search
main
0

Умение брать на себя ответственность

Образовательные события как средство формирования предпринимательских компетенций

Развитие предпринимательства – не только одно из ключевых условий обновления страны, обновления экономики, повышения ее устойчивости, но и в целом нашего успешного движения вперед.

Владимир Путин

 

Формирование бизнес- компетенций в условиях предпрофессионального самоопределения – одно из направлений, которое реализуется в нашей школе. Мы участники проекта «Предпринимательский класс».

Востребованность и свое­временность открытия предпринимательских классов в современном мире рыночных отношений совершенно оправданны. Участие в данном проекте позволяет расширить пространство возможностей для школьников, дать им более широкое представление о тех перспективах, которые перед ними открываются. Обучающиеся получили возможность работы с реальными кейсами от предпринимателей. Для них организована усиленная подготовка к профильным экзаменам, олимпиадам и конкурсам с привлечением вузовских преподавателей и других ресурсов проекта. Благодаря сотрудничеству с ведущим экономическим вузом России – РЭУ имени Г.В.Плеханова – наша школа одной из первых оказалась готовой воплотить этот проект в жизнь.

Особенностью учебного плана предпринимательских классов является реализация деятельностного подхода через проектно-исследовательскую деятельность, сетевые образовательные события и профессиональные пробы предпринимательской деятельности с использованием ресурсов города и наших социальных партнеров.

Значительную поддержку в организации образовательных событий оказывают ресурсы города. Каждую неделю обучающиеся социально-экономического профиля посещают финансовые и предпринимательские субботы, на которых получают уникальную возможность приобрести уже в школьном возрасте профессиональные знания и умения, востребованные экономикой XXI века. Темы занятий актуальны и интересны для ребят, практико-ориентированы и проходят в форматах бизнес-тренингов и мастер-классов от ведущих экспертов России. По итогам посещения «Университетских суббот» предпринимательские классы готовят сценарии мероприятий для обучающихся младших классов.

Очень важную роль в современном образовании играет интерактивность в самом широком смысле слова. Сюда относятся и различные виды взаимодействия между учителем и учениками, геймификация образовательного процесса и, конечно же, электронные интерактивные задания. Почему это важно для развития предпринимательских способностей? В данном случае речь идет о формировании навыков взаимодействия с различной аудиторией, развитии коммуникативных способностей и умения презентовать себя и свой продукт. Выполнение интерактивных заданий, объединенных тематикой предпринимательства, – важный ресурс для будущих бизнесменов.

Кроме того, для многих детей характерен интерес именно к практической составляющей предпринимательства: им хочется решать реальные задачи для достижения результатов и получения новых знаний. Однако предпринимательство – это многостороннее понятие, которое, разумеется, включает в себя и обширный теоретический материал. Ведь настоящий бизнесмен должен не только уметь получать прибыль, но и разбираться в законах, документах, регламентах, быть постоянно готовым к изучению новых подходов и тенденций, к чтению профильной литературы, словом, к постоянному саморазвитию и совершенствованию своих навыков. Как же сделать эту задачу (которая многим может показаться скучной и тривиальной) действительно интересной? Здесь нам и приходят на помощь различные интерактивные ресурсы МЭШ. Благодаря им можно в увлекательной форме ознакомиться даже с трудной теорией, а информация запоминается и усваивается гораздо лучше, чем если бы она преподносилась в традиционном лекционном формате.

Сохранение и приумножение школьных традиций – важнейшие составляющие при планировании и организации образовательных событий в нашей школе. Одним из наиболее востребованных форматов предпрофессионального самоопределения является клуб старшеклассников «Карьера». На заседания клуба по направлению «Предпринимательство» приглашаются известные бизнесмены, успешные предприниматели, меценаты, ученые в области экономики, в том числе из числа членов нашего управляющего совета, наши социальные партнеры, родители учеников и выпускники школы. Клуб старшеклассников проходит в форме деловой игры. Заседания клуба старшеклассников «Карьера» проходят по разным направлениям предпрофессиональной подготовки обучающихся. Гостями направления «Предпринимательство» стали Никита Олегович Исаев – юрист, политик, экономист, Михаил Константинович Журавлев – предприниматель, директор, президент Международного фонда искусств имени С.Д.Эрьзи, Ольга Николаевна Быкова – доктор экономических наук, профессор кафедры предпринимательства и логистики РЭУ имени Г.В.Плеханова.

Наиболее эффективным инструментом формирования предпринимательских компетенций у обучающихся, который отличается от привычных способов организации образовательного процесса в конкретном классе, являются организация и проведение образовательных событий.

Образовательное событие – это ситуация, которая переживается и осознается человеком как значимая (поворотная) в его собственном образовании и оказывает влияние на его дальнейшую деятельность. Человек не просто обретает новые знания, наращивает компетентности, способности, а вынужден осознавать мотивы, траекторию и маршруты своего образовательного движения и менять их.

Проведение деловых игр – наиболее востребованный формат при организации образовательных событий. Деловая игра является активной формой учебных занятий и представляет собой управленческую имитационную деятельность, моделирующую деятельность определенных специалистов в соответствии с заранее обусловленными ролями. На основе анализа практической ситуации участникам необходимо принять определенное решение и творчески представить его.

Деловая игра «Как открыть свой бизнес» проходит в три этапа. На первом, по сути, подготовительном этапе обучающиеся предпринимательских классов изучают эффективные профессиональные кейсы успешных предпринимателей – гостей клуба старшеклассников «Карьера».

В ходе второго этапа – «Моделирование компьютерного бизнеса» – обучающиеся предпринимательских классов, разбившись на команды, разрабатывают бренды ИТ-компаний, рекламные продукты и кадровую политику. В рамках сотрудничества с РЭУ имени Г.В.Плеханова в начале учебного года в предпринимательских классах проводится серия игр с элементами тренинга «Как открыть свой бизнес», которые активизируют творческую инициативу обучающихся, предоставляют возможность применить полученные теоретические знания в практических ситуациях, способствуют формированию предпринимательских навыков у ее участников. В ходе игры ребята, разбившись на команды, за полтора часа разрабатывают собственные бренды, рекламные продукты и кадровую политику.

На третьем этапе игры, который проходит на занятиях по курсу «Основы предпринимательства», обучающиеся, по сути, открывают свой собственный бизнес на уровне подготовки бизнес-планов по реализации своих бизнес-идей. Это начальный  этап создания бизнеса. От выбора бизнес-идеи (то есть выбора, что производить, какой товар или услугу) зависит успех фирмы в целом. Участники совещаются и формулируют идею открытия своего бизнеса, отвечая на вопросы, что они собираются производить, насколько инновационной является их идея, обосновывают реализуемость своих планов.

Каких результатов ожидаем мы? В первую очередь это формирование компетенций для профессиональной и личной успешности; приобретение опыта профессиональных проб; развитие навыков социального проектирования и командной работы; осознанное профессиональное самоопределение; развитие коммуникативных компетенций. Доктор экономических наук, профессор кафедры предпринимательства и логистики РЭУ имени Г.В.Плеханова, заведующая научно-учебной лабораторией «Капитаны» Ольга Николаевна Быкова отметила высокую значимость и актуальность проведения игры «Как открыть свой бизнес» для обучающихся предпринимательских классов:

– Ранняя профориентация позволит ребятам освоить ряд профессиональных дисциплин, которые будут совместно реализованы с педагогами РЭУ имени Г.В.Плеханова. Выпускники, которые придут продолжать образование в нашем университете, получат те знания, компетенции и профессию, которые востребованы современной экономикой. Мы приглашаем другие школы Москвы к участию в деловой игре на базе 1287‑й.

Формирование предпринимательских компетенций обучающихся предпринимательских классов способствует развитию личности подростка, социализации, выстраиванию траектории профессионального успеха. В дальнейшем наши выпускники станут добросовестными налогоплательщиками и работодателями, ответственными заемщиками и грамотными вкладчиками, будут умело ориентироваться в экономической ситуации государства, смогут принять грамотное решение в любом, даже кризисном, случае.

В современном мире предпринимательские компетенции все шире входят в повседневную жизнь и взрослых людей, и школьников. Умение брать на себя ответственность, аргументированно отстаивать свою позицию, налаживать контакты с разными людьми – все это важно для саморазвития любого человека, не только бизнесмена или предпринимателя.

Алексей СМИРНОВ, куратор предпринимательских классов школы №1287

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте