Приходилось ли вам наблюдать, как раскрывается бутон тюльпана? Если нет, я попытаюсь описать вам это чудесное зрелище. Представьте: утро, пение птиц, воздух пропитан свежестью и прохладой, первые лучи солнца легко касаются земли, перед вами хрупкий и одновременно сильный цветок, усыпанный капельками росы, которые переливаются и блестят на солнце. Ничего не происходит и, кажется, не произойдет. Но вдруг, словно по мановению волшебной палочки, бутон дрогнул и лепестки медленно, незримо начинают распускаться ярким красным фонариком на фоне еще голой земли. Вы испытываете смешанные чувства восторга и удивления. Знайте! Мне можно завидовать, ведь каждый день я становлюсь не только свидетелем, но и участником подобного чуда, когда мои воспитанники раскрывают свой внутренний мир. Мы вместе радуемся, удивляемся, ищем и находим. Почему-то в голову приходит такое сравнение: клумба – это дом, детский сад, в дальнейшем школа. Благодатная почва – родители и семья, педагоги. Цветы – дети, которые взращиваются общими усилиями и цветут на радость всем!
Я очень рада: став взрослым человеком, живу в мире детства, умею смотреть на все глазами детей! Что позволяет мне быть жителем этого мира? У меня есть особый пропуск – моя профессия воспитателя детского сада. Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Если вы удачно выбрали труд и вложили в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас». Что влияет на выбор профессии? Может, это стечение обстоятельств или, как часто говорят, судьба.В моей семье нет педагогов, поэтому я не могу сказать, что имела четкое представление о будущей профессии при поступлении на дошкольное отделение. По складу своего характера я энергична и не могу сидеть на месте, рутина постоянства не для меня, а с детьми каждый день – это открытие чего-то нового. Оглядываясь назад, я просто не представляю, кем бы я могла стать еще. Вот уже 23 года каждое утро я иду на любимую работу. Может быть, это и есть призвание?!Воспитатель – это педагог-универсал, умеющий работать творчески. В зависимости от обстоятельств ему приходится выступать в разных ролях: товарищ по игре, близкий человек, который все поймет и поможет в трудный момент, друг и авторитет, которого дети любят, уважают, слушаются, но не боятся!Чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность – задачи не из легких.Воспитатель должен быть эрудированным человеком. Иначе нельзя: его ежедневно окружают почемучки. Воспитатель должен быть исследователем, иначе дети будут исследовать этот мир без него! Воспитатель должен быть общительным, артистичным, доброжелательным и веселым. Все эти качества и составляют индивидуальность педагога, уникальную и своеобразную личность.У каждого педагога свой опыт и методика работы. Я всегда стремилась найти свой стиль, «личный почерк» в работе с детьми.Свое общение я строю на основе уважения и сотрудничества, что помогает установлению эмоционально-личностного контакта «ребенок – педагог».Использование дифференцированного подхода в работе с дошкольниками помогает мне в создании условий для обучения детей, имеющих разные способности. В его основе лежит образование разноуровневых групп с целью подбора того содержания обучения, которое соответствует уровню и потребностям детей.В работе с воспитанниками я применяю личностно ориентированный подход. Осуществляю индивидуальный подход к группе в целом и конкретно к определенным детям, учитывая особенности темперамента. Стараюсь помочь каждому ребенку совершенствовать его индивидуальные особенности, развиваться как личность.При организации образовательной деятельности использую метод создания ситуации успеха, который позволяет вовлечь каждого ребенка в предложенную работу. Применяю активные методы обучения, в систему которых входят: дидактические игры; ТРИЗ-технологии (теория решения изобретательских задач); технические средства обучения (для активизации познавательной деятельности детей новые демонстрационные возможности дает применение компьютера и DVD-приставки. Для разных циклов занятий использую видеозаписи сказок, мультфильмов, диски с подбором фотографий природы родного края, архитектуры родного города).Использование активных методов обучения позволяет мне не сообщать ребенку готовые знания, а развивать его познавательный интерес и затем путем последовательных учебных заданий подводить к самостоятельному решению. Занятия с детьми проходят в атмосфере эмоционального подъема, искренности, свободного проявления инициативы, творчества. Стараюсь не прибегать к наставлениям, чтобы у ребенка возникло самостоятельное желание исправить свою ошибку. Строю индивидуальную работу по принципу опережающего обучения (новый материал с детьми сначала разбираем индивидуально, затем закрепляем на общегрупповом занятии). Для закрепления уверенности ребенка в собственных силах использую прием акцентирования успехов. Стараюсь оптимально сочетать традиционные и инновационные методы и приемы работы с дошкольниками, так как считаю, что инновации позволяют формировать и воспитывать ребенка соответственно требованиям сегодняшнего времени.Мир не стоит на месте, и каждый новый набор детей отличается от предыдущего. В центре – ребенок начала ХХI века. Он не хуже и не лучше, чем, например, ребенок 90-х годов ХХ века. Он просто другой. Поэтому в своей работе я учитываю социальную ситуацию, в которой происходит развитие современных детей. Моя главная цель – помочь им стать уверенными в себе, научить их самостоятельно искать пути решения поставленных задач, создать условия для развития индивидуальности ребенка, его творческих способностей.Высшее проявление педагогической успешности – улыбка на лицах детей. Она многого стоит и много дает, от нее становишься богаче и счастливее.Так в чем же моя педагогическая философия? Любовь к детям – вот главное качество любого педагога, без которого невозможно представить себя в этой профессии!Елена ВОРОШИЛО, воспитатель детского сада №2 «Березка», Суоярви, Республика Карелия
Комментарии