search
main
0

Умейте говорить по-русски, и вас поймут все

Лариса АССУИРОВА, профессор Московского городского педагогического университета: – Формирование мировоззрения в школе будущего должно быть адекватно современной общественной жизни в России, отвечать требованиям к гражданину страны, которая стала одним из лидеров культурного и социального развития мира.

Сегодня можно говорить о таких наиболее важных характеристиках мировоззрения выпускника школы будущего, как:

умение вести диалог с представителями разных культур, народов России и мира;

наличие культурно обоснованной гражданской позиции по отношению к целям и проблемам развития России;

осознание себя причастным к русскому языку, российской культуре и истории.

Наиболее важная форма работы – формирование идентичности средствами русского языка. Человек вписан в бытие благодаря языку. Благодаря языку человек развивается, взаимодействует, обучается и осваивает профессию. Поэтому чем раньше начинается работа над совершенствованием языка, чем более систематический и непрерывный характер она носит, тем более эффективным оказывается процесс развития мышления, языковых и речевых способностей.

Состояние русского языка, в наше время представленное в СМИ, литературе, музыке, киноискусстве, речи русских людей, позволяет говорить о его разрушении. Это связано с тем, что мы больше не живем в культуре чтения и письма, русский язык существует в новых демографических условиях, характеризующихся оживлением и даже некоторым напряжением миграционных процессов. Ежегодно Москва, ставшая многонациональным и многоконфессиональным городом, принимает тысячи детей, воспитанных в других культурных традициях, для многих из которых стоит проблема адаптации, в том числе и языковой, в новой среде. Москвичи и носители русского языка также попадают в условия многоязычия, что, безусловно, затрудняет процессы обучения и коммуникации.

Сегодня, к сожалению, мы все чаще сталкиваемся с тем, что молодое поколение не разделяет ценности межнационального позитивного диалога. Школа – основная структура, на которую возложена миссия адаптации детей и подростков-мигрантов к жизни в крупных городах и мегаполисах. Русский язык – язык межнационального общения, причем не только общения с жителями крупных российских городов и мегаполисов, но и самих мигрантов – представителей разных национальностей. Владение русским языком должно быть для учащихся важнейшим условием успешной жизни в российских городах.

Сегодня мы наблюдаем отсутствие системы норм и ценностей, передаваемых через русский язык. Доказательством тому может послужить контент-анализ текстов наших СМИ и других печатных изданий. В СМИ и в современной литературе преобладает сниженный стиль речи, ненормативной и заимствованной лексики, что влечет за собой разрушение художественного и публицистического стилей речи, формирование разговорно-фамильярного типа речевой культуры, стремление к экономии и сокращению используемых языковых средств.

За прошедшие 15-20 лет экспансия иноязычной лексики оказалась многократно больше, чем во времена Петровских реформ, и этому процессу никто не сопротивляется. Более того, видные представители образования признаются в бессилии перед стихийно развивающимся в сторону заимствований стиля языка. Проректор государственного Института русского языка имени А.С.Пушкина Наталья Бурвикова так написала в одной из анкет: «За последние 100 лет наш язык обогатился примерно 5000 новыми словосочетаниями, некоторые из них из рекламы. Если кто-то красиво выглядит, я могу сказать: «Ах, как красиво!», а могу: «Все в восторге от тебя, а ты – от «Мейбелин». И никакой мой код это не нарушит, потому что глупо затыкать уши и говорить: «Слышать не хочу!» Фраза на слуху, входит в язык, с языком бороться невозможно».

Обучение русскому языку все еще идет на основе застывших схем, без учета социально-культурных изменений в обществе. В своем большинстве школьные программы по русскому языку направлены на формирование умений и навыков видеть орфограммы и пунктограммы, рассуждать о них, формирование ЗУНов, а не на формирование языковых, речевых и творческих способностей детей.

В образовательных стандартах и в практике работы школ видна оторванность программ гуманитарных дисциплин друг от друга. Это заметно прежде всего на примере литературы и истории. Дети начинают изучать русскую литературу, практически не прикоснувшись к русской истории, поэтому в сознании детей не складывается целостное понимание смыслов, заложенное в художественных текстах. Появление во многих школах таких предметов, как мировая художественная культура и риторика, также пока не приводит к должному результату, поскольку учитель самостоятелен в выборе программы, темы и не соотносит их с другими гуманитарными дисциплинами. Отсюда – отрывочность знаний.

Сопряжение программ гуманитарных дисциплин на основе культурно-ценностных блоков, глобальное и всестороннее освоение материала, интеграция деятельности педагогов – задача школы будущего.

Состояние русского языка, разрушение национального кода, как принято говорить, связано также со снижением престижа русского языка в России и в мире. «Через четверть века русский язык потеряет статус мирового, так как число его носителей сократится примерно вдвое, – отметил ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий. – Необходимы экстренные меры по защите русского языка, такие как принятие соответствующей программы». И это тоже задача школы будущего.

Каковы же основные направления работы с русским языком должны быть в школе будущего?

Это прежде всего создание программы непрерывного гуманитарного образования. Программа должна учитывать предметные и внепредметные формы преподавания гуманитарных дисциплин, направленные на развитие мышления, формирование речевых способностей детей и общекультурное развитие. Целями программы должны быть в начальной школе формирование грамотности, в средней школе – формирование речевых способностей, в старшей школе – формирование способности к созданию собственного высказывания.

На мой взгляд, средствами достижения результата могут стать разработка интегрированных курсов, в которых русский язык выступит средством интеграции, риторизация – введение элементов риторики в преподавание русского языка. Такая программа направлена прежде всего на формирование способности детей создавать высказывание не в учебно-научном стиле, как это происходит сейчас, а в публицистическом и художественном, причем на всех уроках по разным предметам. Средствами достижения результата станут и обучение на основе культурно-ценностных образцов, и разработка модельных блоков и технологических пакетов, и формирование языковых способностей на уроках по всем предметам, и создание учебников нового поколения, в том числе интерактивных.

С программой преподавания гуманитарных дисциплин тесно соприкасается и другое направление – разработка средовых технологий, цель которых – выявление уровня освоения языка в виде системы олимпиад, турниров, поэтических конкурсов, праздников русского языка на интеграционной основе. Предлагаемые формы работы выстраиваются в событийный календарь, имеющий следующие характерные черты:

– все мероприятия носят систематический характер, ученик или школа должны принять участие во всех в течение года;

– содержание события направлено на формирование творческих способностей детей и диагностику способностей, полученную в предметных областях;

– событийный календарь построен на принципах непрерывного гуманитарного образования – от начальной школы до старшей;

– содержание событий основывается на культурно-ценностных блоках.

Осознание русского языка как родного, а также средства межнационального общения, мирового языка, учитывает работу в условиях многонациональной языковой среды и предполагает:

формирование отношения к русскому языку как мировому и осознание России как мирового лидера;

создание средовых технологий, предполагающих международные гуманитарные связи, повышение престижа русского языка в мире, поддержку русскоговорящих за рубежом.

Базовой школой ВНИКа «Формирование идентичности средствами русского языка» стала школа «Наследник», директор которой – член Общественной палаты при Президенте РФ, доктор педагогических наук Любовь Духанина. Задачи, которые поставил перед собой коллектив ВНИКа, таковы: разработка интегративных программ, курсов, сценариев, модульных блоков и технологических пакетов, создание учебников нового поколения, разработка и реализация средовых сценариев, создание нового типа телевизионных передач по русскому языку, создание интернет-коллекции текстов-образцов, на которых следует обучать детей, создание международной культурной программы для соотечественников за рубежом.

Выдвигаемая модель школы будущего вбирает в себя все лучшее, что было достигнуто советской школой. Однако советская школа была связана с единой для всех идеологией, а российская школа будущего ориентируется на выращивание нового мировоззрения, опирающегося на ценности и представления о достоинстве человека. Роль русского языка в этом сложном процессе велика и неоспорима. Только незыблемые национальные традиции и культурные ценности, воплощенные в русском языке как средстве межнационального общения, мировом, позволят сформировать понимание России как мирового лидера ХХI века.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте