search
main
0

Ульяновский государственный педагогический университет: кузница учительских кадров

В педагогических вузах и колледжах страны стартовала Неделя российской науки, торжественно открытая министром просвещения Сергеем Кравцовым. Он отметил особую значимость преемственности поколений ученых и подготовки перспективной молодежи. Один из флагманов науки и образования – Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова.

Фото: пресс-служба УлГПУ

Об этом и многом другом мы побеседовали с его ректором Игорем Олеговичем Петрищевым, кандидатом технических наук, автором 60 опубликованных изданий и научных трудов, специалистом в области цифровой экономики, компьютерных сетей, информационных, интернет- и мультимедиатехнологий (является членом Общественного экспертного совета по развитию информационных технологий при губернаторе Ульяновской области).

Игорь Олегович, расскажите, пожалуйста, нашим читателям об истории УлГПУ. Какие традиции сформировались в нем и что помогает им следовать?

– После революции советская власть решала задачу ликвидации неграмотности. Необходимость в массовом просвещении граждан нового государства диктовалась самой жизнью. В 1932 году создан Ульяновский государственный педагогический университет, на тот момент институт.

За 91 год вузом обучены более 70 тысяч человек. Большинство из них связали свою жизнь и судьбу со школой, другими образовательными и просветительскими учреждениями. Среди выпускников вуза три Героя Советского Союза (Борис Кузьмич Кошечкин, Константин Андреевич Ежов, Николай Николаевич Вербин), Герой Социалистического Труда (Нина Николаевна Кузьмина), четыре народных учителя СССР и России (Петр Петрович Головин, Юрий Иванович Латышев, Николай Васильевич Семин, Валентина Васильевна Преснякова). Более 400 выпускников удостоены звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», многие отмечены правительственными и государственными наградами.

Гордость университета и педагогической науки – профессора Авраам Вильгельмович Штраус, Виктор Васильевич Благовещенский, Нина Николаевна Благовещенская, Надежда Васильевна Алексеева, Манна Павловна Чередникова, Леонид Лазаревич Каталымов, Николай Григорьевич Левинтов, Арон Михайлович Сохор, Венедикт Федорович Барашков, Любовь Петровна Шабалина, Зоя Александровна Ефремова, Людмила Дмитриевна Назаренко. Большую роль в поддержании высокой творческой атмосферы вуза сыграл выдающийся биолог и философ Александр Александрович Любищев, возглавлявший в пятидесятые годы в Ульяновском педагогическом институте кафедру зоологии. Ежегодно в Ульяновском педагогическом университете проходит день памяти педагога – заслуженного учителя Екатерины Ивановны Никитиной, с 1963 года и до конца жизни преподававшей у нас. Е.И. Никитина – создатель учебника нового типа, ориентированного на всестороннее развитие личности ученика, воспитание высоких нравственных ценностей через образцовый текст русской классики. Это лишь малый список людей, внесших значимый вклад в развитие образования в вузе. Заветы, наставления выдающихся учителей бережно хранят их ученики.

Вместе с развитием научной мысли постоянно совершенствуется материально-техническая база университета.

Программа федерального Министерства просвещения под названием «Учитель будущего поколения России» в 2021 году на базе вуза позволила создать Технопарк универсальных педагогических компетенций. Он призван качественно улучшить междисциплинарную практическую подготовку будущих педагогов, его возможности используются и для занятий со старшеклассниками Лицея УлГПУ, партнерских школ Распределенного лицея, а также для повышения квалификации учителей школ Ульяновской области.

На базе нашего университета успешно работает региональный Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.

Научно-исследовательский центр фундаментальных и прикладных проблем биоэкологии и биотехнологии УлГПУ реализует фундаментальные, прикладные и экспериментальные, исследования, а также готовит высококвалифицированные научно-педагогические кадры.

В 2022 году в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» открылся педагогический технопарк «Кванториум» имени народного учителя СССР П.П. Головина. Учебно-лабораторное оборудование естественно-научного и технологического профилей позволяет студентам университета – будущим учителям – обучиться актуальным методикам и технологиям преподавания учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей с использованием современного оборудования; педагогическим работникам – повысить свою квалификацию; школьникам – прокачать знания и навыки или получить новые по химии, биологии, географии, освоить робототехнику.

Университет стал комплексом непрерывного педагогического образования, включающим детский сад «У-Знайки», дополнительное образование – детскую профильную школу «УМКА» – и малые детские академии, Лицей УлГПУ, Распределенный лицей с психолого-педагогическими классами, колледж, высшее образование и факультет образовательных технологий и непрерывного образования.

Фото: пресс-служба УлГПУ

Вы получили два высших образования: техническое и экономическое. Разделение на технарей и гуманитариев – популярный миф или научно обоснованная теория? Если человек желает освоить и техническую, и гуманитарную специальность, с какой целесообразно начинать и почему?

– В 2019 году я дополнительно окончил педагогическую магистратуру. На мой взгляд, до поступления в вуз важно определиться, кем ты хочешь быть: инженером, энергетиком, биотехнологом, журналистом, лингвистом и так далее, и исходя из своих личных предпочтений выбирать колледж или университет. А дальше прислушиваться к себе в вопросе продолжения образования, рассматривать варианты своего профессионального роста.

Одним людям легче даются гуманитарные предметы, другим – точные науки, но при усердии можно результативно изучить любую дисциплину. Есть много примеров, когда люди, успешные в технических направлениях, так же активны в творчестве – занимаются живописью, публикуют авторские произведения.

Игорь Олегович, насколько нам известно, в юности вы мечтали стать программистом. Почему же, цитируя «Королеву бензоколонки», изменили мечте? А может, вследствие чего мечту изменили?

– С 7-го класса я планировал связать свою жизнь с информационными технологиями, впоследствии поступил в УлГПУ и окончил его по специальности «прикладная информатика (в экономике)». О мире программирования мне рассказал старший товарищ по тренировкам по большому теннису. Этот разговор до сих пор считаю одним из лучших примеров профориентации.

А мечте я не изменил, скорее она трансформировалась. В старших классах понял, что хорошее знание информационных и любых технологий может помочь в различных профессиональных направлениях. Сейчас преподавательская деятельность в области информационных технологий стала частью моей работы.

– Наболевший вопросов современного педагогического образования – педагогическая практика: ее сроки, наполнение, форма, содержание. Дискуссии экспертного уровня ведутся не первый год. Педагогическая практика какой она должна быть, какое место должна и может занимать в подготовке будущего учителя к полноценной работе «в поле»?

– Педагогическая практика – одно из ключевых мест в подготовке будущего учителя, она соединяет теоретическую и практическую подготовку кадров. В ее процессе студенты интенсифицируют самообразование и самовоспитание, повышают степень профессиональной подготовленности, синтезируют педагогическое знание с практической деятельностью, определяют свои профессиональные предпочтения и склонности.

Для качественной подготовки будущего педагога система педагогических практик должна строиться на принципах поэтапности и системности с первого по выпускной курс и направлена на последовательное овладение основными видами профессионально-педагогической деятельности, закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся и приобретение ими практических профессиональных навыков.

В нашем вузе педагогическая практика состоит из нескольких этапов с постепенным усложнением содержания подготовки для овладения обучающимися трудовыми функциями педагога. На первом курсе практикуются вхождение в ответственное ученичество и маршрутизация, а также на базе образовательных учреждений студенты знакомятся с организацией безопасной образовательной среды. Второй курс посвящен практикам входа в школу, таким как нормативно-правовая база образования, производственная общественно-педагогическая практика. В рамках последней обучающиеся выступают в качестве общественных наблюдателей ЕГЭ, знакомятся с работой общественных организаций, органов самоуправления образовательной организации, проводят акции, воспитательные мероприятия в детских и молодежных объединениях, участвуют в волонтерском движении. Практики третьего курса направлены на углубление в предмет, формирование у обучающихся готовности к целенаправленной воспитательной деятельности в педагогической вожатской практике, а также проектно-исследовательской деятельности на производственной практике по социально-экологическому проектированию. На четвертом и пятом курсах практикуется профессиональная деятельность, на первом и втором курсах магистерской подготовки – исследовательская и проектировочная деятельность.

Фото: пресс-служба УлГПУ

– Как организована научная деятельность в Ульяновском государственном педагогическом университете? С какими предприятиями, образовательными учреждениями, государственными ведомствами и научно-исследовательскими институтами сотрудничает вуз?

– Даже в самые трудные времена наряду с организацией оптимального учебного процесса преподаватели и студенты УлГПУ занимались научным творчеством, разработкой новых прогрессивных методик обучения, осмыслением опыта своих ульяновских предшественников и коллег из других регионов страны.

Педагогический университет стал одним из ведущих вузов Приволжского федерального округа по подготовке специалистов педагогических и академических направлений.

Наш университет уделяет пристальное внимание развитию научной и инновационной деятельности. Исследованиями и разработками заняты 32 научных и научно-образовательных подразделения вуза. В 2023 году реализовано более 45 научных проектов. Среди них 4 гранта Российского научного фонда, 4 государственных задания Минпросвещения России по фундаментальным и прикладным научным исследованиям, 13 проектов реализуется по внутривузовским конкурсам грантов для поддержки научных исследований, выполняемых сотрудниками университета.

Продолжают работать федеральные инновационные площадки вуза. В 2023 году проекту «Педагогический дизайн в системе непрерывного педагогического образования» присвоен статус инновационной площадки Российской академии образования, срок реализации проекта 2023-2027 годы. В 2024 году начала функционировать федеральная инновационная площадка Министерства науки и высшего образования «Содержание и организация научно-исследовательской работы обучающихся с использованием ресурсов инновационной инфраструктуры педагогического вуза».

В университете действуют 9 научных школ, 7 из них включены в перечень ведущих научных школ в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Минпросвещения России.

Впервые в 2023 году прошел конкурс на выполнение научно-исследовательских работ между нашим университетом и Барановичским государственным университетом Республики Беларусь на основании договора о двустороннем сотрудничестве для развития научно-исследовательской, учебно-воспитательной и общественно-культурной деятельности.

Ежегодно проводится более 80 научных мероприятий – международные, всероссийские конференции, а также регионального и межвузовского уровня. В ноябре 2023 года при грантовой поддержке Росмолодежи УлГПУ проведен окружной конкурс «Самый умный первокурсник ПФО», участниками его очного этапа стали 42 первокурсника из 16 вузов 12 регионов страны. Также университет стал одной из площадок Всероссийского фестиваля «Научный форсайт».

В научную деятельность и исследования на кафедрах в университете вовлечены свыше 1400 студентов под руководством опытных наставников. В 2023 году опубликовано 550 научных работ и получено более 150 наград различного уровня. СНО УлГПУ стало лауреатом I степени регионального этапа Российской национальной премии «Студент года»-2023 в номинации «Студенческое научное общество года».

В 2023 году активно развивалась молодежная наука, устанавливались связи с российскими и зарубежными вузами. Задача развития студенческой науки в университете – увеличение не менее чем на 10% доли обучающихся университета, систематически занятых научной и исследовательской деятельностью в составе студенческого научного общества. Также планируется продолжить работу над созданием научных кружков и клубов на факультетах с наставниками из профессорско-преподавательского состава факультетов.

Результаты научных исследований широко внедряются в учебный процесс как педагогического университета, так и других вузов страны, в практику общеобразовательных учреждений. Совместные научные исследования ученых вуза и учителей дают возможность проверить на практике эффективность теоретических положений, учебно-методических материалов, педагогических технологий, апробируемых учеными вуза, и внедрять их в образование.

УлГПУ тесно взаимодействует практически со всеми вузами Приволжского федерального округа для поддержки научно-исследовательской деятельности по приоритетным направлениям вузов-партнеров, создания условий для подготовки кадров высшей квалификации, включения в научно-исследовательскую деятельность студентов и развитие студенческой науки в целом.

Научно-исследовательский центр фундаментальных и прикладных проблем биоэкологии и биотехнологии УлГПУ по многим вопросам сотрудничает с Казанским (Приволжским) федеральным университетом (Институт фундаментальной медицины и биологии, НИЛ «Генные и клеточные технологии»), Приволжским исследовательским медицинским университетом, Областным клиническим онкологическим диспансером Ульяновска, Агентством инновационного развития Ульяновской области, Институтом цитологии РАН.

Фото: пресс-служба УлГПУ

– Много ли в УлГПУ иностранных студентов, как развивается международное сотрудничество в условиях геополитической нестабильности? Как поменялась ситуация за последние пару лет? Существуют ли какие-то льготы и преференции для отдельных категорий студентов, если да, почему и каких?

– В 2023 году университет усилил работу в международном направлении. У нас обучаются более 400 иностранных студентов из 10 стран мира.

Международная молодежная олимпиада Volga Universe стала своеобразным триггером для увеличения количества граждан, активно интересующихся возможностями обучения в УлГПУ имени И.Н.Ульянова.

В условиях современной геополитической ситуации международная деятельность УлГПУ направлена на укрепление отношений с Беларусью, Узбекистаном, Киргизией, Китаем и странами Африки.

Академическая мобильность – одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений взаимодействия с иностранными партнерами. Ее роль значительна в повышении статуса российского педагогического образования в международном образовательном пространстве. УлГПУ активно сотрудничает с КНР в области совместных образовательных программ, перспективных форм дистанционного образования. В 2023 году в университете обучались студенты из Китая. В Китай выезжали учиться студенты УлГПУ: они участвовали в рамках летней школы в мероприятии «Мосты дружбы» на территории Хунаньского первого педагогического университета.

Актуальная задача международного культурно-гуманитарного взаимодействия на ближайшие годы – расширение форм образовательного сотрудничества, создание образовательных учреждений за рубежом для продвижения русского языка, истории и культуры.

В 2023 году УлГПУ по поручению Минпросвещения России совместно с Центром международного сотрудничества открыли в Египте и Эфиопии центры открытого образования на русском языке и обучения русскому языку. По шести разработанным преподавателями УлГПУ программам дополнительного образования обучены 970 человек. В мероприятиях образовательного, просветительского, научно-методического характера участвовали 550 человек.

УлГПУ активно взаимодействует с вузами Беларуси в области молодежных научных и культурно-просветительских мероприятий.

Для успешной интеграции университета в мировое научно-образовательное пространство в 2024 году продолжится работа по укреплению партнерства с университетами, научными центрами и организациями Азии, Африки и Ближнего Востока и по организации сетевого взаимодействия с университетами-партнерами Республики Беларусь и КНР.

Существуют квоты для иностранных студентов по линии Правительства РФ, и в своей стране ребята проходят конкурсные испытания по разным критериям. Мы проводим в этих странах профориентационные мероприятия для показа сильных сторон нашего вуза и перспектив получения педагогического образования.

Фото: пресс-служба УлГПУ

– Игорь Олегович, у вас на стене ВКонтакте  есть пост про Студенческую хоккейную лигу. Очень атмосферно, порадовались за ребят. Как в целом обстоят дела в УлГПУ со спортом: каким видам активностей ребята чаще отдают предпочтения, какие секции и кружки могут посещать, не выходя из университета? А сами увлекаетесь спортом?

– В университете действует ряд спортивных секций: хоккей, баскетбол, волейбол, мини-футбол, легкая атлетика, спортивная аэробика, настольный теннис, бадминтон, шахматы, спортивный туризм, ОФП.

Также студенты реализуют себя в организации мероприятий, внутривузовских спартакиад и проектов. В 2023 году выиграны два гранта, позволившие обновить материально-техническую базу главного спортивного объекта университета – легкоатлетического манежа.

Одно из недавних значимых событий в спортивной жизни нашего университета – создание студенческой хоккейной команды «Спарта». В первом же сезоне она пробилась в финал первенства Студенческой хоккейной лиги России. Двух игроков «Спарты» пригласили сыграть в матче звезд на Кубке открытия нового сезона 2023-2024 годов, и форвард Егор Мирошниченко получил приз как лучший нападающий.

В 2023 году впервые провели соревнования по чирлидингу, их итогом стало создание группы поддержки нашей сборной команды по хоккею.

Кроме хоккея в УлГПУ развиваются и другие виды спорта. Больше всего спортсменов задействовано в командных видах: мужские и женские сборные по баскетболу, волейболу, мужская сборная по мини-футболу, участвующие в студенческих лигах регионального и всероссийского уровней. Ребята всегда занимают призовые места, участвуя в нашей областной универсиаде. Команда по легкой атлетике 51 раз была чемпионом областной эстафеты, стабильно приносит золотые медали в легкой атлетике на областной универсиаде и занимает призовые места на всероссийской.

Продолжают побеждать на студенческих чемпионатах члены секции по спортивной аэробике. Большое количество студентов отдают предпочтение армрестлингу и общей физической подготовке. Многие ребята активно занимаются бадминтоном, настольным теннисом и шахматами, единоборствами. Небольшое количество студентов предпочитают спортивный туризм.

Кроме того, мы поддерживаем достижения спортсменов с ограниченными возможностями здоровья. Наши ребята добиваются высоких показателей в паралимпийских видах спорта, достойно представляя вуз на всероссийском и международном уровнях. Так, в 2023 году студенты УлГПУ Никита Котуков и Анастасия Соловьева стали победителями открытого чемпионата Республики Беларусь по легкой атлетике среди лиц с ПОДА.

В 2024 году исполняется 10 лет нашему университетскому бассейну «Буревестник». Здесь созданы комфортные условия для занятий плаванием, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Одно из современных направлений – развитие киберспорта в УлГПУ, студенты могут тренироваться в нашем киберспортивном клубе «Комета».

В детстве я активно занимался спортивной борьбой и большим теннисом. Сейчас у меня меньше серьезных физических нагрузок, но с удовольствием участвую в спортивных забегах и массовых зарядках вместе со студентами, люблю плавать.

Фото: пресс-служба УлГПУ

– Особо впечатлительные преподаватели любят делиться в кулуарах леденящими душу историями о строгости Рособрнадзора – учебные заведения должны соответствовать установленным государством требованиям и нормам, при их нарушении ведомство может приостановить действие или вовсе отобрать лицензию у вуза. Ужесточились ли за последние пару лет требования Рособрнадзора? Что необходимо контролировать и к чему стоит стремиться, чтобы избежать попадания в черный список?

– Требования Рособрнадзора к образовательным организациям за последние годы существенно не изменились, некоторые временно отменили или смягчили, например мораторий на проведение плановых и внеплановых проверок продлили до 2030 года.

Нынешняя реформа контрольно-надзорной деятельности Рособрнадзора направлена на перевод ее из репрессивного в конструктивный план, происходит переориентирование на помощь проверяемым стать лучше.

Прошедший впервые аккредитационный мониторинг вузов подтверждает это, он становится условием, позволяющим на практике перейти административным процедурам в образовании от надзора к риск-ориентированному подходу. Акцент с документарных проверок смещен на профилактику и поддержание качества реализации образовательных программ. Кроме того, сокращение бюрократической нагрузки на органы управления и профессорско-преподавательский состав позволяет сосредоточиться непосредственно на совершенствовании качества образования.

Рособрнадзор достаточно открыто работает с образовательными организациями и готов к диалогу: размещает на официальном сайте информационные, справочные, аналитические, разъяснительные и другие материалы, организует обучающие семинары, оказывает информационную поддержку по возникающим вопросам, проводит общественные обсуждения, активно привлекает к обсуждению и нормативной работе вузовское сообщество.

– Преподаватели и руководство вашего вуза не раз подчеркивали ориентированность на потребности и увлечения студентов – будущего нации. Расскажите, пожалуйста, о последних достижениях УлГПУ в молодежной политике.

– Наш университет был и остается флагманом молодежной политики региона. Со студентами всегда велась активная воспитательная работа. Остановлюсь на основных итогах 2023 года.

В 2023 году наш университет попал в два рейтинга по молодежной политике. Минобразования России впервые провело мониторинг организации деятельности по молодежной политике в вузах, участие приняли 450 вузов, и мы заняли 9-ю строчку по итогам мониторинга – достойный результат работы команды сотрудников, преподавателей и студентов.

Также в 2023 году мы попали в Топ-50 индекса эффективности воспитательной деятельности в вузах на платформе «Твой ход», где заняли 11-ю строчку. Данный рейтинг формируется по опросу студентов, а значит, они высоко оценивают работу университета – поддержку инициатив и идей студентов, создание новых молодежных пространств и студенческих общественных объединений, возможность принимать участие в различных всероссийских проектах, конкурсах, фестивалях.

Впервые с 2013 года коллектив Ульяновской области с нашими студентами в основе стал лауреатом Всероссийского фестиваля «Студенческая весна»-2023 в номинации «Региональная программа». Университет выступил площадкой для проведения масштабных и знаковых мероприятий Года педагога и наставника, мы провели специальный трек национальной премии «Студент года. Педагоги» и первый съезд народных учителей России и СНГ.

Фото: пресс-служба УлГПУ

– Каковы, на ваш собственный взгляд, ваши сильные стороны как руководителя? Из чего формируется психологический портрет отличного ректора российского вуза?

– Про сильные стороны своей деятельности говорить, конечно, сложно, ведь мы работаем большой слаженной командой университета. Но если попробовать перечислить: трудолюбие, да и вообще любовь к тому делу, которым занимаюсь, умение слушать и слышать руководство и тех людей, которые работают вместе со мной, в меру доверительные отношения, но при необходимости умение проявить настойчивость. Я легко нахожу общий язык с молодежью, студентами.

– Игорь Олегович, мы познакомились с вами в минувшем году на Всероссийском конкурсе «Учитель года России»-2023. Вы были сопредседателем одной из групп экспертов на первом туре и вошли в состав Большого жюри этого известного и авторитетного профессионального состязания. Какие уроки вы извлекли для себя из этого опыта? Каковы ваши впечатления от общения с конкурсантами, чего бы хотели пожелать им на будущее?

– Всероссийский конкурс «Учитель года» с богатой историей, организованный при поддержке Минпросвещения России, Общероссийского профсоюза образования и издательского дома «Учительская газета», – одно из самых ярких событий для учителей страны.

В Год педагога и наставника он приобрел особую ценность и показал важность системы образования нашей страны, повысил престиж профессии учителя и задал тренд движению наставничества во всех сферах жизни.

Я провел много конкурсов в качестве члена жюри, но быть частью экспертного сообщества такого грандиозного мероприятия – уникальный и незабываемый опыт. Для себя в очередной раз открыл простую истину: славится талантами земля Русская! Искусство владеть языком, умение держать аудиторию в приятном напряжении, давать заряд энергии на уроках, учить радоваться жизни, любить Родину… Всегда надо учиться, а учиться у таких учителей есть чему. Хочу пожелать им не останавливаться в совершенствовании своей профессиональной деятельности и оставаться достойными сынами и дочерями своей Родины, воспитывать молодежь в духе патриотизма. В их надежных руках наше будущее!

Справка

Неделя российской науки продлится до 16 февраля. В ходе нее студенты и преподаватели примут участие в конференциях, форумах, круглых столах, семинарах, научно-просветительских мероприятиях. Итоговым событием недели станет Всероссийский форум «Молодые ученые педагогических университетов – технологическому суверенитету России». Он состоится 16 февраля на площадке Московского педагогического государственного университета. Организаторы мероприятий Недели российской науки – Минпросвещения России, Ассоциация развития педагогического образования, Московский педагогический государственный университет, Всероссийский научно-методический центр «Философия образования».

Ирина Димова, Зоя Кондратьева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте