search
main
0

Умение уживаться – не значит пасовать. Способы преодоления отчужденности детей

Случается ли, что кого-то ребята постоянно не принимают в игру, не берут в команду? Возникают ли в классе ситуации, когда с кем-то не разговаривают? Думаю, что каждый из нас может утвердительно ответить на эти вопросы. Каждый учитель, классный руководитель это наблюдал. Но вот как отреагировать на эти проявления взаимоотношений в классном коллективе?

Также вашему вниманию представлена «», в которой даны некоторые рекомендации по воспитанию толерантного взаимоотношения и предупреждению возникновения явления отчужденности.

Комментарий «УГ»Памятка классному руководителюСоздайте в классе такую атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки, которая:помогает детям ощутить собственную значимость, ценность, уникальность;позволяет им действовать с максимально возможной степенью свободы;способствует укреплению дружбы, развитию эмпатии, уважению потребностей других детей;формирует условия, в которых дети могут работать и играть, успешно взаимодействуя;способствует признанию достоинств и различий;дает детям возможность понимать самих себя, делиться с другими своими идеями и чувствами, а также развивает способность понимания других;создает условия для развития социальных навыков в ходе различных ролевых игр.Моделируйте позитивное поведение, которому вы хотите научить детей:позитивная самооценка, эмпатия и толерантность;конструктивное отношение к конфликтам и конструктивное взаимодействие;умение слушать;коммуникативные навыки, укрепляющие взаимоотношения;решение проблем.Учите, укрепляйте, поощряйте:развитие навыков социального взаимодействия;позитивную самооценку;развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов.Организуйте специально такие виды деятельности, как посредничество при разрешении конфликтов между сверстниками, оказание взаимной помощи, включение меры по формированию соответствующих навыков и отношений.Для того чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, гимназия должна придерживаться определенных принципов:1. Ответственность школы за воспитание толерантности.2. Позитивное отношение к национальному своеобразию.3. Развитие понимания другого.4. Поликультурное образование.5. Внимание к тому, что объединяет, а не разъединяет людей.6. Создание позитивной атмосферы в гимназии.

Итак, отчужденность – это очень болезненный опыт для тех, кого изгоняют, но и очень опасный для других. Перед педагогом сложный вопрос: что делать, в чем причина?

Самой веской причиной возникновения отчужденности является нетерпимость, или интолерантность, наших детей, родителей, а зачастую и учителей. Искоренить это гораздо сложнее, нежели предупредить. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. И поэтому просто необходимо наряду с теми целями и задачами, которые ставит перед собой вся образовательная система, ставить цели толерантного воспитания.

Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Это означает, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранить свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности.

Воспитание в духе толерантности должно помочь изжить чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно будет способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на общечеловеческих ценностях.

Интолерантность порождает цепь тяжелых последствий. Это происходит в силу невоспитанности людей или из-за их пренебрежительного отношения к другим. В основании всех этих явлений лежит отрицание безусловной ценности человеческой личности. Таким образом, важнейшая цель воспитания толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. Это полная противоположность нетерпимости.

Нетерпимость представляет собой симптом, указывающий на наличие опасной для жизни общества болезни – отчужденности и насилия. Это патология, лечение которой требует мобилизации всех возможных усилий по защите здоровья и благополучия общества. И хотя «превентивная медицина» в форме всестороннего, непрерывного воспитания в духе мира, прав человека и демократии является самым эффективным лекарством, все же необходимы усилия по эффективному реагированию на проявление самых ранних симптомов. Педагоги должны уметь распознавать симптомы или признаки нетерпимости и предпринимать соответствующие меры. Целительные усилия должны быть продуманы и предприняты сразу же, как только проявятся симптомы. Если мы хотим избавиться от насилия, мы должны решительно противостоять нетерпимости.

Вашему вниманию представлены некоторые признаки проявлений нетерпимости. Они перечислены в порядке возрастания их опасности, однако этот порядок не выражает линейную последовательность. Один или несколько, или даже все симптомы могут существовать одновременно. Каждый сигнализирует о том, что и другие симптомы либо уже имеются, либо скорее всего скоро проявятся. Каждый симптом может предвещать насилие.

Когда эти симптомы проявляются в отношениях между детьми, в их поведении на занятиях или на игровых площадках, педагоги должны обратить на это внимание, но действовать необходимо осмотрительно. Дети, особенно маленькие, часто воспроизводят установки своей семьи или установки, распространенные во всем сообществе. Они почти никогда сами не являются источником предубеждений, злобы и бесчеловечного поведения. Когда в поведении обнаруживается явный симптом нетерпимости, на него следует реагировать прямо, но важно воздерживаться от проповедничества и морализаторства, а вместо этого попытаться, взывая к разуму, объяснить возможные последствия интолерантного поведения. Необходимо помочь детям как в восприятии общих понятий, так и в понимании конкретных случаев. Важно также, чтобы они осознали, что проблема нетерпимости актуальна для многих людей и обществ, является глобальной проблемой, и поняли, что попытка справиться с симптомами нетерпимости в своей школе и в своей жизни станет их личным вкладом в ослабление остроты общей проблемы. В результате учащиеся обретают знание, которое долго будет приносить пользу как им самим, так и обществу, в котором они живут.

Также вашему вниманию представлена «Памятка классному руководителю», в которой даны некоторые рекомендации по воспитанию толерантного взаимоотношения и предупреждению возникновения явления отчужденности.

Школа является институтом, который должен принять на себя большую часть ответственности за воспитание, направленное на решение общественно значимых задач.

В той мере, в какой родители, органы управления школьным образованием, учителя сосредоточивают свое внимание на программах воспитания толерантности, школа становится центром воспитания всего сообщества. В школе происходит прогнозирование и планирование будущего, через школу сообщество формулирует и утверждает собственные перспективы.

Для того чтобы стать местом взаимоотношений, построенных на ценностях толерантности, наша гимназия должна придерживаться определенных принципов, которые также представлены вашему вниманию.

Как мы уже увидели, толерантность – это минимальное условие для прекращения и предотвращения нетерпимости и отчуждения. Процесс воспитания толерантности полезно перевести на язык направлений обучения. Итак, обучение толерантности включает следующие направления педагогической деятельности:

толерантность – признание прав других на жизнь и достоинство;

узнавание – доброжелательное осознание присутствия в своей социальной среде представителей других групп;

отношение к различиям – признание позитивных аспектов разнообразия;

понимание уникальности – умение ценить конкретные проявления своеобразия и разнообразия людей;

дополнительность как принцип отношения к различиям – способность сочетать различия так, чтобы они обогащали и укрепляли общество;

взаимность как основание для стремления к сотрудничеству – способность видеть общие, взаимовыгодные для различных групп цели и интересы и добиваться их достижения;

культура мира – признание взаимозависимости человеческого существования и универсальности ряда ценностей. Осуществление усилий по конструктивному взаимодействию различных социокультурных групп.

Конкретные цели образования в духе толерантности могут использоваться вами при составлении планов воспитательной работы с классом.

Как и общество в целом, школа должна собственным примером подтверждать ценности толерантности и воплощать их. В каждом классе должна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных установок. Прошу обратить свое внимание на табличку «Атмосфера толерантности в классе», в которой представлены формы поведения в толерантном и интолерантном классах. Проанализируйте и сделайте для себя вывод: к какому типу относится ваш класс.

Итак, чем характеризуется толерантный класс?

В разговоре друг с другом дети не употребляют оскорбительных выражений и намеков. Они с уважением относятся к другим языкам и к тем, кто на них говорит.

Отношение ко всем ученикам одинаковое. Разрешается и поощряется участие всех детей во всех занятиях и действиях. Все настроены на создание хорошего учебного климата.

Преподаватели и дети обращаются друг к другу и ведут себя уважительно и сердечно, все дети относятся друг к другу с взаимным уважением.

Со всеми детьми советуются, каждый может выразить свое мнение по поводу классных дел, совместных действий и решений, которые принимаются учениками. По мере взросления ученики получают возможность обсуждать и решать большее число касающихся их проблем.

К детям из всех групп, особенно к тем, которые принадлежат к религиозным, культурным меньшинствам, инвалидам, учителя относятся с деликатностью, одноклассники – с уважением.

При проведении классных мероприятий принимают равное участие дети обоих полов и всех культурных, религиозных, этнических, языковых, социальных групп.

Уважаются вероисповедания всех детей.

Если бы большую часть этих признаков мы наблюдали одновременно, то могли бы сказать, что в наших классах царит климат более чем толерантный; что у нас есть классы, где дети хотя бы несколько часов в день живут в обстановке согласия, в микрокосме культуры мира. У детей, узнавших на каком-то этапе или в какой-то сфере своей социальной жизни, что такое культура мира, гораздо больше шансов, чем у их сверстников, не знающих ничего, кроме культуры насилия, развить те навыки и способности, которые позволят им создавать культуру мира на тех социальных поприщах, где будет протекать их взрослая жизнь. У них будет возможность войти в мир толерантности и развиваться в нем.

Атмосфера толерантности в классе:

Толерантный класс

Умение внимательно слушать и слышать

Стремление разобраться

Совет, предложение

Похвала, согласие

Подбадривание

Благожелательность

Утешение

Уважение

Интолерантный класс

Перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение

Игнорирование

Отстранение

Обзывание

Обвинение, упреки

Осуждение, критика

Морализирование, проповедь

Угрозы

Некоторые симптомы нетерпимости и вопросы, которые помогают их выявить:

Язык. Обзывают ли дети друг друга, используют ли они при обращении к кому-либо из одноклассников или при описании их внешности выражения или намеки, имеющие уничижительный оттенок?

Стереотипы. Используют ли дети негативные обобщения в разговорах о национальных группах, об инвалидах, стариках или других людях, отличающихся от них?

Насмешки. Пытаются ли дети поставить своих одноклассников в неловкое положение, привлекая внимание к каким-либо присущим им чертам, сделанным ими ошибкам, особенностям жизни их семей или друзей?

Предубеждения. Считают ли дети, что некоторые из них могут быть хуже или глупее в силу расовой или национальной принадлежности либо из-за каких-то личных черт? Полагают ли они, что с детьми, исповедующими иные религии, не стоит «водиться» и играть?

Поиск «козла отпущения». Склонны ли дети обвинять в происходящих с ними неприятностях, в возникновении конфликтов, в плохом поведении, проигрышах в спортивных и иных соревнованиях одного или нескольких одноклассников?

Дискриминация. Есть ли в классе дети, которых другие одноклассники всегда избегают (не выбирают в пару, не зовут в команду)?

Остракизм (бойкот). Бывают ли у детей периоды, когда они не разговаривают с кем-либо из одноклассников, не включают их в совместные действия?

Преследование. Пытаются ли одни дети испортить настроение другим, выталкивая их из ряда во время построения, оставляя на их партах или в учебниках анонимные записки неприятного содержания или карикатуры? Используют ли они в своем поведении другие приемы, вынуждающие преследуемого ребенка подчиниться группе или уйти из нее?

Осквернение или порча. Делает ли кто-то из детей непристойные надписи или рисунки, или в какой-то иной форме демонстрирует неуважение к собственности других или работе, сделанной детьми в школе?

Запугивание. Прибегают ли некоторые дети к намеренному запугиванию тех, кто меньше или слабее их, используют ли они свой социальный статус или силу для принуждения других к действиям против их воли?

Изгнание. Был ли кто-то из детей несправедливо или беспричинно изгнан из команды, клуба или рабочей группы?

Отчуждение. Есть ли дети, которых упорно и несправедливо не допускают к общим играм или внешкольным занятиям, не принимают в коллектив?

Сегрегация. Прослеживается ли у детей тенденция собираться и общаться группами, сформированными по расовым, религиозным, национальным или половым признакам?

Подавление. Вынуждают ли каких-то детей силой или угрозами не участвовать в общих дискуссиях, не высказывать своего мнения при общении с одноклассниками?

Насилие. Подвергались ли некоторые дети нападениям или физическому насилию со стороны других детей?

Цели образования в духе толерантности

1. Стремитесь к пониманию причин насилия и нетерпимости.

2. Содействуйте воспитанию, основанному на уважении к другим, особенно к тем, кто в современном обществе оказался наиболее маргинализированным (личность с неустойчивым социальным положением).

3. Поощряйте практику толерантного взаимодействия как средства утверждения мира, справедливости и уважения прав человека.

4. Для противостояния дискриминации и маргинализации укрепляйте общение, поддерживайте свободу выражения; развивайте убежденность в том, что совершенное проявление толерантности – это уважение достоинства личности и политическая свобода.

5. Готовьте детей к жизни в меняющемся мультикультурном обществе. Для этого необходимо формировать установку на толерантность, на признание различных культур, которые выступают против разрушительных культур и в которых уважение к человеку не зависит от пола, возраста, языка, религиозной принадлежности, политических мнений, национального или социального происхождения.

6. Содействуйте развитию мира, солидарности, взаимопонимания и сотрудничества между народами.

7. Учитесь противостоять упрощенным и догматическим позициям фанатизма любого вида; в спорах придерживайтесь дружественной толерантной позиции и интонации как наилучшего способа достижения понимания между людьми.

8. Формируйте (в классе) установки на такое творческое, диалоговое решение проблем, благодаря которому ценности мира, справедливости, солидарности, сотрудничества и толерантности воплощаются в нашей повседневной жизни.

9. Способствуйте тому, чтобы учащиеся поняли эффективность использования мирных способов решения проблем и конфликтов и отказа от насилия.

10. Пробуждайте в нынешнем поколении учащихся, которым предстоит отвечать за положение дел в стране и мире, чувства альтруизма, открытости, уважения к другому, солидарности и сопричастности; эти чувства, будучи укорененными в собственной идентичности человека, помогают признанию того, что существует множество способов проявления человечности в различных культурных и социальных условиях.

Саранск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте