корректной тактичной форме оспаривать утверждение ученика, если оно неверно.

Статья 14. Учитель обязан отрабатывать количество часов, установленных тарификацией.

Статья 15. Учитель обязан соблюдать санитарные нормы по количеству уроков в день.

Статья 16. Учитель обязан с уважением относиться к ученикам, соблюдать этические нормы, давать ученикам дополнительный материал, если он заслуживает внимания.

Статья 17. Учитель не имеет права завышать или занижать оценки.

Статья 18. Учитель не имеет права оскорблять ученика, применять силу.

Статья 19. Учитель обязан давать посильные задания.

Статья 20. Учитель обязан доступно и грамотно объяснять новые темы.

Глава 3. Ученик.

Статья 21. Ученик имеет право на защиту чести и достоинства.

Статья 22. Ученик имеет право на личную неприкосновенность и неприкосновенность собственности.

Статья 23. Ученик имеет право на бесплатное посещение уроков и факультативов.

Статья 24. Ученик имеет право обратиться к учителю за помощью.

Статья 25. Ученик имеет право на отдых на перемене и после занятий.

Статья 26. Ученики имеют право потребовать предоставления им нового учителя, если прежний учитель недостаточно профессионален, компетентен в своем предмете.

Статья 27. Ученик обязан уважительно относиться к учителям, не сквернословить в его сторону, не осуждать его.

Статья 28. Ученик обязан посещать все уроки, выполнять требования учителя, заполнять дневник и предъявлять его по требованию учителя.

Статья 29. Ученик не должен опаздывать на уроки, а тем более пропускать их без уважительной причины.

Статья 30. Ученик обязан культурно и дисциплинированно вести себя на переменах и уроке, беречь школьное имущество.

Глава 4. Родители.

Статья 31. Родители имеют право на защиту интересов своих детей в школе.

Статья 32. Родители имеют право требовать от школы сохранения жизни и здоровья детей.

Статья 33. Родители обязаны выполнять свои прямые обязанности в воспитании своих детей, по требованию учителя посещать школу.

Статья 34. Родители могут оказывать спонсорскую помощь школе с целью всестороннего развития и образования своих детей.

Спикер: Прежде чем вынести проект на всенародное обсуждение, предлагаю высказать собственную позицию по этому документу (депутаты высказывают свое мнение).

Спикер: Прошу проголосовать за вынесение данного проекта конституции на всенародное голосование, т.е. референдум (голосование).

Спикер (обращается в зал): Уважаемые избиратели! Сейчас состоится референдум по принятию конституции, с проектом которой вы ознакомились. У вас остался последний бюллетень, в котором вы должны поставить галочку либо напротив «да», либо напротив «нет».

Результаты голосования будут опубликованы завтра.

Ольга СЕВЕРИНА, учитель истории и обществознания, Волгоград

III

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте