search
Топ 10

Умейте удивлять!

Главное в педагогике - сотрудничество с детьми

Дмитрий ДЕМИХОВ, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года России»-2020 Липецкой области, уверен, что надо придумывать заново каждый свой урок. А заодно воспитывать детей на собственном примере. Чтобы лучше понять, как складывалась жизнь Дмитрия Демихова в последние годы (точнее будет сказать – Дмитрия Александровича, потому что для нас все-таки привычнее называть директора школы по имени-отчеству, даже если ему 30 лет исполнится только в следующем году), надо придерживаться хронологии событий.

 

Работы много не бывает

Усмань – небольшой городок в Липецкой области с населением в 20 тысяч человек. Дмитрий Александрович родился в этом городке в 1992 году, в 2010-м поступил в Воронежский государственный университет на исторический факультет и, окончив его, через пять лет пришел работать в усманскую школу №3 учителем истории и обществознания. В 2017 году его выбрали председателем Ассоциации молодых педагогов Липецкой области, наверное, потому что своей активной жизненной позиции он никогда не скрывал и к учительской профессии отнесся с большим интересом и энергией. Как результат – 35 часов учебной нагрузки в неделю и классное руководство оказались лишь первым шагом на пути к остальным профессиональным достижениям.

В мае 2019 года Дмитрий выигрывает областной конкурс «Педагогический дебют», но на всероссийский этап не попадает, потому что его вызывают к главе Комитета по образованию города Усмани Светлане Степановне Саливончик. С весны 2019 года в городе началось строительство школы №4 – рассчитанной на 800 учеников четырехэтажной красавицы с современным дизайном, научными лабораториями, двумя бассейнами и лифтами-подъемниками для детей с особенностями здоровья. Возглавить школу, а пока достроить ее предлагают Дмитрию Демихову. Долго раздумывать он не стал – согласился, заручившись поддержкой Комитета по образованию, и с головой погрузился в строительные заботы. Но ни любимый класс в третьей школе, ни уроки истории бросать не захотел – как сам говорит, приходилось совмещать три работы: ведение уроков, классное руководство и директорство в строящейся школе.

– Сложно было?

– Да, я бы сказал, было интересно.

Только на этом дело не закончилось. В сентябре 2019 года начались школьные этапы конкурса «Учитель года», и директор школы №3 предложила учителю истории Демихову поучаствовать в муниципальном этапе конкурса. Отказать он не смог, начал усиленно готовиться – выступил и победил! Добро на участие в региональном этапе конкурса дала председатель городского Комитета по образованию, они с Дмитрием поговорили и решили, что, если удастся попасть в пятерку лауреатов, уже будет хорошо. Но, как только участники заявились на конкурс, началась пандемия коронавируса и стало понятно, что региональный этап «Учителя года» затягивается или откладывается на неопределенное время. Обычно в начале марта он уже шел полным ходом, но весной 2020‑го этого не случилось.

Дмитрий воспринял неожиданную паузу как возможность выдохнуть и спокойно завершить строительство школы и свою учебу – он еще дополнительно учился – по специальности «менеджмент в образовании». Оканчивал Ростовский межрегиональный институт развития образования, диплом получил к весне 2020 года.

Когда школьное здание уже было готово, начались проверки и согласования с СЭС, пожарным управлением, Роспотребнадзором. И тут как раз подоспело электронное сообщение о продолжении конкурса «Учитель года Липецкой области». Июнь в разгаре – надо сдавать школу и одновременно участвовать в конкурсе! Дмитрий говорит, что к тому времени уже изрядно перегорел, конкурсный урок провел на четверочку – так сам себя оценил. Но, когда жюри подвело итоги, он оказался в первой пятерке – программу-минимум выполнил!
Будто сбросил гору с плеч, хотя особенно радоваться было некогда: сдача школы в разгаре, а девятые классы, в которых вел историю, надо было готовить к ГИА – тогда до последнего думали, что их придется сдавать, и только потом аттестацию отменили.

Всероссийский этап

Человек – существо непредсказуемое. Казалось бы, в пятерку лауреатов регионального конкурса попал, свою долю признания получил, задуманное исполнил. Но тут-то и зацепило: а почему бы не попасть в число призеров, может, даже и вы­играть? Аппетит, как известно, приходит во время еды. И энергия появилась, и желание победить – в итоге Дмитрий Александрович дает интересный мастер-класс, с удовольствием участвует в совместном проекте и выигрывает региональный этап конкурса. Вот она – долгожданная победа! Но тут новое известие – всероссийский финал переносится на весну 2021 года. Зато появилась возможность заниматься только школой! В сентябре 2020‑го в Усмани торжественно открыли новостройку – школу №4 имени академика Николая Басова, известного физика, нобелевского лауреата, уроженца этого города.

Как говорит Дмитрий Александрович, школа получилась прекрасная! Современная, хорошо оснащенная, с тремя ступенями подготовки. Из шести населенных пунктов, расположенных по соседству, осуществляется подвоз детей, есть два своих автобуса. Появление новой школы позволило разгрузить соседние учебные заведения и полностью отказаться от второй смены в городе. Чтобы стать директором новостройки, из школы №3 пришлось уйти. И за Дмитрием Александровичем перешел весь класс, в котором он вел классное руководство! Точнее, из 26 человек перешли 25 – одна девочка не решилась, от дома далеко добираться. Так что нынешний 2021 год для Демихова – второй в должности директора и второй год жизни его школы, в которой он не только руководит, но и по-прежнему ведет уроки истории и классное руководство в своем 11‑м классе – следующей весной выпуск!

А что же всероссийский конкурс? Демихов говорит, было здорово! Весной 2021‑го съездил в Волгоград, выступил, нигде не афишировал, что он директор. Да никто и не спрашивал. Правда, рассказывает Дмитрий, один из конкурсантов его все же вычислил – в Интернете увидел репортаж про открытие новой школы в Липецкой области и про то, что директор Дмитрий Демихов реализовывает в ней идеи гуманной педагогики.

– В Липецкой области, – поясняет Дмитрий Александрович, – действует проект по демократизации образования. В частности, мы стремимся к безоценочной системе, при которой отметки выставляются не по всем предметам. Начали с того, что отказались от оценок по окружающему миру в начальных классах, и по английскому языку их тоже нет. А с этого года хотим попробовать отменить отметки в пятых классах по всеобщей истории. То есть мы стараемся аккуратно входить в этот проект. Люди должны привыкнуть, посмотреть, в чем плюсы и минусы. Есть уже неплохие первые результаты.

Возвращаясь к конкурсу, Демихов вспоминает, что о его директорстве большинство коллег узнали, когда не прошли во второй тур. До этого были все в себе, активно готовились, а когда определилась «пятнашка», не прошедшие в очередной этап начали знакомиться друг с другом подробно. Все оказались очень интересными людьми, у каждого было чему поучиться. А главное – осуществилась его давняя мечта участвовать в конкурсе «Учитель года» – педагог об этом задумался, когда только-только пришел работать в школу.

Тех, кто ей предан, школа не отпускает

Интерес Дмитрия Демихова к школе и урокам проявился во время первой педагогической практики. Говорит, что за пять лет учебы в Воронежском госуниверситете практических занятий в школе был один месяц! А сам он давал всего два урока. Педагогика как дисциплина преподавалась полгода, но там все казалось не таким интересным, как в настоящей школе. Тем более что он не стремился целенаправленно в учительскую профессию, больше хотел быть историком, археологом, этнологом или еще кем-то. А получилось, что в школе ему понравилось, все оказалось «прикольно и интересно»! А вот что касается уроков, тут до всего приходилось додумываться самому. У педагогов, окончивших педвуз, и практики больше, и спецдисциплин за годы учебы, зато, как говорит Дмитрий, их не учат удивлять! А если ты учился в классическом университете, будешь вынужден придумывать каждый урок. Он сам, например, начал с игры-стратегии – оказалось, в классе немало ребят, увлеченных такими активностями, и слова «Мемфис» или «Нотр-Дам» для них уже не пустой звук.

– То есть, – продолжает Дмитрий Александрович, – у меня не было инструментов, которые мне дали бы в вузе. Я сам для себя создавал инструменты.

– Это трудно, неужели не хотелось получить педподготовку?

– Тяжело было первые полгода. А потом я просто понял, что можно использовать все и вся: видео, мультфильмы, игры – все! Так ребятам еще интереснее.

В итоге самым трудным для Дмитрия оказалось не ведение уроков, а выстраивание отношений с неблагополучными подростками. К нему еще относились более-менее, потому что видели перед собой мужчину, а девушкам после вуза достается куда больше испытаний! Поэтому одной из главных своих задач как учитель и директор Дмитрий Александрович называет воспитание учеников, а не только их обучение, – «чтобы выросли нормальными людьми». И тут надо начинать с себя – педагог должен быть интересным, показывать, как правильно, убеждать личным примером. Только тогда он имеет моральное право что-то объяснять ребенку и воспитывать. Если говоришь ребенку о вреде плохих привычек, то и сам не должен ими злоупотреб­лять. Если берешься учить семейным традициям и патриотизму, не стоит ограничиваться общими словами, что надо любить маму с папой и петь гимн на линейке. С детьми надо как можно чаще и больше разговаривать – про все, особенно про то, например, почему надо уважать нашу сборную по хоккею, когда она не смогла выиграть чемпионат мира. «Ведь когда она выигрывала, ты за наших болел? А почему же сегодня, когда им трудно, ты говоришь, что они плохие и их бросаешь?»

Как говорит Дмитрий, все строится на микромоментах. Сегодня проблема номер один в том, что люди перестали общаться друг с другом. Они в основном живут в гаджетах: выставили фотки, получили лайки, а за этим ничего не стоит! Поэтому нужно и быть примером, и проявлять определенный уровень эмпатии, чтобы ребенок мог рассказать учителю, о чем думает или что с ним произошло. Если педагог будет сотрудничать с учениками, то и на уроке установится дружеская атмосфера, которая заключается в определенном уровне уважения и определенной легкости общения.

– Мы живем в быстро изменяющемся мире, поэтому из детей надо формировать добропорядочных граждан, – считает педагог. – К сожалению, современное общество становится все менее человечным, мы перестаем быть людьми в плане общения, понимания и сочувствия. Это нужно дать и этому нужно научить. Если мы научим ребенка сопереживать, любить и принимать себя таким, какой он есть, ему и самому будет легче, и к другим людям он будет относиться лучше. Кто-то легко учит физику, а кому-то она совершенно не дается, зато он рукодельник, вырезает по дереву, на станке работает, у него к этому душа лежит. А еще ребенка надо учить свободе выбора. Мы зачастую живем не своей жизнью, а ожиданиями других. В семье родители хотят, чтобы ребенок стал полицейским, а он мечтает быть ветеринаром, но отказывается от своего выбора, уступая родительскому. Поэтому надо научить сегодняшних детей, чтобы они, когда вырастут, предоставляли выбор своим детям.

В завершение портрета Дмитрия Александровича Демихова добавлю еще несколько слов, которые не оставят равнодушными никого и особенно понравятся учителям и журналистам-женщинам. Его дочке четыре года. С женой Яной Сергеевной знакомы с детства, потому что жили по соседству, дружить начали, когда учились в школе. Она училась на класс младше и в Воронежский гос­университет, на тот же самый исторический факультет, поступила годом позже. Окончила его по специальности «политология» и сейчас работает заведующей школьной биб­лиотекой. Поженились в 2013 году, когда учились в университете. А во время конкурса «Учитель года» супруга стала для своего мужа незаменимым спичрайтером, как он сам говорит: «Я накидывал идеи, которые надо было свести воедино и красиво изложить на бумаге – все это делала жена. Наверное, половина моего успеха – ее заслуга!»

Татьяна Масликова, Липецкая область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту