search
main
0

«Улыбка стоит тысячи слов». Метод психологической поддержки учеников

Одним из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели психологического и физического здоровья учащихся. Поэтому я использую методы позитивной психологической поддержки учеников на уроках.

Урок – зона психологического комфорта

Упражнение «Комплименты».

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

Игра «Вам – сообщение».

По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть», «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.

Игра «Подарок».

Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

Методика «Утренний сбор». Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днем рождения и т.п.

Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т.д.

Медитативно-релаксационные упражнения.

1. Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую».

Ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит; три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения.

2. Упражнение на релаксацию и визуализацию.

Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы…

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика.

Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д. Вспоминается высказывание К.Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов».

Оценивание в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за удачный ответ. Побеждает тот, чье солнышко ярче.

Разрезанные жетончики (по типу пазлз). Чем полнее картинка, тем значительнее их победа. На своих уроках я достаточно широко практикую самооценивание и взаимооценку.

Индивидуальный и дифференцированный подход проводится через учет личных интересов и особенностей ученика. Дополнительный материал подбираю на основе увлечений ребенка. Организуя виды взаимодействия, учитываю уровень экстравертированности/интровентированности учащихся.

Например, для выполнения определенных заданий на моих уроках разрешается выбрать либо индивидуальный, либо групповой стиль работы.

Практикую на своих уроках элементы уровневого обучения. Выбор уровня выполнения домашнего задания, контроля по теме.

Двигательная активность учеников на уроке английского языка способствует лучшему овладению языковым материалом, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. Здесь, на мой взгляд, срабатывает еще и другой вид памяти, который можно назвать «память тела» или «память мыщц».

Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток.

Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон.

Вот пример некоторых активных форм работы, с успехом используемых мною на уроках.

After a bath.

I try, try, try,

To wipe myself

Till I dry, dry.

I wipe my hands

And fingers and toes

And two wet legs

And little shiny nous.

Just think how much

Less time I d take

If I were a dog

And could shake, shake, shake.

* * *

1. Have you ever seen the moo-moo

Come to tea

Have a look at me

The moo-moo you will see

Moo-moo! Attention!

Moo-moo! Begin!

Right arm! (поднимаем и машем)

2. Повторяем первую часть и добавляем: Left arm

3. Right leg

4. Lefr leg

5. Nod your head

6. Turn around

7. Sit down

Thumbs up

Wrists together

Elbows in – Rusty – sha

Rusty- sha

Rusty – sha – sha!

Все эти рифмовки забавны и могут использоваться для проведения физзарядок.

На уроках я также практикую зарядку для снятия мышечного утомления с пальцев при письме.

These are mother s forks and knives (пальцы обеих рук скрещены)

This is mother s table (изображаем столик)

This is mother s looking glass (изображаем зеркальце и прихорашивающуюся маму)

This is baby s cradle (колыбелька для ребенка).

Поддержание интереса к изучению английского языка.

Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Ученики проходят долгий путь усвоения чужого языка, заучивание новых слов, работы со словарем… И все?

А как хочется уже сейчас получить подлинное удовольствие от общения с иной языковой культурой, самостоятельно прочитать по-английски занимательный текст, оценить знаменитый английский тонкий юмор, пополнить свой лексический запас английской пословицей, поиграть. Обучение через развлечение и игру – цель учителя английского языка.

Я использую игровую методику. Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал.

Например, при изучении названий фруктов и овощей мы играем в игру «Избалованный Мишка». Кроме лексики, эта игра закрепляет структуры «I am hungry» (я голоден), «I am thirsty» (хочу пить) и вопрос типа «Do you want?» (хочешь ли ты?..).

С целью повышения интереса к английскому языку я провожу занимательные уроки или ввожу занимательные элементы в уроки. Вот, например, урок, который я провожу в 5-8-х классах.

На доске круг для игры с дротиками. Он разделен на сегменты. Возможные сегменты: рифмовки, скороговорки, песни, веселый театр, спорт и т.п. Обязательно ввожу сегмент «Счастливчик». Класс делится на 2-3 группы. Группа выбирает стрелка. Стрелок попаданием дротика в цель выбирает задание. Например, выбран сегмент «Рифмовки». Первая группа начинает. Кто знает больше. Если попадают в сегмент «Счастливчик» – жетончик дается без задания. Игра идет до полного выбора сегментов.

Для повышения мотивации, особенно на старшем этапе, подходит метод проектов.

Например, проект «Мы – тинейджеры». Группа 8-го класса провела исследование, что интересует подростков, какие у них самые важные ценности, какой они видят свою школу и свое будущее. По результатам они нарисовали портрет идеального, реального подростка и наметили программу совершенствования.

Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.

Результаты:

Через год работы по формированию условий адаптивной среды был зафиксирован более высокий уровень настроения, оптимизма и более низкий уровень фоновой тревожности учащихся. По результатам промежуточной диагностики, проведенной в декабре 2006 года, мы можем утверждать, что процесс формирования адаптивной среды идет успешно.

Наталья КОЖАЕВА, учитель английского языка, Комсомольской школы, Кинельский район, Самарская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте