search
main
0

Умеешь программировать? Проходи! Современному учителю придется превратиться в ученика

Новосибирске современных специалистов в области информационных технологий готовят более 20 университетов. Нередко такие выпускники с дипломом международного уровня идут в школу: это дает отсрочку от армии. Кроме того, в учебных планах всех факультетов есть дисциплины, имеющие прямое отношение к прикладной информатике. Сегодня любой специалист, кроме учителя, устраиваясь на работу, должен сообщить в резюме, не только каким иностранным, но и каким языком программирования он владеет. Студенты с первого курса используют компьютер как в обучении, исследованиях, проектах, так и в общественной и обыденной жизни.

Два года назад ректор НГУ Николай Диканский радостно показал мне на монитор за своим рабочим столом:

– Потрясающий сайт сделали наши студенты! Прямое включение телерепортажа, система форумов!

Студенты задают ректору любой вопрос. Высказывают любое суждение. Ведь можно себя не называть. Не озвучивать. А студенческими «приколами» и эпатажем ректора не «выбьешь из седла»: он сам когда-то блистал в команде КВН самых «зубастых» физиков. Теперь утро он начинает с форума: личного общения со студентами и сотрудниками. Дискуссии из виртуального пространства перетекают в аудитории, на страницы студенческой газеты, дают пищу для анализа, решений ученого совета и общественных организаций. Меняют информационное пространство, формируют общественное мнение и систему общественного управления. И на это не щадит своих сил известный физик, доктор наук, общественный деятель: он возглавляет эту не только техническую, но и социальную революцию.

– Для информатизации это самое главное, – говорит учитель информатики 200-го лицея Надежда Лопатина, сменившая в начале 90-х кресло начальника лаборатории оборонного предприятия на пустой тогда класс школы-новостройки. – Наш директор Цыганова кроме того,что два великолепных компьютерных класса и мультимедиацентр организовала, еще и весь коллектив убедила осваивать компьютер. Обучили завучей, психологов, создали в лицее собственные курсы. Теперь учителя ходят ко мне и обучаться, и консультироваться по методикам и проектам, которых много в Новосибирской областной образовательной сети.

Сколько всего в Новосибирске учителей прошли компьютерный ликбез? Подсчитать невозможно: обучение программированию детей и учителей аспиранты и научные сотрудники НГУ и ВЦ СОАН начали еще… в

60-е годы. Педагогический институт оборудовал ЭВМ экспериментальный класс в 55-й школе еще в 70-е годы и начал там обучать студентов, а институт усовершенствования – учителей. Появились десятки научных институтов, колледжи информатики, отраслевые ИПК. Энтузиасты хлынули в школы в средине 80-х в надежде на близкую революцию духа и интеллекта. Учились не только учителя, но и родители. В издательствах «Наука» и Западно-Сибирском вышли две мои книги о педагогических возможностях ЭВМ. Несмотря на десятки тысяч тиражей, книжки разошлись «с колес» – так мало было популярной литературы, и так велик был энтузиазм ученых, учителей, студентов. Обучение на курсах и в школе юных программистов велось бесплатно!

Уже в новом веке на новом уровне и на новых машинах обучать директоров школ, организаторов образования и педагогов начали областной Центр информационных технологий, региональный центр Федерации Интернет Образования, два класса НИПКиПРО по программе INTEL, Институт управления развитием образования.

– Да, в Новосибирской области давно готовились перевести образование на информационные технологии, – говорит Владимир Иванов, начальник управления образования областной администрации. – Последние четыре года компьютеризация активизировалась: в бюджет области ежегодно на эти цели, еще до федеральной программы, закладывали по 7-10 миллионов рублей, а реально выделяли значительно больше. Ускорение придало софинансирование с Федерацией: теперь к своим вложениям мы получаем 50 процентов из Федерации. Это очень эффективно. По этому же принципу мы строим свои взаимоотношения с районами, муниципалитетами – чем больше они вложат собственных средств, тем больше получат от нас. Сельские школы, оснащенные с участием «ЮКОСа», по темпам информатизации стали обгонять горожан. И когда Федерация выделила на целевую программу компьютеризации городских и поселковых школ в 2002 году нашей области 18 миллионов рублей, мы из местных бюджетов вложили 21 миллион 700 тысяч. Есть несколько районов, где полностью компьютеризованы на современном уровне все школы, в том числе удаленные. Выход в образовательную сеть они получают через спутник и специальные антенны. К концу года еще 250 сельских школ будут подключены к антеннам удаленного доступа.

В каждом райцентре есть школа, оснащенная проекторами и всеми мультимедийными устройствами, что позволяет учителю организовать любую исследовательскую, проектную, творческую деятельность, а также вести обучение, внеклассную работу в режиме реального времени. В Бердске так оборудована каждая школа. Областной информационный центр и региональный центр ФИО наполняют эту работу новым содержанием и постоянно консультируют учителей.

Появился у учителя и еще один партнер – региональный информационный центр учебного книгоиздания. Электронный каталог всех изданий, электронные версии учебников стали доступны любому учителю: выбирай осознанно!

Купили хоть и дорогую, но замечательную множительную машину: переводит всю нашу подписку в электронный вариант. Теперь каждой школе доступны все 360 периодических изданий. Разумеется, о библиотеках особая забота: 15 миллионов рублей направили на компьютеризацию библиотек, которые на селе становятся и мультимедийным, и школьным информационным центром.

Но главные перемены – новая организация подготовки и переподготовки учителей, новые подходы и новые программы. Чтобы руководители, не умеющие работать с компьютером, не «тормозили» учителей-энтузиастов и не превращали преподавателей информатики в печатную машинку, мы начали обучать руководителей – заведующих роно – в Москве, директоров школ и методистов – в областном центре информационных технологий. На строительство этого центра – двухэтажного здания с современными компьютерными классами – более миллиона выделил «ЮКОС», а еще две трети расходов профинансировала область. На средства «ЮКОСа» создали интернет-центр, оборудовали компьютерные классы в сельских школах, организовали обучение сельских учителей, бесплатные проезд, проживание, питание, учебные материалы. За два года обучили более 4 тысяч работников образования разных категорий. В том числе завучей, психологов, социальных работников. Затем в НИПКиПРО благодаря гранту создали два класса для обучения по программе INTEL «Обучение для будущего», доступной и детям, и пожилым людям. С июня 2002 года обучение на разных уровнях – от базового до методического – прошли 1800 человек, которые продолжают сотрудничать с НИПКиПРО, участвовать в конкурсах и проектах. На ежемесячных конкурсах лучших методических материалов учитель, освоивший информационные технологии, получает приз в 2000 рублей.

В районах области создали 16 ресурсных центров INTEL и подготовили для них тьюторов. К областной образовательной сети скоро добавится городская. Обучение становится массовым, в самое ближайшее время не менее 20 процентов школьных педагогов должны свободно владеть информационными технологиями, тем более что идет постоянное обновление техники и программного продукта. А это приумножает творческие возможности учителя.

Пожалуй, стоит уточнить, что желаемые 20 процентов – «критическая масса для начала перемен» – обучаются по программам, методикам и на машинах нового тысячелетия. А ведь еще тысячи «энтузиастов великих намерений» обучались и создавали собственные учебные программы по всем дисциплинам! – еще в прошлом веке. В 130-й школе, где кабинет информатики не пустовал никогда, разработали на чистом энтузиазме более 300 «учебных пакетов» еще в конце 70-х: контролирующие, обучающие, игровые, для проектирования, моделирования, исследования, управления… Возможно, темпы развития ЭВМ и стремительного обновления информационных технологий сделали невостребованным этот «программный продукт», как и разработки десятков специальных научных институтов. И множество обученных учителей так и не воспользовались своими новыми возможностями. Не наступить бы на те же самые грабли в новом веке: все новые компьютерные компании предлагают учителю все новую технику (и обучат, и накормят бесплатно, как принято во всем мире) с фантастическими возможностями. Однако многие педагоги считают, что лихорадочное обновление техники очень выгодно компаниям, за которыми образование – психолого-педагогическое сопровождение, методическая служба, содержание учебных дисциплин – не поспевает. Оттого обученных информационным технологиям много, а использующих электронные учебники и образовательные сети, ведущих внеурочную и воспитательную работу значительно меньше: знания не востребованы, нет мотивации.

Учитель не должен тратить десятки часов (не оплачиваемых к тому же!) на разработку компьютерного урока. Он должен просто войти в Сеть, зная, что и для чего он там может получить. По любому предмету, по любой теме. Возможно, нужны другие нормативные документы, другие критерии аттестации школы, руководителя и учителя (например – «владеет ли информационными технологиями и языком программирования»), другой принцип оплаты и управления, понуждающий не только обучаться, но и эффективно использовать ЭВМ как самый надежный и необходимый инструмент.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте