Многие подзабыли, а молодые учителя и не знают, что Надежда Крупская уже в четырнадцать лет начала давать частные уроки, после окончания гимназии она была репетитором в пансионате Оболенской. Молодая учительница умела очаровать детские сердца и стать кумиром для своих воспитанниц. Для них наступали самые лучшие времена, когда она раскрывала перед ними книгу «Литературные вечера» и читала отрывки из лучших произведений русских классиков. Мало кто знает, что одной из учениц Крупской была дочь писателя Короленко. Потом Владимир Галактионович скажет о ней: «Такая учительница всегда будет любима учениками». Именно такой запомнила своего любимого педагога Мария Карловна Куприна, жена знаменитого русского писателя, которая считала, что ни у одного из ее последующих педагогов не было такого чудесного дара проникать в душу ребенка.
Надежда Константиновна с удовольствием преподавала в так называемых смоленских классах, где обучались рабочие и работницы. Здесь она создала свою собственную методику «Пять лет работы в вечерних смоленских классах». Она учила «уметь сливать свою жизнь с общественной, благодаря чему личная жизнь обогащается, становится глубже и ярче». Надежда Константиновна лично занималась разработкой концепции букварей для взрослых, а спустя некоторое время дала собственную оценку первым советским букварям. Крупская разработала проблему коренного изменения содержания обучения, при этом она учитывала мнение учителей-практиков. Она не признавала раз и навсегда усвоенной истины, саму педагогику рассматривала как науку, непрерывно развивающуюся.Высшая аттестационная комиссия Наркомпроса РСФСР в 1936 году присвоила Н.Крупской ученую степень доктора педагогических наук, еще раньше А.Луначарский отмечал, что «основная колонна нашей просветительской системы, общее направление послереволюционной школы выстроены на базе педагогических мыслей Надежды Константиновны».Много внимания Крупская уделяла трудовому обучению в школе, она предлагала связать обучение с производительным трудом, в итоге она создала труд, описывающий идею трудовой школы, в этом контексте она дала принципиально новую оценку мыслей Жан Жака Руссо о роли труда в воспитании ребенка.В наше время, обращаясь к педагогическому наследию Крупской, учителя и ученые находят в ее трудах идеи демократизации школы, управления народным образованием в целом. Эту проблему она связывала с организацией ученического самоуправления, с участием народа в перестройке школы.Крупскую часто представляют сухим, малоэмоциональным человеком, но и те, кто был с ней знаком, включая Н.Парфенову, и ее педагогические труды говорят об обратном. Вот что она писала о великом педагоге-гуманисте Льве Николаевиче Толстом: «И столько поэзии в педагогических статьях Толстого, столько страстности, что для пережившего эти статьи педагогическая деятельность не может уже быть скучным ремеслом, а станет деятельностью творческой, преисполненной глубоких тревог и радостей».Сегодня педагогические труды Крупской, ее деятельность как одного из первых и значительных советских просвещенцев подвергнуты забвению. Ее книги не переиздают, а те, что когда-то были изданы, задвинуты в глубины библиотечных шкафов. И все-таки она оставила значительный след в истории становления советской школы. Многие ее идеи (о чем мало кто подозревает) живы и поныне. К ее наследию, которое, как ни странно, так и не было до конца изучено (осталось множество неопубликованных работ), наверняка вернутся с позиций истории, с позиций сегодняшнего времени.(к 130-летию Крупской)
Комментарии