Четырехлетней дочке Лизе Татьяна поет колыбельные, любимому мужу Роману – лирические романсы, детям на уроке – что положено по программе. Да и как может не быть певческих способностей у педагога с украинскими корнями и знанием украинского языка? Учитель музыки Ларбинской СШ Амурской области Татьяна Ивановна БОНДАРЕНКО родилась в украинском городе Стаханов, закончила Луганский государственный педагогический институт им. Т.Г.Шевченко. До приезда в Россию успела стать дипломантом конкурса «Таланты Украины» среди учащихся музыкальных училищ Украины, посвященного 100-летию со дня рождения С.С. Прокофьева. Неудивительно, что в хор, вокальную группу «Радость», кружок «Обучение игре на фортепиано», которыми руководит Бондаренко, ходят половина учеников Ларбинской школы.
За годы работы в школе у меня сложились собственные взгляды на музыкальное обучение и воспитание. Я согласна с мнением великих педагогов-музыкантов, что высшей целью музыкального образования является передача духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве. Основное средство достижения этой цели – систематические встречи учащихся с музыкой, развитие у них потребности эмоционального общения с образцами художественного творчества.
Но современная жизнь ставит передо мной ряд проблем и вопросов. Как в век высоких технологий, компьютеризации и рыночных отношений в экономике сохранить у детей интерес к великому искусству? Как пробудить самые сокровенные чувства, не вторгаясь в интимный духовный мир ребенка? Как научить творчески мыслить учеников? Как создать условия для развития индивидуальности ребенка, помочь каждому ученику самореализоваться?
Мой педагогический девиз: «Гори, люби, твори!».
Мои педагогические заповеди:
Принимать ребенка таким, каков он есть.
Природа человека сильнее, чем воспитание. Природа – это корни, воспитание – крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, его надо найти. И поэтому исходная позиция педагога в этом вопросе – доверие, опора на потенциал ученика, поиск и развитие его дарований, способностей, стимулирование внутренних духовных сил, чтобы на этом фундаменте они смогли заняться самосовершенствованием.
Быть справедливым и последовательным в воспитании и обучении.
Справедливость для педагога – критерий профессионализма. Для ребенка справедливость – условие защищенности, гуманная сущность окружающей среды. Быть справедливым – это значит увидеть победу, самую маленькую, даже простое старание каждого ребенка. Педагогу очень важно уметь удивляться, восхищаться, восторгаться способностями своих детей.
Быть примером в воспитании любви к музыке, увлеченности музыкальным искусством, музыкальным творчеством.
Главное на этом пути – педагогическая интуиция, нравственное чувство и горячее желание помочь ребенку, зная его конкретные проблемы. Ученик должен видеть умного, успешного, оптимистичного, любящего свое дело, уважаемого детьми, ведущего честный образ жизни наставника. Так учитель передает воспитанникам самого себя! Безусловно, сегодня воспитывает только тот педагог, кому воспитанники осознанно или неосознанно стремятся подражать.
Как педагог, я выделяю следующие компоненты музыкального образования: накопление опыта эмоционально-ценностных переживаний, ибо постижение ребенком мира не может происходить без эмоций, чувств, страстей; формирование интонационно-образного мышления учащихся, помогающего адекватно, целостно и образно воспринимать музыкальный мир, вооружение ребенка умениями, навыками-способами творческой деятельности, как интеллектуальной, так и предметно-преобразующей; сообщение учащимся объективной информации о закономерностях развития музыки.
Обучение всегда обращено к сознанию, в то время как воспитание – к подсознанию, к внутренним установкам. Оно должно готовить психическую почву для рождения нужных чувств и отношений. Обучая детей, учитель всегда является и воспитателем. Необходимо развивать эмоциональную сферу, будить социальные чувства как на уроке, так и после него, ибо бесчувственный, бессердечный человек одинаково опасен, будь он большим ученым или законченным невеждой.
Комментарии