Конфликт – что это такое? Ссора, драка, выяснение отношений… В общем-то, верно. Но конфликт – это далеко не только спор.
«Что это такое?»
Ребята в классе решили купить магнитофон в складчину, чтобы слушать музыку на переменах. Учителя не возражали, и в классе появилась музыка. Магнитофон включали в свободное время и все вместе радовались. Но вот как-то в конце четверти одному из ребят пришлось на перемене доучивать недоученное. А другой, его приятель, принес в класс новый диск и предложил всем послушать. Один включил магнитофон и радостно пританцовывает, а другой подходит и выключает:
– Не мешай, дай мне спокойно все повторить!
– Ну что ты? Дай послушать!
Вначале мирно спорили и включали-выключали. Потом дело осложнилось.
– Это мой магнитофон, я за него деньги отдал. Не хочу – не слушаю!
– Это мой магнитофон, я тоже за него деньги отдал. Хочу слушать и слушаю!
Разыграйте эту ситуацию. Приведите доводы в защиту позиций обоих спорщиков.
Казалось бы, примеры совершенно непохожие. Но это только на первый взгляд. И в том и в другом случае сталкиваются совершенно справедливые основания для реальных действий. Только в первом случае мы рассмотрели логическую задачку, а во втором – задачу на выяснение отношений.
А вот еще один пример. На школьный праздник пригласили родителей. Иван пришел с мамой, папой и сестрой. И вот все они входят в зал, где уже собрались все участники торжества. Родители Ивана и его сестра садятся на свободные места. А в другом конце зала сидит группа ребят – Ваниных одноклассников. Мама приглашает Ивана сесть с ними рядом: «Садись, ты мне будешь показывать ваших учителей, я с ними еще незнакома, да и ребят ваших еще не всех знаю, ты мне их покажешь!» А с другого конца зала Ивана зовут приятели: «Иди к нам, мы тебе место заняли!» С приятелями веселее, но и родителей обижать не хочется, да и сестренка так жалобно смотрит.
Разыграйте эту ситуацию. Приведите доводы за оба возможных решения Ивана.
Эта история, как ни странно, похожа на первую. Ведь Ивану нужно в этой ситуации причислить себя к группе – либо семейной, либо товарищеской. Он одновременно является членом обеих групп. Пока эти группы не пересекаются, все нормально, но когда они встречаются вместе, возникают трудности.
Во всех описанных ситуациях мы сталкиваемся с конфликтом. Между основаниями классификации, между претензиями на реализацию права собственности, между принадлежностью к разным группам.
Можно объединить все эти истории единой схемой:
Позиция 1 ® 1. Классификация (разные предметы) 2. Общая собственность 3. Член группы ¬ Позиция 2
Фактически во всех этих ситуациях мы сталкиваемся со следующим: одно и то же можно рассматривать с разных позиций. И в зависимости от этой позиции и сам предмет выглядит совершенно по-разному.
Обратите внимание: во всех случаях мы можем выбрать одну из точек зрения, присоединиться к ней. В приведенных примерах позиции равнозначны, т.е. одинаково правильны. Еще такое равенство позиций можно обозначить как их равноправие. В чью бы пользу мы ни разрешили возникший конфликт, все равно обязательно противная сторона будет справедливо недовольна, ведь она тоже имела право на решение в свою пользу.
Конечно, далеко не всегда позиции равноправны. Есть очевидные ситуации: сильный обидел слабого, человек распорядился чужой вещью, задачу решают неправильно (т.е. применяют не то правило). В таких случаях позиции неравнозначны. Но и в таких случаях, как правило, у неправой стороны есть свои причины действовать именно выбранным образом.
Конфликт – это столкновение разных позиций, разных точек зрения. Суть конфликта в том, что на любое явление можно посмотреть с разных точек зрения. Бывают непримиримые позиции, но люди учатся разрешать конфликты, находить компромиссы.
Конфликты могут возникать во всех без исключения сферах человеческой деятельности, поскольку конфликт – «встреча» разных точек зрения.
Вопросы и задания
1. Что общего и различного в описанных историях? Обоснуйте свой ответ.
2. Что такое конфликт?
3. Приведите примеры конфликтов, обосновывая каждый пример.
4. Придумайте или вспомните истории, аналогичные приведенным в тексте §15.
5. Компромисс – что это такое? Опишите (или придумайте) ситуацию, которую можно было бы так озаглавить.
Тема «Почему возникают конфликты»
Конфликт возникнет, если…
Конфликт возникает, если на одно и то же существуют разные точки зрения. Но не только. Например, появился новый фильм. Мнения посмотревших его разделились – одним нравится, другим – нет. Есть ли здесь разные точки зрения? Есть. Но есть ли конфликт? Пока разные мнения не столкнутся, не обнаружат себя, конфликт не обнаружится. Он останется возможным, но не реальным.
Конфликт станет реальным, если люди, имеющие разные точки зрения, попробуют переубедить друг друга. В примерах, которые мы приводили, реальный конфликт возникал, когда необходимо было выбрать одну позицию из двух или нескольких возможных. В случае с оценкой нового фильма такая ситуация может возникнуть, например, на кинофестивале, когда жюри будет решать вопрос о премии создателям этого фильма. Премию фильм может получить, если его почитатели смогут переубедить тех, кому данное произведение не понравилось. Вот тогда необходимо будет аргументировать, убеждать, настаивать на своей точке зрения. В таких случаях говорят, что возникло противоречие.
Противоречие возникает, если сталкиваются как минимум две разные позиции. Противоречие станет конфликтом, если оно обнаружится, если его придется разрешать.
Итак, конфликт возникает, когда сталкиваются разные позиции на одно и то же явление, вещь и т.д. А что же такое позиция, главное, откуда она берется?
Как разрешают конфликты
Для разрешения противоречий используются самые разные средства.
Во-первых, можно ввести дополнительные ограничения, дополнительные условия. Эти условия и договоренности можно согласовать и принять. А дальше действовать в соответствии с принятыми договоренностями. Можно, например, четко разделить обязанности в семье и дальше всегда им следовать. Во многих семьях так и поступают. К сожалению, это не всегда избавляет от споров: что-то случилось, у кого-то изменились обстоятельства, кто-то заболел, уехал. Опять садиться за стол переговоров? Но ведь семья – живой организм, нельзя все точно предусмотреть. Как же решают подобные проблемы в дружных семьях? Близкие люди часто готовы уступать, соглашаясь с точкой зрения другого человека.
Есть ли в подобной ситуации конфликт? Он мог быть, если бы позиции столкнулись, если бы были обнаружены разные взгляды на одно и то же. Но один из членов семьи отказался от своей позиции и таким образом снял противоречие.
Часто противоречие снимается не просто уступкой одного, а взаимными уступками.
Поэтому в большинстве случаев, когда возникает противоречие между порядками, между позициями, необходимо искать решение, в той или иной мере устраивающее обе стороны. Поэтому почти всегда людям приходится идти на компромисс – искать выход из создавшегося положения, выход, который, с одной стороны, полностью не удовлетворяет ни одну из сторон, с другой – приемлем для обеих.
Бывает и по-другому. Подчас люди стоят на своем, не желая уступать.
Разрешение конфликта предполагает учет дополнительных условий, обсуждение возможных вариантов. Поскольку каждый уверен в своей правоте, уступить, даже в малом, бывает крайне трудно. Поэтому подчас требуется обращение к чужому непредвзятому мнению. В наиболее сложных случаях приходится обращаться в суд.
Конфликты обнаруживают, обнажают, делают видимым противоречие, т.е. различие позиций. Требуют изменения позиции, даже отказа от нее. Хорошо это или плохо? С одной стороны, плохо. Приходится спорить, доказывать свою правоту, иногда такие ситуации приводят к ссорам, к обидам.
Если конфликты исчезнут…
В реальности такое невозможно, но почему бы не пофантазировать?
Если нет конфликтов, то нет и разных точек зрения. А это значит, что все, что нас окружает, мы видим только с одной-единственной точки зрения – своей собственной. Это удобно. Но… В таком случае наш взгляд на мир оставался бы неизменным. На что бы мы ни смотрели, мы всегда видим только одну сторону события. Чужая, не совпадающая с нашей точка зрения, даже если она нам не нравится, дает другой взгляд на мир, взгляд, который нам самим почему-то недоступен. Сталкиваясь с другой точкой зрения, мы, как говорят, начинаем видеть проблему в новом свете.
Все, что мы говорили о конфликтах, касалось ситуаций выбора. Конфликт обнажает, делает видимым противоречие, с которым мы сталкиваемся. Например, ребенок говорит на родном языке. Он уверен, что яблоко – это яблоко, его нельзя назвать по-другому. Слово «яблоко» для ребенка – такое же его свойство, как вкус, цвет, запах. Но вот он столкнулся с иностранцем, который называет яблоко иначе – «apple». Что это означает? Такое столкновение (конфликт) помогает понять, что слово – не признак предмета, а нечто совершенно иное. Так конфликт помогает нам обнаружить недостаточность собственного знания, а значит, становится основой для нашего дальнейшего развития.
Так, невозможность сделать что-то провоцирует человека задуматься, поискать новое решение, а значит, делает умнее, развивает. Конфликт словно бы указал нам на проблему: ты ограничиваешь себя, ты не учитываешь иных, чем очевидные, возможностей, ищи, дерзай, развивайся.
Получается, что, решая противоречие, человек открывает нечто важное в его отношениях с другими людьми, в его представлениях, его интеллектуальных возможностях. Вот и получается, что «не было бы счастья, да несчастье помогло». Конфликт обнаруживает, проявляет иные возможные решения проблемы, чем те, которые кажутся очевидными, конфликт учит и развивает человека.
В основе конфликта лежит противоречие. Конфликт возникает, когда на одно и то же явление существует по крайней мере два различных взгляда (противоречие) и когда это противоречие обнаруживается.
Разрешение противоречий требует анализа и учета всех возможных позиций и точек зрения. Конфликты пронизывают все сферы человеческой жизни. Конфликт обнажает противоречие и создает условия для поиска путей его разрешения.
1. Когда возникает конфликт?
2. Как следует оценивать конфликт – положительно или отрицательно? (Обсудите оба варианта ответа на этот вопрос).
3. Следует ли стремиться избавиться от конфликтов? А возможно ли?
4. Что такое позиция? Приведите пример позиции (в споре, в конфликте).
5. Какие способы разрешения конфликтов вы знаете?
Тема «Умеем ли мы разрешать конфликты»
Мое сокровенное
У каждого из нас свои желания («хочу»). Если желания разных людей направлены на одно и то же, может возникнуть противоречие и конфликт. Значит, возникает «нельзя» и исчезает «могу». Что это значит? Значит, я чего-то хочу, о чем-то мечтаю, но у меня этого нет. Или, наоборот, что-то принадлежит лично мне, а на него кто-то посягает. Тогда уже я говорю «нельзя».
Есть границы личные. Это границы моего собственного пространства. Как они охраняются? Для их охраны существуют неписаные правила: нельзя задавать определенные вопросы, нельзя интересоваться, «совать нос» в чужие дела. Есть и личные территории: например, спальня, собственная комната, собственные вещи. Все это составляет личное пространство человека, оно неприкосновенно для других людей. Если личное пространство нарушается, человек испытывает дискомфорт. Поэтому при входе в чужую комнату необходимо стучаться, спрашивать разрешения войти. Личное пространство охраняется и формами принятого общения: если вы с человеком на «ты», то степень его приближения может быть большей, если на «вы» – меньшей.
Охрана границ личности предполагает запрет на чтение личных записей – дневников, писем, запрет на подслушивание чужих разговоров. Это может быть запрет писаный (закон) или неписаный (правило, традиция, этикет).
В понятие личного пространства человека, или пространства личности, включается как образ мыслей, чувств человека (т.е. его внутренний мир), так и принадлежащее человеку его личное пространство – вещи, место, а также и время, когда он не хочет, чтобы кто-то вторгался в его жизнь.
Особенность пространства личности в том, что только сам человек может допустить туда других. Лишь особые обстоятельства (например, нарушение закона или, напротив, необходимость выполнить требования закона, например, при даче свидетельских показаний под присягой) могут позволить посторонним вторгнуться в него.
Человеку неприятно, когда лезут в его дела, нарушают его личное пространство. Особенно сложно в этой связи дело обстоит со сплетнями, слухами. Слухи и сплетни – это разговоры о ком-то за его спиной, без его ведома. Во-первых, эти разговоры касаются, как правило, того, что сам человек относит к своему личному пространству, а потому сплетня – это вторжение на чужую территорию, во-вторых, человек не может прекратить такие разговоры, значит, не может пресечь вторжение в «свои владения».
Взрослея, человек словно бы обрастает собственным пространством. Поэт Иосиф Бродский в одном из своих интервью сказал следующее: «Человек – существо автономное, и на протяжении всей жизни ваша автономность все более увеличивается. Это можно уподобить космическому аппарату: поначалу на него в известной степени действует сила притяжения – к дому, к базе, к вашему естественному Байконуру. Но по мере того, как человек удаляется в пространство, он начинает подчиняться другим, внешним законам гравитации». Пространство маленького ребенка – это его тело, с возрастом у него возникают собственные мысли и чувства, которые он охраняет от других, доверяя лишь родителям, взрослея, выбирает себе других «доверенных лиц».
Я и мы
В процессе развития человеческого сообщества сначала возникло коллективное сознание. Люди почитали себя членами рода, общины, племени. Тогда не было «Я», только «Мы». Поэтому самым страшным наказанием было отлучение от племени. Не только потому, что человек погибал вне общих условий жизни, но и потому, что, оказавшись один, он для самого себя переставал существовать. Существует такая история: один из охотников голодавшего долго племени поймал дичь и, не справившись с голодом, съел ее один. Потом он пришел к вождю племени и сознался в своем проступке. Вождь вынес приговор: охотник, как нарушивший закон племени, должен умереть. Тот удалился в свою хижину и умер. Современному человеку такая история кажется вымыслом, однако у древних были иные представления о жизни: приказ умереть приводил к смерти.
«Мы» – это те, кто принадлежит к данному роду, к данному тотему. Соответственно все, кто не входит в данную группу, – «Они» – чужаки, потенциально опасные. Со временем «Мы» распадалось на «Я-Ты-Мы». По мере развития человечества, по мере возникновения индивидуального – собственности, пространства.
Ситуации, в которых мы чувствуем обиду, – это ситуации конфликта. Мне что-то сказали (позиция другого человека), и это заставило меня задуматься о себе самом (моя позиция). Когда разные позиции столкнулись, мне пришлось задуматься о своем отношении к самому себе. А значит, конфликт помог мне узнать о себе что-то новое. А это всегда полезно!
Во всех цивилизованных обществах признается право человека на внутреннюю свободу, не неприкосновенность его внутреннего мира. Это закреплено в традициях, в привычных формах отношений, в законах, охраняющих личное, внутреннее пространство личности. В повседневной жизни мы должны считаться с тем, что есть неприкосновенное пространство личности, вторгаться на эту территорию – признак невоспитанности (бестактности).
Человек может почувствовать себя обиженным, если его личное пространство уязвимо. Это сигнал к серьезным размышлениям о причинах такой восприимчивости.
1. Что такое личное пространство?
2. Почему сплетни и слухи – это плохо? (Может быть, у вас иное мнение? Тогда обоснуйте его).
3. Как вы думаете, почему мы иногда обижаем других людей, даже близких?
4. Почему люди обижаются?
5. Что следует делать, если вы нечаянно кого-то обидели?
Тема «Учимся договариваться»
Добрососедство
В быту, в ежедневной жизни конфликт возникает, если кто-то посягает на то, что мы считаем своим собственным. На наше личное пространство, на нашу собственность, на наше решение сделать что-то, на нашу свободу.
Это происходит из-за того, что люди живут вместе, на одной территории, в одно время. Люди общаются друг с другом, решая общие (групповые) задачи.
Итак, все мы – соседи. Что это значит? «Не купи двора – купи соседа». Такова русская поговорка. Она означает, что, как бы ни был хорош наш двор (дом, квартира, место – что угодно), плохое соседство может все испортить. Ведь есть множество вещей в жизни, которые невозможно разгородить стеной или забором. Значит, если соседи попались неудачные, трудно будет отгородиться и вести независимую жизнь.
Что такое добрососедство? Чтобы разобраться, рассмотрим конкретный пример. В одной квартире приболевший ребенок, за стенкой – день рождения.
Во-первых, имеет ли право заболевший человек поспать в тишине? Да, конечно. Ведь от шума у него сильнее болит голова, следовательно, шум за стенкой доставляет ему физические страдания. Ни один нормальный человек не хочет, чтобы другой человек, тем более ребенок, испытывал боль.
Ну а тот, у кого день рождения? Он имеет право на праздник? Он, может быть, празднует юбилей, такие дни в жизни бывают не каждый год, тем более не каждый день. Он готовился к празднику, потратил деньги на угощение. Его гости тоже отложили свои обычные заботы, изменили свои планы, долго ждали веселого праздника. Что же теперь, встречая гостей, говорить им: «Извините, все отменяется, приходите через неделю!»? Так ведь можно и вообще без друзей остаться! Во всяком случае через неделю вряд ли кто-нибудь придет.
Так что же делать? Как согласовать вполне резонные требования, если они совершенно несовместимы? Конечно, почти на все случаи жизни существуют нормы – правила, законы. В данном случае, однако, эти правила неприменимы: запрещено шуметь после 23.00, т.е. поздно вечером. А наш случай произошел днем, скажем, в 17.30 начали собираться гости на день рождения.
А можно ли вообще разрешить эту проблему так, чтобы все были довольны?
К сожалению, в этом случае обеим сторонам придется пойти на уступки. Трудно сказать, каким конкретно образом. Возможно, малыша придется перевести в другую комнату, чтобы он оказался подальше от веселящихся соседей, может быть, придется ему почитать, покачать его, чтобы он все-таки попытался уснуть. А гостям и хозяину-юбиляру, если они нормальные люди, с которыми можно договориться, придется тоже, наверное, ограничить свои восторги по поводу праздника.
Итак, соседям все-таки удалось уменьшить взаимные неудобства. А что для этого потребовалось? Потребовалось то, что нельзя оговорить ни в каком законе, ни в какой норме или правиле. Понадобилось желание пойти навстречу друг другу, понадобилось взаимопонимание.
Почему люди общаются
В науке различают коммуникацию (обмен информацией) и общение (взаимодействие людей, включающее их чувства, переживания). Понятно, что коммуникация может быть и между компьютерами, а вот общаться, относиться друг к другу по-человечески могут только люди. Общаясь, они учатся понимать друг друга, сочувствовать друг другу. Еще они в общении узнают себя. Ведь другие для нас – еще и «зеркало», они дают нам возможность узнать себя. Каждый конфликт – это проверка: могу ли я действовать как человек или я буду тупо, как машина, стоять на своем, требовать только своего «хочу».
Общение между людьми требует от человека умения видеть причины чужих поступков, относиться к другому не только на основании своих желаний и интересов.
Общение, следовательно, требует от человека умения видеть конфликт интересов, желаний, чувств – позиций. А если противоречие обнаружено, его уже гораздо легче разрешить.
С чего начинается конфликт
Во-первых, есть моя собственная позиция. Я могу и не задумываться о ней. Просто я, например, знаю, чего хочу. Во-вторых, обнаруживается, что по поводу того же самого предмета есть другая позиция. Так сталкиваются две позиции, возникает противоречие, и позиции оказываются в состоянии конфликта.
Обратите внимание, не люди находятся в состоянии конфликта, а позиции. А позиция – это лишь мой взгляд, моя точка зрения. Это не весь я. А ведь как часто бывает? Кто-то со мной не согласен, например, не хочет прийти ко мне в гости. Все! Война! Я рву все связи со своим другом, а ведь нас связывает столько общего. В результате страдаем мы оба, ведь дружба была частью нас самих. Но ведь его позиция (отказ меня навестить) – это не весь человек, это частная (т.е. частичная) ситуация. И связана она с частными обстоятельствами. Более того, у его отказа есть свои причины, основания. Но я не хочу о них ничего знать! Следовательно, я считаю свою собственную позицию единственной, я отказываю ему в праве на собственную позицию. Так кто же должен обижаться – я или он? Я должен срочно восстановить уважение к себе! Значит, нужно проявить свою силу. А дальше идут в ход не только слова, но часто и кулаки.
Выходит, что драка – это ширма внутренней слабости. А не обидеться, постараться договориться – свидетельство внутреннего достоинства. Готовность взглянуть на проблему с другой точки зрения, оказывается, свидетельствует не только об уме, но и о чувстве собственного достоинства.
А откуда берется желание, готовность понимать друг друга? Вот здесь мы подошли к важнейшему вопросу. Отвечать на этот вопрос вы будете всю свою жизнь. Каждый новый случай в жизни заставляет человека задуматься, как поступить – пойти на открытый конфликт, настоять на своем праве (ведь в нашем случае обе стороны имели право требовать решения в свою пользу) или, возможно, уступить, пойти на компромисс, посчитаться с требованиями другой стороны.
Есть такое выражение: «Договор дороже денег». Что оно означает? Значит, если мы нашли разрешение конфликта, если договорились – это важнее любой выгоды, это и есть выгода. Жить в мире без противоречий нельзя, но научиться уважать чужое мнение и свое честное слово, свое обещание вполне возможно.
Поэтому жить в мире с людьми, которые нас окружают, – это труд, искусство, которому люди учатся всю жизнь.
Жить среди людей означает уважать и принимать интересы и желания других. Жизнь в обществе так сложно переплетает интересы людей, что разграничить их бывает почти невозможно. Это требует от каждого из нас постоянно учиться смотреть на ситуацию глазами другого, пытаться понимать других людей и стараться действовать с учетом интересов другого. Выполнение договора, следование своему обещанию – важнейшая часть разрешения конфликтов.
1. Как людям удается поддерживать отношения добрососедства? Что для этого требуется от человека? От общества в целом?
2. Регулирует ли общество отношения между людьми? Для чего это необходимо?
3. Как вы думаете, насколько вы готовы поддерживать отношения добрососедства?
4. Чему, на ваш взгляд, вам еще надо учиться, чтобы избегать конфликтных отношений?
5. Опишите реальную ситуацию конфликта. Удалось ли его разрешить? Как?
Борис ХАСАН, Катерина ПОЛИВАНОВА
Комментарии