Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Улыбка Филиппа Пети. Учителя не готовы радостно совершить «исторический переход»

Учительская газета, №10 от 8 марта 2016. Читать номер
Автор:

7 августа 1974 года француз Филипп Пети совершил переход по канату между башнями Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Он шел по тонкому стальному тросу, закрепленному на высоте 411 метров, удивляя шокированных горожан помахиванием рукой и подпрыгиванием на одной ноге. Этот мировой рекорд позднее назовут историческим переходом. Потому что подобное не удавалось никому ни до, ни после.

«Как совершить исторический переход?» – так назывался один из вебинаров, посвященный изменениям в историческом образовании. В среде учителей истории до сих пор не утихли дискуссии по поводу обоснованности этих изменений и их дальнейшей судьбы. Позволю себе напомнить читателям их суть.17 января 2014 года на совещании в Кремле была утверждена Концепция нового учебно-методического комплекса по истории России. Отправной точкой его появления стало предложение Президента России Владимира Путина о создании единого учебника отечественной истории. Новая концепция преподавания истории направлена на повышение качества исторического образования в школе, на развитие компетенций школьников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Она закладывает новые единообразные подходы к изучению истории России. «Необходимость переоценки подходов к преподаванию истории вызвана множеством объективных причин – от развития научных дисциплин, в том числе исторических, до изменения получателей новых знаний – школьников и студентов», – отметил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.Среди «множества объективных причин» следует выделить две:- наличие в федеральном перечне 75 учебников по истории, содержащих в ряде случаев принципиально разные позиции по одним и тем же вопросам;- наличие стандартизированной формы итоговой аттестации выпускников (ЕГЭ), требующей четких позиций и формулировок.Принятие концепции позволило сформулировать основные принципы преподавания истории России, отшлифовать содержание школьной дисциплины, выделить перечень «трудных вопросов», по которым существуют дискуссии в исторической науке, а также создать полноценный учебно-методический комплекс, позволяющий педагогам обучать истории школьников в русле системно-деятельностного подхода. В соответствии с этим документом также намечен план пересмотра заданий ГИА и ЕГЭ. Основой концепции является новый историко-культурный стандарт. Он содержит ключевые позиции, определяющие современные подходы к преподаванию истории. На первое место выходит социокультурный компонент, а главной задачей исторической науки в школе провозглашается формирование гражданственности, патриотизма и национальной идентичности.Кроме того, в историко-культурном стандарте прописаны основные содержательные единицы курса истории России, представлен перечень ключевых дат, терминов и персоналий по каждому периоду. Это содержание легло в основу создания текстов новых учебников по курсу отечественной истории, задача написания которых была поставлена перед ученым и педагогическим сообществом. Эти и другие положения и идейные установки содержатся в Концепции нового учебно-методического комплекса по истории России, и любой желающий может с ними ознакомиться. Концепция внедрена в образовательный процесс в 2014 году и закреплена содержанием предмета «История России. Всеобщая история» в Примерной основной образовательной программе основного общего образования от 8 апреля 2015 года. В чем же заключается «исторический переход»?В первую очередь фундаментальным изменением является возвращение к линейной системе преподавания истории. Учебный курс рассчитан на однократное изучение основных периодов отечественной истории с 6-го по 10-й класс, в то время как концентрическая система подразумевала повторение всего курса в 10-11-х классах на новом уровне. Авторы концепции ссылаются на итоги всероссийских съездов учителей истории, которые состоялись в 2011-2012 годах. Трудно сказать, насколько взвешенно и продуманно было это решение, но в учительской среде вопрос о переходе на линейную систему оценивается очень неоднозначно. Как изучать принципиально важные и трудные проблемы формирования российского государства в 6-м классе? Как выпускать ребенка в жизнь после 9-го класса без знания истории XX века? Что будет изучаться в 11-м классе? Эти и многие другие вопросы на данный момент не имеют полноценного ответа. Эффективность новой системы покажет время, однако уже сейчас необходимо помнить, что концепция ориентирует учителя на повышение качества обучения (показатели – баллы на экзаменах) и на формирование осознанного отношения к историческому прошлому народа. Практика показывает, что эти задачи не всегда совместимы и требуют различных методов. Решать эту проблему придется педагогу-практику, благо переход планируется постепенный и обдуманный (в течение трех лет).Вторым существенным изменением стали новые УМК. Изменения в Федеральном перечне от 8 июня 2015 года сократили число учебников по истории России до трех линий: издательства «Просвещение», «Русское слово» и «Дрофа». Каждая завершенная линия содержит 5 учебников с 6-го по 10-й класс, хрестоматию, атлас, рабочие тетради, пособия для учителя и электронную версию. Авторский коллектив у трех «линеек» разный, но научное ядро каждой представляет собой историко-культурный стандарт. Учебники снабжены вопросами и заданиями, отвечающими принципам системно-деятельностного подхода и направленными на формирование необходимых умений. Поверхностный обзор позволяет отметить хорошую иллюстративную базу, увеличение доли параграфов, отведенных на изучение культурного пространства и социальных отношений, наличие материалов для проектно-исследовательской работы. Часть школьников сможет начать учиться по ним уже в этом учебном году, а результаты изменений можно будет оценить не скоро. Одно можно сказать с уверенностью: идея единого учебника не была осуществлена, поскольку даже при единстве подходов историки оставляют за собой право трактовать исторические факты и явления, исходя из своих позиций. «Важно понимать, что введение единообразия в преподавании исторической науки не подразумевают единомыслия в духе Козьмы Пруткова, – уточнила первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк. – Мы говорим о единой логике школьного курса истории, о взаимосвязи всех этапов развития российской государственности. …Концепция нового учебного исторического комплекса становится основой для разработки примерных рабочих программ по истории, а также подготовки и переподготовки учителей». Вопрос не только подготовки, но и готовности учителей к внедрению изменений стоит сейчас в регионах наиболее остро.В комплект нового учебно-методического комплекса входит примерная рабочая программа курса, однако составление адаптированного тематического планирования – работа учителя, которому придется столкнуться с рядом проблем. Выбор нового учебника, синхронизация курса истории России и Всеобщей истории (стандарт в разработке) и соотношение часов на них, включение регионального компонента на основе регионального историко-культурного стандарта, организация проектной деятельности – это далеко не полный перечень вопросов. На сегодняшний день многие учителя не только не готовы, но даже не имеют информации о происходящих в историческом образовании процессах. Многим они кажутся еще далекими. Некоторые не осознают, что эти процессы уже внедряются в их личную практику. Так или иначе энтузиастов, готовых «пройти по канату» с улыбкой, как Филипп Пети, и показать другим, как это делается, не видно. Почему?Потому что, планируя «исторический переход», нужно понимать: реализовать через учителя новые подходы в науке и образовании в разы сложнее, чем написать новый учебник. Педагог должен быть преданным адептом нового учения, чтобы распространять его идеи в массы. А в новой концепции, к сожалению, нет фундаментальной идеи, на которой могла бы вырасти идеология, воспитывающая новое поколение.И еще потому что, совершая «исторический переход», человек должен понимать, ради чего он это делает, прямо держать спину, не сгибаясь под грузом рутинной работы, иметь опору для равновесия, надежных помощников и запас воодушевления. Только тогда результат будет стоить проделанной работы, а учитель сможет уверенно улыбаться… как Филипп Пети.Комментарий Сергей КОЧЕРЕЖКО, учитель истории, обществознания гимназии №1 Самары, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2015»:- В новой концепции преподавания истории есть и действительно новое, и хорошо забытое старое. Хорошо забытое старое – особое внимание к многонациональности истории нашей страны. Концепция ставит задачу «расширить объем учебного материала по истории народов России». Новое, к примеру, – отход от доминирования в учебниках политической истории и усиление внимания к социокультурной истории. Рассказ о быте и повседневной жизни людей прошлых эпох, интересное и содержательное изучение культуры – это трудная задача, стоящая перед учителем истории. Концепция следует за «антропологическим поворотом», произошедшим в исторической науке в ХХ веке. Чтобы новая концепция не осталась на бумаге, а была воплощена в жизнь, нужно, чтобы учителя истории: а) поняли ее основные принципы; б) начали разделять эти принципы; в) имели возможности и желание  перестроить свои конспекты и задания. Для этого нужно донести до них суть и принципы концепции. А это зависит от государственных органов, структур повышения квалификации и администрации школ.​Марина НИКОАРЭ, учитель истории и обществознания средней школы №30 Вологды, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту