search
main
0

Ум хорошо, а много умов лучше

Ценным подарком любимой газеты перед новым учебным годом явились для меня, ветерана педагогического труда, публикации ученого и мудрого педагога-практика Нины Коптюг в рубрике «Беседы в учительской».

 

Автор уделяет внимание острым проблемам и конфликтам, возникающим зачастую в результате непонимания учителем современного ученика, его интересов ввиду слабой профессиональной подготовки педагога. Актуальность статей в том, что читателю предлагается вместе подумать над конкретными примерами из жизни. Без прикрас, откровенно и честно Нина Коптюг показывает, что же происходит за закрытыми дверями класса, как ведут себя наши коллеги, оставаясь наедине с учениками. Примечательно, что как опытный наставник она внимательно, заботливо, очень тактично дает свои варианты разрешения возникших ситуаций. Этот замечательный пример неравнодушия, доброй поддержки и помощи, организации эффективной и полезной работы над ошибками коллег побуждает читателей к творчеству, дальнейшему личностному совершенствованию и профессиональному развитию.

Невольно мне вспоминаются подобные приведенным в текстах автора из Новосибирска примеры из собственной многолетней практики учителя и директора кооперативного техникума. Однажды студенты высказали недовольство, что их классный руководитель преклонного возраста, когда к нему обращаются, обязательно спрашивает: «А вы в какой группе учитесь?» Обидно, что не помнит имен. Почему работает? Причина проста – некем заменить. Бывало, сами преподаватели просили дать возможность еще поработать после выхода на пенсию, а других, напротив, администрация не могла уговорить остаться, они были требовательны к себе и опасались несоответствия запросам времени. Поэтому, как говорится, хотели уйти на год раньше, чем на месяц позже.

С горечью вспоминаю, как одна из студенток, выступая на научно-практической конференции, в резкой форме вдруг совершенно необоснованно обрушила критику на опытного работника техникума. Горе-критик потом объяснила, что ей так посоветовал преподаватель спецпредмета. Пришлось крепко задуматься и поработать над культурой деловых отношений.

В один из дней взволнованный преподаватель рассказала в учительской об инциденте в группе студентов. Замечание ее коллеги о слабой подготовке девушек к уроку, где тактично употреблено сравнение с юношами, которых ставили в пример, вызвало у девушек недовольство, обиду и даже протест. Успокоить растревоженный «девчачий муравейник» оказалось не так-то просто. Не помогли мои доводы о том, что преподаватель проявила необходимую требовательность, ее огорчили неуспехи в обучении. Пришлось даже заметить, что у нее есть взрослый сын, которого она очень любит, отсюда, возможно, и такое отношение к ребятам из группы. И не найдя других действенных аргументов, я сказал: «Ну что вы так разволновались? В конце-то концов я вот, наоборот, очень люблю своих студенток, ребята, по-моему, догадываются об этом, но молодцы, никогда не обижаются».

Грустные лица девушек, к радости, наконец-то расцвели от улыбок, а душевное тепло дружеского общения снова вернулось в аудиторию.

Порадовало, когда работница аппарата управления организации – учредителя техникума, перейдя к нам работать преподавателем, попросила приносить свежие номера» «УГ» в первую очередь в учительскую. Видимо, сегодня далеко не во всех учебных заведениях поступают таким образом. Иначе почему многие интересные и острые темы, освещаемые в газете, не находят широкого отклика у рядовых учителей, воспитателей, других работников образования?

«Учительская газета», 100‑летие которой будет отмечаться в следующем году, задумывалась ее основателями прежде всего как газета учителей, а не для учителей. «Сделать слышнее голос учительства» было главной задачей издания. В канун юбилея предлагаю редакции отобрать наиболее интересные и ценные материалы учителей, авторов газеты последнего времени, и издать дайджест публикаций, отражающих прежде всего вопросы морально-этической стороны педагогической деятельности, направленных на повышение статуса и престижа профессии учителя в обществе. После выпуска хорошо распространить дайджест в каждой школе, что будет способствовать появлению новых подписчиков и авторов, расширению географии нашего замечательного главного педагогического издания страны.

Валерий НАПЁРОВ, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте